Правовое регулирование разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 19.11.2022

Статья просмотрена: 1683 раза

Библиографическое описание:

Белоусова, Е. В. Правовое регулирование разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами / Е. В. Белоусова, А. А. Язынина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 175-178. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96540/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы пытаются выделить основы правового регулирования разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Ключевые слова: правовое регулирование, разграничение предметов ведение, полномочия, субъекты РФ.

Специфика законодательства в практическом аспекте разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и её субъектами определена Конституцией Российской Федерации [1].

Основная роль данных разграничений обуславливается конституционными гарантиями и принципами при постановке целевых ориентиров, стратегических задач и базиса соблюдения законности. Сегодня, проблематика правового регулирования разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерацией и субъектами считается одной из дискуссионных. Построенная модель конституционного характера представлена двухуровневым способом структурирования правового регулирования в отношении предметов ведения.

К примеру, закрепления перечня предметов ведения указывается в статье 71 Конституции РФ, а ведение её субъектов в статьях 72 и 73 [1]. Следует уделить внимание тому факту, что правовое регулирование предметов ведения и полномочий, как модель, ближе к практике стран ФГР и Австрии. При этом предметы ведения не имеют четкой правовой определенности, что отражается на применения статей 71,72 и 73 Конституции РФ в практической деятельности [1].

Особую значимость в исследовании правового регулирования разграничения предметов введения и регулирования представляют исследования А. Н. Кокотова, в которых указывается, что разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами не считаются перераспределением предметов на базе Конституции РФ и конституционно установленных предметов. Следовательно, с правовой точки зрения следует выделять статьи 71,72 и 73 Конституции и конкретизацию положений по данным статьям [5, с. 5–18].

С другой стороны, правовая компетенция разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и её субъектами, указывает на выделение источников подтверждающих финансовое и материальное обеспечение органов государственной власти. В подтверждение можно привести выдержку из статьи 11 части 3 Конституции РФ: «Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий» [1].

Представим конституционную модель правового регулирования разграничения предметов ведения и полномочий между субъектами и Российской Федерацией на базе Конституции РФ (статья 72) и иных нормативных актов. Основой для модели выступают федеральные законы и правовые акты субъектов Российской Федерации. Конституционная модель представлена на рисунке 1.

Конституционная модель правового регулирования разграничения предметов ведения и полномочий между субъектами и Российской Федерацией на базе Конституции РФ и иных нормативных актов [6]

Рис. 1 Конституционная модель правового регулирования разграничения предметов ведения и полномочий между субъектами и Российской Федерацией на базе Конституции РФ и иных нормативных актов [6]

Как видно из рисунка 1, предметы ведения представлены элементом правового и конституционного статуса для Российской Федерации и субъектов Федерации, все правовые вопросы регулирования встраиваются по отраслевому принципу. Наблюдается недопустимость действий перераспределения конституционных разграничений предметов ведения и полномочий.

Полномочия федеральных органов в настоящий момент не четко прописаны, нет исчерпывающего перечня, а реализация происходит за счет федерального бюджета. Полномочия субъектов Российской Федерации указывается в ФЗ «Об общ0их принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти РФ», также в части реализации и исполнения средств бюджета субъектов. Реализация правового регулирования считается обязательной [2].

Выделим основные разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и её субъектами. Данные предметы ведения носят конкурирующий характер, а именно субъекты Федерации наделены государственной властью в следующих областях [7, с. 20–26]:

– по обеспечению единой правовой системы с позиции административного и административно-процессуального законодательства;

– по обеспечению охраны природы и её использования;

– по обеспечению защиты прав человека и социальной сферы;

– по координации внешнеэкономической связи субъектов, либо международной связи.

Правовые и законодательные нормы позволяют отталкиваться от того, что под правовым регулированием разграничения предметов ведения и полномочий следует отталкиваться от уточнение содержательной базы учрежденных предметов введения, но с учетом юридических и технических обособлений. Таким образом правовое регулирования позволяет разграничивать функционал самих предметов ведения и конкретизировать полномочия. Наблюдается тенденция соответствия правового статуса для субъектов Федерации действующему праву и законодательству, с учетом имеющихся у субъектов суверенных прав. Важно понимать, что субъекты Российской Федерации наделены правом самостоятельно принимать и разрабатывать уставы, при этом утверждение от федеральных органов в данном случае не требуется.

Имеющиеся компетенции федеральных органов позволяет определять круг правовых интересов для сохранения целостности Российской Федерации, единства работы правового института и института народного хозяйства. Субъекты наделены полномочиями в сферах, которые были отданы в их правовое пользование и ведение.

