В статье авторы пытаются выделить основы правового регулирования разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Ключевые слова: правовое регулирование, разграничение предметов ведение, полномочия, субъекты РФ.
Специфика законодательства в практическом аспекте разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и её субъектами определена Конституцией Российской Федерации [1].
Основная роль данных разграничений обуславливается конституционными гарантиями и принципами при постановке целевых ориентиров, стратегических задач и базиса соблюдения законности. Сегодня, проблематика правового регулирования разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерацией и субъектами считается одной из дискуссионных. Построенная модель конституционного характера представлена двухуровневым способом структурирования правового регулирования в отношении предметов ведения.
К примеру, закрепления перечня предметов ведения указывается в статье 71 Конституции РФ, а ведение её субъектов в статьях 72 и 73 [1]. Следует уделить внимание тому факту, что правовое регулирование предметов ведения и полномочий, как модель, ближе к практике стран ФГР и Австрии. При этом предметы ведения не имеют четкой правовой определенности, что отражается на применения статей 71,72 и 73 Конституции РФ в практической деятельности [1].
Особую значимость в исследовании правового регулирования разграничения предметов введения и регулирования представляют исследования А. Н. Кокотова, в которых указывается, что разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами не считаются перераспределением предметов на базе Конституции РФ и конституционно установленных предметов. Следовательно, с правовой точки зрения следует выделять статьи 71,72 и 73 Конституции и конкретизацию положений по данным статьям [5, с. 5–18].
С другой стороны, правовая компетенция разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и её субъектами, указывает на выделение источников подтверждающих финансовое и материальное обеспечение органов государственной власти. В подтверждение можно привести выдержку из статьи 11 части 3 Конституции РФ: «Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий» [1].
Представим конституционную модель правового регулирования разграничения предметов ведения и полномочий между субъектами и Российской Федерацией на базе Конституции РФ (статья 72) и иных нормативных актов. Основой для модели выступают федеральные законы и правовые акты субъектов Российской Федерации. Конституционная модель представлена на рисунке 1.
Рис. 1 Конституционная модель правового регулирования разграничения предметов ведения и полномочий между субъектами и Российской Федерацией на базе Конституции РФ и иных нормативных актов [6]
Как видно из рисунка 1, предметы ведения представлены элементом правового и конституционного статуса для Российской Федерации и субъектов Федерации, все правовые вопросы регулирования встраиваются по отраслевому принципу. Наблюдается недопустимость действий перераспределения конституционных разграничений предметов ведения и полномочий.
Полномочия федеральных органов в настоящий момент не четко прописаны, нет исчерпывающего перечня, а реализация происходит за счет федерального бюджета. Полномочия субъектов Российской Федерации указывается в ФЗ «Об общ0их принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти РФ», также в части реализации и исполнения средств бюджета субъектов. Реализация правового регулирования считается обязательной [2].
Выделим основные разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и её субъектами. Данные предметы ведения носят конкурирующий характер, а именно субъекты Федерации наделены государственной властью в следующих областях [7, с. 20–26]:
– по обеспечению единой правовой системы с позиции административного и административно-процессуального законодательства;
– по обеспечению охраны природы и её использования;
– по обеспечению защиты прав человека и социальной сферы;
– по координации внешнеэкономической связи субъектов, либо международной связи.
Правовые и законодательные нормы позволяют отталкиваться от того, что под правовым регулированием разграничения предметов ведения и полномочий следует отталкиваться от уточнение содержательной базы учрежденных предметов введения, но с учетом юридических и технических обособлений. Таким образом правовое регулирования позволяет разграничивать функционал самих предметов ведения и конкретизировать полномочия. Наблюдается тенденция соответствия правового статуса для субъектов Федерации действующему праву и законодательству, с учетом имеющихся у субъектов суверенных прав. Важно понимать, что субъекты Российской Федерации наделены правом самостоятельно принимать и разрабатывать уставы, при этом утверждение от федеральных органов в данном случае не требуется.
Имеющиеся компетенции федеральных органов позволяет определять круг правовых интересов для сохранения целостности Российской Федерации, единства работы правового института и института народного хозяйства. Субъекты наделены полномочиями в сферах, которые были отданы в их правовое пользование и ведение.
Структурирование совместной работы и разграничения по ним указывают на разделение полномочий в цепочке работы Российской Федерации и её субъектов для решения спектра правовых вопросов.
