Организация коррекционной развивающей деятельности учителя-логопеда по профилактике нарушений письменной речи у обучающихся групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 29.11.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Мантулова, Я. А. Организация коррекционной развивающей деятельности учителя-логопеда по профилактике нарушений письменной речи у обучающихся групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи / Я. А. Мантулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 251-253. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119833/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье раскрывается коррекционная развивающая деятельность учителя-логопеда по профилактике нарушений письменной речи у обучающихся групп компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Ключевые слова: нарушение письма, чтения, дисграфия, дислексия.

Часто возникает вопрос, почему у многих детей существует нарушение чтения и письма? Как можно определить дилемму и разобраться — это просто невнимательность или же логопедическая проблема? Что сделать взрослому, для помощи ребенку в данной трудности.

Письмо и чтение для детей является сложной задачей. Не каждый ребенок может сразу научиться читать и писать, хотя, по мнению взрослых это легко и просто. Малыш может быть интеллектуально развит во всех сферах, но при этом во время написания может делать элементарные ошибки. Например, часто встречается пропуск букв ксы — косы; все слова, предлоги могут быть написаны слитно; сделать два слова из одного: ок и но — окно и т. п.

К сожалению, огромное количество родителей, а иногда и молодые педагоги данные ошибки относят к невнимательности. В самом отличном случае педагог советует родителям писать с ребёнком как можно больше диктантов или переписывать текст. Иногда наступает трудный период и для родителей, и для детей. Ребенок перестает любить писать, закатывает истерики, не хочет идти в школу. Необходимо внимательно понаблюдать за ошибками ребенка. Если такие ошибки наблюдаются регулярно и не связаны с усталостью или недостатком внимания, то стоит обратиться к специалисту для диагностики и коррекции. В таких случаях помогают логопеды и нейропсихологи, которые разрабатывают индивидуальные программы коррекции.

Ошибки на письме говорят о том, что у ребенка дисграфия.

Дисграфия — это специфическое нарушение процесса письма, при котором ребёнок совершает характерные ошибки, несмотря на достаточный уровень интеллектуального развития и отсутствие других серьёзных проблем с обучением.

Основные виды ошибок, которые могут указывать на дисграфию: замены букв, пропуски букв или слогов, перестановки букв, слитное написание слов, ошибки на уровне звукового анализа, неразличение мягких и твёрдых согласных, зеркальное письмо.

Дисграфия и дислексия действительно создают значительные сложности, как для детей, так и для их родителей и учителей. Эти нарушения приводят к тому, что дети испытывают трудности с чтением, письмом и пониманием текста, негативно сказывается на успеваемости по всем предметам, особенно по родному языку и литературе.

При дисграфии и дислексии у ребенка появляется много проблем в школе. Самая большая из них это школьная дезадаптация. Дети с такими нарушениями часто сталкиваются с трудностями в освоении школьных программ, что приводит к отставанию от сверстников. Это может вызывать у них чувство неуверенности в себе и разочарование в учёбе. Снижается учебная мотивация, появляется большое количество трудностей в поведении, социальные проблемы.

Для избежание данных проблем важно их выявить. Первое, что необходимо сделать — это провести диагностику, а затем коррекционную работу. Существует множество специальных технологий и методик для предотвращения дисграфии и дислексии, например такие, как компьютерные программы, интерактивные игры, специализированные пособия.

Главное не забывать, все дети разные и что подходит для одного, может не подойти для другого. Каждый специалист должен использовать индивидуальный подход и тогда обязательно все получится.

Учитывая требования коррекционных программ (авторы Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. и др.) и особенностей детей с ОНР, логопедическая работа по профилактике нарушений письменной речи ведётся в следующих направлениях: коррекция звукопроизношения; развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений; формирование связной речи; развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания; развитие графо — моторных навыков; подготовка к обучению грамоте.

Правильное восприятие и выделение звуков речи играет ключевую роль в развитии речевых навыков, а также в подготовке к успешному овладению чтением и письмом. Каждый ребенок должен научиться: определить место заданного звука в слове (в начале, середине, конце); разделить слова на слоги; видеть разницу между твердыми и мягкими согласными звуками; различать слова, похожие по звучанию; различать слова, отличающиеся одним звуком; находить слова, в которых нет заданного звука; осознавать основные элементы языка — слово, слог, звук.