Структурирование совместной работы и разграничения по ним указывают на разделение полномочий в цепочке работы Российской Федерации и её субъектов для решения спектра правовых вопросов.

Таблица 1

Спектр вопросов по разграничению предметов ведения и полномочий

Спектр вопросов ведения РФ

Спектр вопросов ведения РФ и её субъектов

Спектр вопросов ведения субъектов РФ

– федеральное законодательство и устройство;

– работа и функционирования органов гос. власти;

– гражданство на территории РФ;

– работа федерального бюджета

– в соответствии с законодательной и правовой базой субъектов РФ;

– в соответствии с федеральным законодательством субъектов;

– в соответствии с владением, пользованием и распоряжением землей и иными ресурсами;

– в соответствии с разграничением госсобственности.

– те вопросы, которые не входят в спектр вопросов ведения РФ и не входят в предмет исключительной компетенции, совместного ведения субъектов и РФ.

Дело в том, что в законе нет четкого разделения между компетенциями, которые относились бы только к ведению субъектов, что вызывают правовые трудности.

Целесообразно, в реальных ситуациях регулирования предметов отталкиваться от установки правовых рамок, которые позволяли бы определять пределы правового регулирования в отношении субъектов и указывать на развитие правовой практики работы. В этом случае потребуется новые доработки в действующие нормативные акты. Важно не разграничивать правовые отношения и правовые полномочия, которые возможно доработать юридическими особенностями для предметов ведения.

Если рассматривать законодательные основы, указывающие на государственно-территориальную организацию, то выделяется принципы Конституции РФ — целостность, достоверность, единство управления. При этом, С. В. Бендюрина указывает на разделение вертикального характера между субъектами и самой Федерацией, что доказывает неравенство в сфере разграничения полномочий [4, с. 100–103]

Опыт правового регулирования в странах мира позволяет говорить о том, что для федерального государства характерны разграничения правовых компетенций по данному вопросу. На каждом уровне власти проводятся механизмы правового регулирования, которые соответствуют их полномочиям.

В судебной практике Высшего суда РФ указывается, что смысл статей 3,5, 11, 72 Конституции РФ раскрывается через правовые основы суверенного волеизлияния субъектов, которые отражаются в договоре или Конституции РФ. Таким образом, даже наличие суверенитета прописанного в статусу субъекта указывает на подчинение Российской Федерации и единство государства [1].

Ориентир правового регулирования между Российской Федерацией и субъектами выстраивает правовая система в сферах общественной жизни. Важно внести уточнение для правовой работы разграничения предметов ведения и полномочий со стороны субъектов. Рекомендуется внести дополнения в Конституцию РФ в статью 3, которые будут обобщать перечень предметов введения в виде [1]:

– доработки вопросов территориального и административного устройства субъектов;

– доработки по установлению систематизации органов со стороны государственной власти всех субъектов;

– доработки вопросов управления и распоряжения государственной собственностью субъектов и системы органов государственной власти;

– определения новых задач социально-экономического развития, которые будут отражены в Конституции РФ и государственных программ субъектов:

– доработки по контролю за внебюджетными фондами и регионального налогообложения;

– доработки в части почетного звания и наград для субъектов Федераций.

Следовательно, отталкиваясь от вышесказанного стоит учитывать, что правовое регулирование разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и её субъектами требует доработки законодательных актов и норм, которые будут более объективно разграничивать работу и совместное ведение субъектов и Федерации. Такой подход позволит избежать противоречий и провести оптимизацию правового и конституционного механизма разграничения предметов ведения и полномочий.

Литература:

1. Конституция РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 10.10.2022)

2. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/ (дата обращения: 10.10.2022)

3. Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 N 92-О [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (дата обращения: 10.10.2022).

4. Бендюрина С. В., Гончаров М. В., Евстифеев Д. М.; Отв. ред. Кокотов А. Н., Саликов М. С. Конституционное право России: Учебник для бакалавров. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. (переизд. 2020) — 448 с.

5. . Кокотов А. Н. Разграничение и согласование полномочий РФ, субъектов федерации и их органов государственной власти // Журнал российского права 2002. № 8, С. 5–18.

6. Эбзббв Б. С., Карапетян Л. М. Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/96–02–011-ebzbbv-b-s-karapetyan-l-m-rossiyskiy-federalizm-ravnopravie-i-asimmetriya-konstitutsionnogo-statusa-subektov-gosudarstvo-i-pravo-m (дата обращения: 10.10.2022)

7. Тухватуллин Т. А. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в современных условиях: конституционно-правовое исследование// Автореф. дис. канд. юрид. наук / Т. А. Тухватуллин. М., 2012.- 26 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, правовое регулирование, Конституция РФ, полномочие, правовое регулирование разграничения предметов ведения, субъект, государственная власть, предмет ведения, баз Конституции РФ, Конституционная модель.


