В статье автор пытается выделить основания становления института разграничения предметов ведения и полномочий между РФ.
Ключевые слова: правовое регулирование, субъект РФ, институт разграничения предметов ведения.
Сегодня достаточно дискурсивный вопрос становление института разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и её субъектами. Становления института разграничения предметов ведения базируется на принципах федерального устройства самого государства, с целевым ориентиром обеспечения устойчивой формы государственного устройства [1].
Исторические особенности процесса разграничения предметов ведения и полномочий первостепенно базировались на принципах, закрепленных в Конституции. Идейные особенности переустройства на федеральных началах указаны в исторических документах от 1917 года, а унитаризм дореволюционной России отражал элементы политической автономии ряда отдельных регионов. Специфический статус разграничения предметов ведения и полномочий отражался в особенностях местных правовых систем. Изменения, внесенные после 1917 года в устройство российского государства, демонстрирует черты федеральной организации института разграничения предметов, но не конкретизирует и не раскрывает их сущности. Большая часть документации того времени рассматривается как программные документы, а не с позиции нормативных актов [2].
Н. А. Кокотов, указывает, что основой становления института разграничения предметов ведения и полномочий являются азы прописанные в Конституции РСФСР, предопределявшие автономность областных союзов, как форму федерации. Разделение полномочий между РФ и её субъектами строилось на принципе разграничения предметов ведения, так в главе 9 данной Конституции представлены 17 вопросов, относящихся к ведению [5, с. 5–18].
Данный принцип становления института разграничения предметов ведения и полномочий был перенесен в Конституцию СССР. Закрепление основ государственного устройства позволяло отразить компетенции полномочий верховных органов.
Л. М. Карапетян, указывает азы становления института разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и её субъектами на исторических фактах, прописанных в ранее действующих Конституциях. При этом указывая на то, что институт разграничения предметов ведения и полномочий унаследовал принцип демократического централизма [6].
В современной Конституции РФ указано ее федеральное государственно-территориальное устройство, которое закреплено в первой статье. Наблюдается особая форма российской организации и функционирования действующей власти на уровнях федерального центра и каждого региона. Отмечается распределение полномочий, действий и функционирования между ними.
Рис. 1. Институт разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами [6]
Институт становления разграничения предметов и ведения представлен соотношением оптимального составляющего демократичного существования, развития и потребностей общества. Данное соотношения проявляется от уровня государственного РФ, до уровня регионального — её субъектов.
Представим основные разграничения полномочий между РФ и её субъектами:
– предметов ведения РФ, как центра является работа с Конституций РФ (принятие и изменения), ряда федеральных законов. Уделяются внимания вопросам федерального устройства, территорий, федеральной госсобственности;
– предметами совместного ведение субъектов РФ и РФ, с позиции совместной работы являются обеспечения нормативных и правовых актов, соблюдение Конституции РФ. Проводится совместная работа в вопросах использования ресурсов — водных, пользования землей и недрами, и иными природными ресурсами;
– предметами совместного ведение субъектов РФ считаются полномочия, не относящиеся к ведению РФ, либо к их совместному ведению [1].
Анализ исторического и политического характера института разграничения предметов введения и полномочий с точки зрения политико-правовой оценки указывают на ряд проблем характера разграничений. К примеру, наблюдается разногласие процессов федеральных отношений, так как с одной стороны — значима роль федерального центра ФР, а с другой наделение полномочиям её субъектов. Такой подходи затрудняет распределение полномочий между РФ и её субъектами. Институт разграничения предметов ведения на наделен четким механизмом, который позволял бы обеспечивать полноценное участие субъектов РФ при принятие социальны, политических и экономических решений. Наблюдаются диспропорции в развитии отдельных субъектов РФ, так как отдельные регионы стремятся к большей самостоятельности. Острый вопрос несогласованности политических разногласий между РФ и субъектами РФ отражается на производственной инфраструктуре субъектов. На становления института разграничений предметов отражаются самобытность культуры и религиозность ряда убеждений отдельных субъектов.
В современной версии Конституции РФ разграничения предметов ведения, наблюдаемые между РФ и субъектами прописаны конституционными предписаниями и рассматриваются тремя направлениями. К первому направлению относят предметы самого ведения РФ, представленные статьей 71 Конституции РФ, втором в статье 72 указываются предметы совместного ведения субъектов и РФ, третьим направлением считается ведение вне пределов РФ в соответствии со статьей 73.
Таким образом форма передачи полномочий федеральных органов органам государственной власти субъекта — это соглашение, в котором может быть заключено в случаях, не предусмотренных федеральным законом. Характер института конституционно-правового разграничения предметов и полномочий представлен конституционно-правовыми особенностями РФ и её субъектов. Данный институт имеет высокую ценность и значимость, проявляющуюся через укрепление и развития федерализма, но при этом учитывает уникальность национальной асимметрической модели и пределы разумного равенства. Все представленные предметы ведения субъектов законодательно регламентированы в Уставах и Конституции РФ.
Литература:
1. Конституция РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 08.12.2022)
2. Конституция РСФСР [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/red_1978/5478721/ (дата обращения: 08.12.2022)
3. Конституция СССР [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/red_1977/5478732/ (дата обращения: 08.12.2022)
4. Бендюрина С. В., Гончаров М. В., Евстифеев Д. М.; Отв. ред. Кокотов А. Н., Саликов М. С. Конституционное право России: Учебник для бакалавров. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. (переизд. 2020) — 448 с.
5. Кокотов А. Н. Разграничение и согласование полномочий РФ, субъектов федерации и их органов государственной власти // Журнал российского права 2002. № 8, С. 5–18.
6. Карапетян Л. М. Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/96–02–011-ebzbbv-b-s-karapetyan-l-m-rossiyskiy-federalizm-ravnopravie-i-asimmetriya-konstitutsionnogo-statusa-subektov-gosudarstvo-i-pravo-m (дата обращения: 10.10.2022)
7. Тухватуллин Т. А. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в современных условиях: конституционно-правовое исследование// Автореф. дис. канд. юрид. наук / Т. А. Тухватуллин. М., 2012.- 26 с.