Сформулированы проблемы и пути решения установки границ между субъектами Российской Федерации.
Ключевые слова: границы субъектов Российской Федерации, установление границ.
Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации) в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) подлежат внесению сведения о границах между субъектами Российской Федерации (далее — границы между Субъектами).
Территория Российской Федерации состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов, являющихся субъектами федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Функция установления границ между субъектами РФ возложена на региональные органы государственной власти. Администрации регионов согласовывают между собой прохождение общей границы и готовят пакет документов. К 2021 году власти субъектов РФ должны завершить работу по установлению границ своих регионов и населенных пунктов.
По итогам первого квартала 2019 года в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о 112 границах между субъектами Российской Федерации, что составляет 29,5 % от общего количества (всего между субъектами Российской Федерации 380 границ). По состоянию на 01.05.2018 в отношении территории Российской Федерации в реестре границ содержались сведения о 66 границах между Субъектами, что составляло 17,4 % от их общего количества. За 2017 год в ЕГРН были внесены сведения о 36 границах между регионами, а в 2015–2016 годах были внесены сведения только о 10 таких границах.
Согласно целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации» (далее — Целевая модель), направленной на повышение эффективности процедур предоставления земельных участков, находящихся в государственной (федеральной, региональной) или муниципальной собственности, и постановки объектов недвижимости на государственный кадастровый учет. Целевая модель призвана создать благоприятные условия для ведения бизнеса в регионе, развития конкуренции и улучшения инвестиционного климата и содействия региональному развитию.
Согласно целевой модели, показатель доли количества границ между субъектами Российской Федерации к 31.12.2019 должен достигнуть 75 %.
Доля сведений о границах между Субъектами, сведения о которых содержатся в ЕГРН, от их общего количества (%), в разрезе федеральных округов приведена в таблице 1.
Таблица 1
Наименование федерального округа |
Количество границ между субъектами Российской Федерации |
Количество границ между субъектами Российской Федерации, сведения окоторых содержатся вЕГРН |
Доля количества участков границ между субъектами Российской Федерации, сведения окоторых внесены вЕГРН, от их общего количества,% |
Центральный ФО |
94 |
28 |
29,8 |
Южный ФО |
24 |
9 |
37,5 |
Северо-Западный ФО |
42 |
8 |
19 |
Дальневосточный ФО |
35 |
18 |
64,3 |
Сибирский ФО |
48 |
9 |
16,4 |
Уральский ФО |
29 |
19 |
65,5 |
Приволжский ФО |
79 |
16 |
19,8 |
Северо-Кавказский ФО |
27 |
5 |
18,5 |
Основной причиной отсутствия в ЕГРН сведений о границах является наличие спорных территорий между субъектами Российской Федерации.
Для решения вопросов по установлению границ между субъектами Российской Федерации, имеющих спорные территории, региональным органам необходимо:
− создать рабочую группу;
− рассмотреть законы субъектов Российской Федерации
− об установлении границ спорных территорий, а также, текстовое и графическое описание таких границ;
− провести анализ имеющихся документов и картографических материалов;
− выявить расхождения в прохождении границ между субъектами на различных картографических материалах;
− принять решение об определении местоположения границ;
− подготовить дорожную карту реализации мероприятий
− по установлению, описанию и внесению в ЕГРН сведений о границах между субъектами Российской Федерации.
В случае наличия соглашений и подтверждения их актуальности высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации рекомендовано принимать соглашения в качестве Актов и проведение землеустроительных работ осуществлять на основании таких документов с последующим внесением в ЕГРН сведений о границах между Субъектами.
Работа по урегулированию споров ведется, но необходимо ускорить данную работу, поскольку отсутствие указанных сведений:
− снижает информированность граждан и бизнеса о территориальной принадлежности земель и объектов недвижимости;
− ухудшает процесс управления земельными ресурсами, формирование благоприятных условий для предпринимательства и прогрессивного развития общества.
Установление границ между субъектами Российской Федерации, а также внесение таких сведений в ЕГРН является перспективной задачей и требует скорейшего решения.
Установление границ между субъектами Российской Федерации позволит:
− повысить рейтинг региона;
− улучшить инвестиционную привлекательность;
− создать благоприятные условия для бизнеса и развития общества, повысить эффективность государственного управления;
− улучшить позицию Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка.
Литература:
- Российская Федерация. Законы. «О государственной регистрации недвижимости» [Электронный ресурс]: федеральный закон от 13.07.2015г. № 218-ФЗ (ред. от 24.04.2016г.) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс»
- Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2017 N 147-р (ред. от 19.04.2019) «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации» / Электронный ресурс / Официальный интернет-портал правовой информации. — Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
- https://minec.astrobl.ru/about — официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации.