К вопросу о проблематике развития правового регулирования интеллектуальной собственности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (22) ноябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 931 раз

Библиографическое описание:

Шеленговский, П. Г. К вопросу о проблематике развития правового регулирования интеллектуальной собственности / П. Г. Шеленговский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22). — Т. 2. — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/archive/22/2269/ (дата обращения: 19.11.2024).

Одним из главных показателей уровня экономического и политического состояния общества во все времена было и продолжает оставаться то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. Поэтому проблема интеллектуальной собственности, достаточно новая для законодательства большинства постсоветских стран, определяет политику с экономикой в целом, тем самым влияя на уровень жизни населения и правовую культуру общества и отдельных граждан.

Итогом революции 1917 года в отношении интеллектуальной собственности становится государственная монополия на результаты интеллектуальной деятельности. Так, Положением об изобретениях, утвержденным декретом от 30 июня 1919 года за государством признавалось право отчуждать в свою пользу любое изобретение, признанное полезным. Декрет СНК от 26 ноября 1918 года «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» предоставлял возможность объявлять достоянием государства любые произведения, за что авторам выплачивалось вознаграждение.

Однако к середине 1920-х годов институт исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности возрождается и приобретает актуальность. Так, исключительное право авторов на произведения науки, литературы и искусства провозглашалось в Основах авторского права 1925, 1928 гг, а также законе «Об авторском праве» 1928 г; на объекты промышленной собственности – в Положении о патентах на изобретения, утвержденном ЦИК СССР 12 сентября 1924 г.

Что касается авторского права, то, к примеру, вплоть до 70-гг срок действия исключительных прав составлял 15 лет после смерти автора и при этом предусматривался широкий перечень случаев свободного использования произведений без согласия авторов, например, перевод произведения на другой язык. С 1973 года, когда СССР присоединился к Всемирной конвенции об авторском праве, было закреплено право автора на перевод, и срок действия авторских прав был увеличен до 25 лет.

В 1991г. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик увеличили срок действия авторских прав до 50 лет после смерти автора, впервые ввели охрану смежных прав, предусмотрели охрану ноу-хау. В настоящее время положения Основ содержатся в действующих социальных законах, регламентирующих охрану исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности [5, c. 17 – 20].

Для стран с переходной и не устоявшейся экономикой интеллектуальный потенциал является актуальной и злободневной экономической и политической проблемой, поскольку в бывшем СССР господствовала официальная доктрина игнорирования прав человека, поэтому государство было единственным и полноправным владельцем любой интеллектуальной собственности, созданной личностью. Более того, многолетнее использование в СССР интеллектуального потенциала шло в основном для нужд военно-промышленного комплекса, а не на создание социально ориентированной экономики. В итоге такая политика привела к почти полной невосприимчивости национальной экономики к научно-техническому прогрессу, снижению уровня и качества жизни населения.

На сегодняшний день картина еще более осложнилась: большинство постсоветских стран не в состоянии выделять из своих национальных бюджетов достаточных средств для сохранения интеллектуального потенциала нации, для поддержания и дальнейшего развития науки, культуры, образования, духовности. Проблема охраны, сохранения, поддержки, наращивания, грамотного использования и умелой коммерциализации интеллектуального потенциала представляет собой одну из важнейших стратегических и тактических задач всех цивилизованных государств.

В современном гражданском обороте вопросы правового регулирования отношений, связанных с интеллектуальной собственностью, приобретают все большее значение. Сегодня их значение приравнивается к отношениям в области материального производства, являвшихся ранее единственной сферой гражданско-правового регулирования. К примеру, в странах Запада реализация только авторских прав обеспечивает от 6 до 10 % валового национального продукта, а к примеру в Российской Федерации эта цифра колеблется около 3 %, в Украине и Республике Беларусь примерно 1 %.

Успешную интеграцию России и иных постсоветских стран в глобальное экономическое пространство и международную систему разделения труда затрудняют низкие темпы переводы национальной экономики на инновационный путь развития. Проблемой является и увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.

Исходя из гражданского права Российской Федерации интеллектуальная собственность в объективном смысле – это совокупность норм, которыми регулируются отношения, связанные с созданием и использованием ряда результатов интеллектуальной творческой деятельности и средств индивидуализации участников гражданского оборота. В субъективном смысле – это совокупность правомочий как личного, так и имущественного характера, принадлежащих авторам творческих достижений, патентовладельцам или лицам, осуществившим регистрацию средств индивидуализации, их наследникам и иным правопреемникам.

Законодательством большинства постсоветских стран (Российская Федерация, Республика Беларусь, Украина и др.) понятие «интеллектуальная собственность» определяется через перечисление нематериальных объектов, в отношении которых признается исключительное право. Таким же способом определен термин «интеллектуальная собственность» в ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную Организацию интеллектуальной собственности, подписанной в Стокгольме 14 июля 1967 г. и измененной 28 сентября 1979 г.