Таблица 1
Спектр вопросов по разграничению предметов ведения и полномочий
Спектр вопросов ведения РФ |
Спектр вопросов ведения РФ и её субъектов |
Спектр вопросов ведения субъектов РФ |
– федеральное законодательство и устройство; – работа и функционирования органов гос. власти; – гражданство на территории РФ; – работа федерального бюджета |
– в соответствии с законодательной и правовой базой субъектов РФ; – в соответствии с федеральным законодательством субъектов; – в соответствии с владением, пользованием и распоряжением землей и иными ресурсами; – в соответствии с разграничением госсобственности. |
– те вопросы, которые не входят в спектр вопросов ведения РФ и не входят в предмет исключительной компетенции, совместного ведения субъектов и РФ. |
Дело в том, что в законе нет четкого разделения между компетенциями, которые относились бы только к ведению субъектов, что вызывают правовые трудности.
Целесообразно, в реальных ситуациях регулирования предметов отталкиваться от установки правовых рамок, которые позволяли бы определять пределы правового регулирования в отношении субъектов и указывать на развитие правовой практики работы. В этом случае потребуется новые доработки в действующие нормативные акты. Важно не разграничивать правовые отношения и правовые полномочия, которые возможно доработать юридическими особенностями для предметов ведения.
Если рассматривать законодательные основы, указывающие на государственно-территориальную организацию, то выделяется принципы Конституции РФ — целостность, достоверность, единство управления. При этом, С. В. Бендюрина указывает на разделение вертикального характера между субъектами и самой Федерацией, что доказывает неравенство в сфере разграничения полномочий [4, с. 100–103]
Опыт правового регулирования в странах мира позволяет говорить о том, что для федерального государства характерны разграничения правовых компетенций по данному вопросу. На каждом уровне власти проводятся механизмы правового регулирования, которые соответствуют их полномочиям.
В судебной практике Высшего суда РФ указывается, что смысл статей 3,5, 11, 72 Конституции РФ раскрывается через правовые основы суверенного волеизлияния субъектов, которые отражаются в договоре или Конституции РФ. Таким образом, даже наличие суверенитета прописанного в статусу субъекта указывает на подчинение Российской Федерации и единство государства [1].
Ориентир правового регулирования между Российской Федерацией и субъектами выстраивает правовая система в сферах общественной жизни. Важно внести уточнение для правовой работы разграничения предметов ведения и полномочий со стороны субъектов. Рекомендуется внести дополнения в Конституцию РФ в статью 3, которые будут обобщать перечень предметов введения в виде [1]:
– доработки вопросов территориального и административного устройства субъектов;
– доработки по установлению систематизации органов со стороны государственной власти всех субъектов;
– доработки вопросов управления и распоряжения государственной собственностью субъектов и системы органов государственной власти;
– определения новых задач социально-экономического развития, которые будут отражены в Конституции РФ и государственных программ субъектов:
– доработки по контролю за внебюджетными фондами и регионального налогообложения;
– доработки в части почетного звания и наград для субъектов Федераций.
Следовательно, отталкиваясь от вышесказанного стоит учитывать, что правовое регулирование разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и её субъектами требует доработки законодательных актов и норм, которые будут более объективно разграничивать работу и совместное ведение субъектов и Федерации. Такой подход позволит избежать противоречий и провести оптимизацию правового и конституционного механизма разграничения предметов ведения и полномочий.
Литература:
1. Конституция РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 10.10.2022)
2. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/ (дата обращения: 10.10.2022)
3. Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 N 92-О [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (дата обращения: 10.10.2022).
4. Бендюрина С. В., Гончаров М. В., Евстифеев Д. М.; Отв. ред. Кокотов А. Н., Саликов М. С. Конституционное право России: Учебник для бакалавров. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. (переизд. 2020) — 448 с.
5. . Кокотов А. Н. Разграничение и согласование полномочий РФ, субъектов федерации и их органов государственной власти // Журнал российского права 2002. № 8, С. 5–18.
6. Эбзббв Б. С., Карапетян Л. М. Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/96–02–011-ebzbbv-b-s-karapetyan-l-m-rossiyskiy-federalizm-ravnopravie-i-asimmetriya-konstitutsionnogo-statusa-subektov-gosudarstvo-i-pravo-m (дата обращения: 10.10.2022)
7. Тухватуллин Т. А. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в современных условиях: конституционно-правовое исследование// Автореф. дис. канд. юрид. наук / Т. А. Тухватуллин. М., 2012.- 26 с.