В данной статье рассматриваются понятие и структурная организация механизма управления исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности.
Ключевые слова: правовое регулирование, интеллектуальная собственность, правовой механизм, правовое управление, правовой механизм управления, правовое воздействие.
В современной правовой науке и правоприменительной практике активно применяется термин «правовой механизм», имеется значительное число работ по вопросу определения данного понятия и его структурной организации. Нередко последнее используется для характеристики самых разнообразных явлений и процессов, причем каждый автор вкладывает в его содержание что-то свое, отвечающее его личностным представления и пониманию [8, c. 14].
За основу при определении исследуемого понятия в доктрине правовой науки положен подход С. С. Алексеева. По мнению автора, термин опосредуется совокупностью особых наделенных специальным статусом средств, призванных своими действиями производить достижение определенного результата вследствие упорядочивающего воздействия на имевшиеся в обществе явления и процессы. Названный подход широко распространен и в отраслевых юридических науках, о чем свидетельствует изучение работ, в которых предметом исследования выступают отдельные виды механизмов правового регулирования [3, c. 78].
В рамках иного подхода, правовой механизм оценивается не в качестве системного единства используемого инструментария, а в статусе совокупности применяемых для упорядочивания правовых средств в их динамике. В этой связи, А. А. Абрамова подчеркивает, что данное понятие должно быть рассмотрено ни в статике, а в как реализуемый субъектами правового воздействия комплексный процесс, призванный обеспечить претворение в жизнь правовых норм и общественных отношений в соответствующей сфере действия [1, c. 7].
Ю. С. Жариков раскрывает содержание правового механизма через выделение соответствующих этапов его развертывания, в рамках которых производится и претворяется в жизнь запреты, предписания и дозволения [5, c. 98].
И. О. Коновалова также придерживается подхода, что механизм опосредует смену поэтапно следующих друг за другом стадий, призванных сформировать условия для достижения необходимого участникам правоотношений итога [6, c. 67].
Лановая Г. Н. выдвигает подход о необходимости рассмотрения правового механизма в роли системной организации юридических средств-деяний. В рамках подхода автор сосредотачивается на интеллектуально-волевых вопросах динамической активности участников правоотношений [8, c. 14].
Структурная организация правового механизма опосредуется средствами — элементами, включающими в себя нормы права, отношения сторон и правореализационные акты [9, c. 54].
Динамический характер правового механизма может быть раскрыт с учетом точки зрения М. Ю. Осипова, отметившего, что, поскольку любая деятельность опосредуется конкретным поведенческим актом, в рамках которого она и реализуется, то характером составных частей механизма правового регулирования правоотношения сторон, находящиеся в процессе динамического развертывания [10, c. 123].
Тем самым, правовой механизм охватывается комплексом средств, призванных своими действиями способствовать достижению стоящих перед объектами воздействия задач вследствие упорядочивающего воздействия на имевшиеся в обществе явления и процессы. Он представляет собой систему юридических средств: норм права, индивидуальных предписаний, юридических фактов, правоотношений, актов реализации прав и обязанностей, актов правоприменения.
Правовой механизм регулирования не тождественен правовому механизму управления. Так, в работе М. А. Драчука предпринимается попытка разграничить данные понятии [4, c. 178]. Давая содержательно верное определение понятий механизма правового регулирования и механизма правового управления, автор приводит к достаточно дискуссионным выводам по вопросу их соотношения.
По его мнению, механизм правового регулирования охватывает совокупность нормативных и иных средств, последовательно организованных для преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Понятие наделяется комплексным характером и включает в себя систему организованных правовых средств, направленных на правовое воздействие на процессы социальных взаимосвязей.
Что же касается процесса соотношения указанных понятий, то автор отмечает, что механизм правового регулирования включает в качестве составного элемента специфическую форму управленческого воздействия, обладающую своими особенностями, однако функционирующую с учетом базовых единых принципов [7, c. 9]. Тем самым, правовое управление и правовое регулирование соотносятся как целое и часть. В рамках данного понимания, правовое регулирование носит характер ключевой формы управления социальными связями и процессам.
Думается, что подобное понимание не в полной мере учитывает специфику как правового регулирования, так и правового управления. Например, обратившись к сфере корпоративного управления, можно обнаружить его тесную взаимосвязь не с государственно-властным организующим воздействием, а с субъективным правом. Думается, в этой особенности и будет лежать решения вопроса о соотношении категорий «механизм правового регулирования» и «механизм правового управления». Так, ведя речь о механизме правового регулирования, презюмируем наличие некого наделенного властью субъекта, взаимодействующего с другими участниками правоотношений с применением широких возможностей властного характера. Ведя же речь о правовом механизме управления, следует заметить, что в подобных правоотношениях объем властно-распорядительных отношений несколько ниже, так как в отношениях сторон превалирует диспозитивный метод, а сами они располагаются на стыке публично-правовой и частно-правовой сфер.