В современно гражданском праве используются два термина – «интеллектуальная собственность» и «исключительные права». Понятия «интеллектуальная собственность» и «исключительные права» отождествляют и некоторые российские ученые, причем исключительные права определяют как «имеющие экономическую ценность и способные свободно отчуждаться с учетом ограничений, установленных в интересах защиты личных прав создателей соответствующих объектов и публичных интересов общества. Данные права имеют территориальный и временный характер и допускают одновременную эксплуатацию объекта охраны неограниченным кругом лиц» [3, c. 11] . Однако автору нематериального результата принадлежат не только имущественные, но и личные неимущественные права, не имеющие экономического содержания. Последние принадлежат автору независимо от его имущественных прав, сохраняются за ним в случае перехода его имущественных прав к другому лицу и действуют бессрочно. Таким образом, понятием «исключительные права», как оно определено выше, личные неимущественные права не охватываются.

Правильной следует признать позицию тех ученых, которые под исключительными правами понимают лишь имущественные права, способные переходить к другим лицам [4, c. 14]. Понятие «интеллектуальная собственность» следует рассматривать как условный термин, обозначающий совокупность личных неимущественных и исключительных (имущественных) прав.

В Российской Федерации понятие «интеллектуальная собственность» получило свое правовое закрепление в ст. 44 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой, каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Данная норма устанавливает общий принцип закрепления исключительных прав за гражданином или юридическим лицом на объекты интеллектуальной собственности, отсылает к специальным законам, определяющим условия возникновения, использования, защиты этих прав, а также сроки их действия.

В общем, специфика отношений, связанных с интеллектуальной собственостю, определяется физическими особенностями нематериальных результатов. В литературе называются следующие различия материальных вещей и результатов интеллектуальной деятельности. Вещь ограничена в пространстве, отделена от другой вещи, а выделить нематериальный результат в самостоятельный охраноспособный объект можно лишь с помощью специальных юридических приемов. В отличие от вещи нематериальный результат может одновременно использоваться неограниченным кругом лиц. Нематериальный результат непотребляем, он не подвержен физическому износу, а может лишь морально устареть. Право на результат интеллектуальной деятельности действует в течение определенного времени и на определенной территории. Для защиты прав на нематериальный результат, первоначально возникших в одной стране, на территории других стран необходимы специальные правовые средства. В конце XIX в. такие средства приняли вид международных конвенций, договоров и соглашений, направленных на защиту различных результатов интеллектуальной деятельности. Результат интеллектуальной деятельности, ставший известным широкому кругу лиц, невозможно физически «изъять из чужого незаконного владения», поэтому для защиты таких результатов, наряду с общими для всех объектов гражданского права, применяются специальные средства [1, c. 20].

В литературе факт невозможности применения правового режима собственности, используемого в отношении материальных объектов, к нематериальным результатам считают доказанным и полагают, что к отношениям, связанным с использованием последних, следует применять режим исключительных прав. Исключительные права рассматривают как монополию правообладателя на использование определенных законодательством объектов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации и признают отчуждаемыми. Если на конкретные достижения науки или техники на законодательном уровне не закрепле­но исключительное (монопольное) право и эти достижения не являются конфиденциальными, любое лицо может ис­пользовать эти достижения свободно и безвозмездно [2, c. 21 – 25].

Говоря об интеллектуальной собственности, необходимо выделить отличительные черты ее объектов:

1) все объекты интеллектуальной собственности — результаты (или проявления) деятельности ума — это прямые и непосредственные проявления человеческого таланта в области науки, техники, литературы, искусства. Именно поэтому такого рода собственность обозначается как «интеллектуальная»;

2) результаты интеллектуальной деятельности имеют стоимостные оценки, как и прочие продукты человеческого труда. Они могут быть предметом трудовых контрактов, договоров купли-продажи, передачи прав для использования другими субъектами, т. е. не авторами, изобретателями. Субъект осуществляет присвоение упомянутых нематериальных объектов своей властью и в своих интересах; содействие третьих лиц при этом не требуется;

3) продукты интеллектуальной деятельности выступают носителями определенной информации. Это – новые решения технических задач (изобретения, промышленные образцы) сведения о месте производства товара и т. д. Сама информация имеет нематериальный характер и, лишь, будучи воплощенной в объективную форму (текст, символ, графический знак и т. д.), может быть включена в гражданско-правовой оборот в качестве интеллектуальной собственности;

4) большинство объектов интеллектуальной собственности как результаты творческого труда имеют авторов (изобретателей), чьи имена сопровождают данные объекты;