Ключевые слова

полномочия, правовое регулирование, субъекты РФ, разграничение предметов ведение

Похожие статьи

Становление института разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами

В статье автор пытается выделить основания становления института разграничения предметов ведения и полномочий между РФ.

Конституционная ответственность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

В статье дается определение конституционно-правовой ответственности, которая определяется как ответственность, которая предусмотрена только нормами Конституции РФ и может наступить при нарушении конституционных обязанностей, анализируется ее особенно...

Административно-правовые режимы государственной границы России

В статье автор анализирует нормативно-правовые акты, регламентирующие различные административно-правовые режимы государственной границы, рассматривает особенности и ключевые черты каждого из режимов, анализирует инструменты обеспечения государственно...

Понятие и принципы ответственности субъектов муниципальных правоотношений

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления выступает самостоятельным правовым институтом. Осуществляя свои полномочия, органы местного самоуправления, находятся достаточно в сложных взаимоотношениях с государством. Конституцион...

Классификация и правовой статус участников налоговых правоотношений

В данной научной статье дается понятие терминам «участники налоговых правоотношений», «субъекты налоговых правоотношений», «субъекты налогового права», определяется их соотношение, а также разграничение. Рассматриваются вопросы, касающиеся правового ...

Понятие и структурная организация правового механизма управления исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности

В данной статье рассматриваются понятие и структурная организация механизма управления исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Данная статья посвящена вопросам правового регулирования предпринимательской деятельности. Изучено соотношение норм публичного и частного права, задеты вопросы проблем правовой регламентации предпринимательской деятельности.

Правовые основы административного статуса гражданина Российской Федерации

В статье анализируются совокупность нормативных актов, которые направлены на регулирование административно-правового статуса гражданина. Административно-правовой статус гражданина представляет собой совокупность прав, свобод и обязанностей, которые г...

Методика определения права, обязанности, исполнения в российской правовой системе

В данной статье анализируется взаимодействие таких элементов правовой системы Российской Федерации, как право, обязанность, исполнение. Формируется концепция понимания взаимосвязи данных связующих звеньев и идея методологического подхода понимания и ...

Гражданско-правовое регулирование отношений в сети Интернет

В данной статье раскрываются специфика и проблематика гражданско-правового регулирования отношений в сети Интернет в Российской Федерации.

Похожие статьи

Становление института разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами

В статье автор пытается выделить основания становления института разграничения предметов ведения и полномочий между РФ.

Конституционная ответственность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

В статье дается определение конституционно-правовой ответственности, которая определяется как ответственность, которая предусмотрена только нормами Конституции РФ и может наступить при нарушении конституционных обязанностей, анализируется ее особенно...

Административно-правовые режимы государственной границы России

В статье автор анализирует нормативно-правовые акты, регламентирующие различные административно-правовые режимы государственной границы, рассматривает особенности и ключевые черты каждого из режимов, анализирует инструменты обеспечения государственно...

Понятие и принципы ответственности субъектов муниципальных правоотношений

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления выступает самостоятельным правовым институтом. Осуществляя свои полномочия, органы местного самоуправления, находятся достаточно в сложных взаимоотношениях с государством. Конституцион...

Классификация и правовой статус участников налоговых правоотношений

В данной научной статье дается понятие терминам «участники налоговых правоотношений», «субъекты налоговых правоотношений», «субъекты налогового права», определяется их соотношение, а также разграничение. Рассматриваются вопросы, касающиеся правового ...

Понятие и структурная организация правового механизма управления исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности

В данной статье рассматриваются понятие и структурная организация механизма управления исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Данная статья посвящена вопросам правового регулирования предпринимательской деятельности. Изучено соотношение норм публичного и частного права, задеты вопросы проблем правовой регламентации предпринимательской деятельности.

Правовые основы административного статуса гражданина Российской Федерации

В статье анализируются совокупность нормативных актов, которые направлены на регулирование административно-правового статуса гражданина. Административно-правовой статус гражданина представляет собой совокупность прав, свобод и обязанностей, которые г...

Методика определения права, обязанности, исполнения в российской правовой системе

В данной статье анализируется взаимодействие таких элементов правовой системы Российской Федерации, как право, обязанность, исполнение. Формируется концепция понимания взаимосвязи данных связующих звеньев и идея методологического подхода понимания и ...

Гражданско-правовое регулирование отношений в сети Интернет

В данной статье раскрываются специфика и проблематика гражданско-правового регулирования отношений в сети Интернет в Российской Федерации.

Задать вопрос