С учетом подобного умозаключения, правовой механизм управления интеллектуальной собственностью может быть определен как находящаяся в состоянии динамического развития модель, обеспечивающая согласованное взаимодействие частноправовых и публично-правовых средств, создающие условия для воздействия на отношения, существующие в сфере владения, пользования и распоряжения и охраны объектов интеллектуальной собственности.
Последний обладает такими свойствами:
– призван обеспечивать воздействие на объекты интеллектуальной собственности с применением широкого комплекса частноправовых и публично-правовых средств, находящихся в состоянии согласованного взаимодействия и функционирования;
– обладает особым предметом приложения вектора правового воздействия и управленческого потенциала, которым являются объекты интеллектуальной собственности;
– специфика применяемых методов управленческого воздействия обусловлена сочетанием частного и публичного права;
– реализация норм опосредуется формой правоотношений, реализуемых в процессе осуществления оборота и охраны интеллектуальной собственности;
– от эффективности работы данного механизма зависит наличие или отсутствие возможностей выйти, достичь социально значимых результатов.
Для исследуемой сферы традиционным является обеспечение согласованного взаимодействия самых различных методов правового регулирования, отличающееся взаимодействием свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием.
Для рассматриваемого механизма характерно наличие своего специфического предмета правового регулирования, статусом которого наделяется группа социальных отношений, урегулированных правом. Последний интегрирует правовое положение субъектов, участвующих в правоотношениях. С использованием данного механизма формируется защита и охрана ценных для общества отношений, развиваются новые необходимые и прогрессивные взаимосвязи, вытесняются отжившие и негативные явления [2, c. 134].
Структурная организация правового механизма управления интеллектуальной собственностью включается в себя разнообразные правовое средства, функционирующие в системном виде, опосредующей их организационное значение в единой структуре механизма. В качестве первого элемента может быть названа нормативно-правовая регламентация отношений, существующих в сфере интеллектуальной собственности — то есть весь комплекс нормативных актов, существующих на государственном и международном уровне и охватывающий процессы взаимодействия между субъектами — участниками данного процесса.
Вторая стадия (элемент) заключается в наступлении юридически значимых фактов для предпринимательских отношений. Юридические факты предпринимательского права необходимо отличать от условий (предпосылок) их возникновения. Дело в том, что многие действия приобретают юридическое значение лишь при соблюдении определенных в законе условий. Так, в качестве необходимого условия может рассматриваться извещение кредиторов при реорганизации предприятия (ст. 60 ГК РФ). Также оценивается законность наступивших юридических фактов.
Третий элемент опосредуется правовыми положениями и предполагает порождение на основе юридических фактов правовые связи между субъектами, устанавливаются правоотношения. Чаще всего третий этап опосредован договорными нормами, согласованными сторонами на основе сформулированных на основе существующих в данной сфере правовых актов. На четвертом этапе имеет место практическая реализация субъективных прав и юридических обязанностей.
Литература:
- Абрамова А. А. Эффективность механизма правового регулирования: дис. ... канд. юрид. наук., Красноярск, 2006.
- Бандорин, А. Е. Механизм правового регулирования предпринимательской деятельности: вопросы теории и практики.: дис.... канд. юрид. наук.,, 2011.
- Васильева Н. В. Система правового регулирования. —: Омск: Омская академия МВД России, 2017. — 677 с.
- Драчук, М. А. Управление, правовое воздействие и механизм правового регулирования: соотношение понятия // Вестник Омского ун-та. — 2014. — № 1. — С. 178–183.
- Жариков Ю. С. Механизм правового регулирования: уголовно-правовые отношения: монография. — Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2018. — 187 с.
- Коновалова, И. О. Механизм действия частного права: дис.... канд. юрид. наук., 2016.
- Кудрявцев В. Н., Никитинский В. И., Самощенко И. С., Глазырин В. В.. Эффективность правовых норм. —: М.: Юридическая литература, 1980. — 280 с.
- Лановая, Г. Н. Правкина, И. М. Механизм правового регулирования: понятие и содержание // Московская академия Следственного комитета Российской Федерации. — 2019. — № 3. — С. 14–17.
- Малахов В. П. Общая теория права и государства. К проблеме правопонимания. —: М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. — 144 с.
- Осипов М. Ю. Теория социально-правовых процессов. —: М.: NOTA BENE, 2011. — 234 с.