5) интеллектуальные продукты имеют нематериальный, невещественный, бестелесный характер в отличие от объектов вещных прав. Как всякие нематериальные объекты, не имеющие натуральной формы, результаты интеллектуальной деятельности не подвержены износу, амортизации, они могут устаревать лишь морально;

6) между объектами интеллектуальной собственности существует системная связь. Например, на этапе научно-технического прогресса формируются и развиваются интеллектуальные продукты, и последующие в известной мере зависят от предыдущих. Первоначально объективное выражение получают результаты научной деятельности – теории, гипотезы, уравнения, открытия и т. д. Воплощенные в рукописи, опубликованные статьи, монографии, научные отчеты, они нередко служат основанием перехода к опытно-конструкторским работам. Результатом этого являются изобретения, промышленные образцы, математические расчеты и т. д. – объекты интеллектуальной собственности.

Основная проблематика современного гражданского права в отношении интеллектуальной собственности, а также ее объектов упирается в определение непосредственно собственности, т.е. что в нее включать либо имущественные либо неимущественные категории, либо то и другое вместе. И если законодатели большинства постсоветских стран в том числе и России дают четкое разграничение собственности и интеллектуальных прав в гражданском законодательстве, то необходимо конкретизировать современное законодательство в отношении того, чтобы определить какие права отнести все-таки к исключительным правам либо к неимущественным правам, либо выделить третий смешанный вид прав, где четко перечислить что в него входит.

Защита интеллектуальной собственности является в настоящее время одной из приоритетных целей развития государства и выхода на внешние рынки. На это обращается внимание в Указе Президента Российской Федерации от 12.05.2009 года № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утверждённой Распоряжением Президента Российской Федерации 09.09.2000 № ПР-1895.

Развитие национальной инновационной системы в целях реализации высокоэффективных проектов и приоритетных программ развития высокотехнологичных секторов экономики, стимулирование и поддержка развития рынка инноваций, наукоемкой продукции и продукции с высокой добавочной стоимостью, развитие перспективных технологий общего, двойного и специального назначения необходимы для противодействия угрозам экономической безопасности государства. В свою очередь развитие инновационной системы невозможно без обеспечения охраны прав авторов на результаты интеллектуальной деятельности и иных правообладателей.

Кроме вышеизложенного хотелось бы подчеркнуть, что в современных условиях развития гражданского законодательства, литературы и искусства огромный вклад Российской Федерации в мировую цивилизацию общепризнан, в настоящее время Россия, бесспорно, относятся к числу импортеров интеллектуальной собственности. Указанное, с одной стороны положительное обстоятельство, служит одной из главных причин того, что реальный законодательный уровень охраны прав на многие объекты интеллектуальной собственности оставаться крайне низким и к тому же спорным и неурегулированным, доказательством этому служат многочисленные проблемы сущности интеллектуальных прав и понятия интеллектуальной собственности, которых в гражданском законодательстве более чем предостаточно и они требуют срочного и адекватного разрешения и разрешения компетентного с научным подходом, поскольку актуальное желание России влиться в мировое сообщество и на равных участвовать в торговых отношениях может быть реализовано лишь при соблюдении условий обеспечения реальной нормативно-правовой охраны интеллектуальной собственности. Однако, к сожалению, надлежит признать, что на данный момент реальность охраны указанной собственности отсутствует – теория не переходит в практику, и, кроме того, для решения проблемных задач в стране нет необходимых предпосылок – отсутствует желание властей и необходимая материальная основа для осуществления изменений в законодательстве и экономике.

 

Литература:

  1. Дозорцев В.А. На пороге нового этапа. Развитие законодатель­ства о правах на результаты интеллектуальной деятельности // Экономика и жизнь. 1996. № 40. С. 20.
  2. Зенин И.А. Рынок и право интеллектуальной собственности в СССР // Вопросы изобретательства. 1991. № 1. С. 21-25.
  3. Калягин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права): Учеб. для вузов. - М.: НОРМА, 2000. С. 11.
  4. Гаврилов Э.П. Исключительные права на нематериальные объекты // Патенты и лицензии. 2001. № 3. С. 14.
  5. Рузакова О.А. Право интеллектуальной собственности. – М.: ООО «Издательство Элит», 2005. С 17 – 29.
Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальной собственности, интеллектуальной деятельности, объекты интеллектуальной собственности, результаты интеллектуальной деятельности, Российской Федерации, результатов интеллектуальной, исключительных прав, отношении интеллектуальной собственности, постсоветских стран, «интеллектуальная собственность», результатов интеллектуальной деятельности, большинства постсоветских стран, регулирования интеллектуальной собственности, объектов интеллектуальной, проблема интеллектуальной собственности, результатов интеллектуальной собственности, правообладателей интеллектуальной собственности, объектов интеллектуальной собственности, авторских прав, Организацию интеллектуальной собственности.


Задать вопрос