Важно перед школой у ребенка устранить неправильное звукопроизношение. Если данная проблема останется, то в школе в написании диктантов, изложений все недочеты речи ребенок перенесет на письмо.

Развитие моторики и графических навыков — важный аспект подготовки ребёнка к успешному овладению навыками письма. Этот процесс включает несколько ключевых компонентов: развитие общей моторики; развитие мелкой моторики; координацию движений глаз и рук; развитие силы и выносливости кисти руки; формирование правильных двигательных стереотипов; тренировка точности движений; работа над скоростью и автоматизмов.

Регулярная работа над развитием моторики и графических навыков значительно облегчит ребёнку процесс обучения письму и повысит его уверенность в своих силах.

Развитие звукобуквенного анализа — это ключевой этап в подготовке ребёнка к успешному овладению чтением и письмом. Звукобуквенный анализ предполагает умение ребёнка соотносить звуки речи с соответствующими буквами алфавита и составлять из них слова.

Звукобуквенный анализ — это процесс разделения слов на составляющие их звуки и определение соответствующих этим звукам букв. Он включает в себя следующие этапы: анализ звукового состава слова; соотношение звуков и букв; составление слова из букв. Развитие звукобуквенного анализа — это сложный, но необходимый процесс, который помогает ребёнку успешно освоить чтение и письмо. Регулярные занятия и игры, направленные на развитие этих навыков, способствуют формированию прочных основ грамотности и облегчают дальнейшее обучение.

Развитие словаря — это важная часть языкового развития ребёнка, которая напрямую влияет на его коммуникативные способности, успехи в учёбе и общее интеллектуальное развитие. Словарь включает в себя активный словарь (слова, которые ребёнок активно использует в своей речи) и пассивный словарь (слова, которые ребёнок понимает, но редко употребляет сам). Словарь важно развивать так как: богатый словарь позволяет ребёнку точнее выражать свои мысли и чувства, а также лучше понимать речь окружающих; чем больше слов знает ребёнок, тем легче ему будет читать и понимать тексты, а также писать собственные сочинения; обширный лексикон способствует развитию мышления, воображения и креативности.

Обучение чтению — это важнейший этап в образовательном процессе, который открывает перед ребёнком двери в мир знаний и информации. Чтение не только улучшает академическую успеваемость, но и развивает воображение, критическое мышление и культурную осведомлённость.

Коррекционная работа по недостаткам письма и чтения в школе требует много усилий, систематических занятий, на это все необходимо много времени. Поэтому легче предупредить нарушения письма и чтения в дошкольном возрасте, чем в школьном возрасте все исправлять.

Важно коррекционную работу поставить определенным образом на логопедических занятиях учителя-логопеда в детском саду.

Для того, чтобы заинтересовать детей, на занятии важно использовать организационный момент. Необходимо ознакомить детей с артикуляцией и акустической характеристикой звука, с символом звука, учить устанавливать различия и сходства звуков, сравнивать звуки по признакам артикуляции и акустики. Использовать автоматизацию и дифференциацию звуков в словах. Разнообразят занятия словесные физкультминутки. Автоматизировать и дифференцировать изучаемые звуки в предложениях и связной речи. Знакомить с буквами.

Такая комплексная система логопедической работы действительно способна существенно повысить шансы детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) на достижение нормального уровня речевого развития и предотвратить возможные трудности с письмом и чтением в школе.

Литература:

  1. Бачина, О. В. Школьный логопункт: Организация и содержание работы / О. В. Бачина, М. П. Вилочева. — 4. — Москва: ТЦ Сфера, 2009. — 300 c. — Текст: непосредственный.
  2. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. / Л. Н. Ефименкова. — 2. — Москва: Просвещение, 2014. — 452 c. — Текст: непосредственный.
  3. Ефименкова, Л. Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. / Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко. — 4. — Москва: Просвещение, 2012. — 325 c. — Текст: непосредственный.
  4. Козырева, Л. М. Как образуются слова. / Л. М. Козырева. — 2. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 564 c. — Текст: непосредственный.
  5. Ястребова, А. В. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе / А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова. — 2. — Москва: Просвещение, 2000. — 432 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, слово, звукобуквенный анализ, чтение, коррекционная работа, письмо, развитие, успешное овладение, логопедическая работа, письменная речь.


Ключевые слова

дислексия, дисграфия, нарушение письма, чтения

Похожие статьи

Задать вопрос