Положение иностранных граждан, прибывших на территорию России, регулируется как на федеральном уровне государственной власти, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Участие субъектов Российской Федерации возможно при соблюдении ряда условий.
Ключевые слова: мигрант, органы исполнительной власти, сфера миграционных отношений, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации.
Вопрос разграничения предметов введения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации нашел свое закрепление в основном законе нашего государства, а именно в Конституции Российской Федерации. [1]
Закрепление данных перечней обусловлено федеративной формой государственного устройства России. Динамика общественных отношений исключает возможность конкретизации всех отношений, которые могли быть отнесены к ведению указанных субъектов. В качестве примера можно привести «миграцию населения», которая не относится ни к ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению ее субъектов.
Необходимо отметить, что отношения в области миграции затрагивают интересы не только федерального, но и регионального уровня государственной власти. В отечественном законодательстве отсутствует запрет на участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в регулировании миграционных отношений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» возможна ситуация по наделению органов государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными полномочиями. В данном пункте закреплена информация о том, что «разграничение предметов введения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий». [2]
В качестве переданных полномочий могут выступать полномочия в сфере миграции населения. Однако возникает вопрос о финансировании таких мероприятий. Бюджетный кодекс Российской Федерации закрепляет возможные способы пополнения регионального бюджета, а также способы распределения указанных денежных средств. [3] Несмотря на отсутствие поддержки федерального уровня власти, субъекты Российской Федерации правомочны осуществлять мероприятия за счет средств собственного бюджета.
Важным является факт того, что не могут использоваться финансовые средства, передаваемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на целевые расходы. Такие мероприятия могут повлечь различного рода ответственность.
О несовершенстве механизма регулирования миграционных отношений рассуждает Р. Э. Эдилов. Автор акцентирует внимание на том, что «действующее законодательство Российской Федерации о миграции пока не позволяет в достаточной степени обеспечить осуществление эффективной миграционной политики в России». [4, с. 204] Современная миграционная ситуация характеризуется динамичным развитием, которое должно сопровождаться совершенствованием законодательства на федеральном и региональном уровне.
Государственная политика направлена на поддержание равного уровня развития субъектов, входящих в состав Российской Федерации. Однако экономический потенциал субъектов Российской Федерации не является равным. Поток мигрантов ориентирован, в большей мере, на экономически развитые районы страны, что обусловлено многими факторами. Например, наличие рабочих мест. Рациональным решением было бы предоставить дополнительные гарантии социальной помощи и поддержки для мигрантов, в особенности для тех, кто прибыл со своими семьями.
Прибытие на территорию России мигранта сопровождается возникновением ряда проблем. Во-первых, у мигрантов отсутствует жилье на территории нашего государства, что вызывает потребность в его съеме. В настоящее время формирование рынка рабочей силы за счет мигрантов обусловлено объективно низкой стоимостью данных трудовых ресурсов. В сложившейся ситуации у данных категорий граждан отсутствует возможность снять себе доступное жилье.
Во-вторых, на уровне субъектов Российской Федерации отсутствуют в достаточных объемах пригодные для проживания дешевые жилые помещения. Выход из данной ситуации работодатели находят в размещении рабочих в помещениях, которые по своим санитарно-гигиеническим
характеристикам не пригодны для проживания.
В-третьих, проблемы медицинского обслуживания мигрантов. Возможность получения соответствующей медицинской помощи человеку и его семье является одним из важнейших факторов его существования в современном мире. Контроль над оказанием такой помощи должен входить в компетенцию субъектов Российской Федерации. [5, с. 65–66]
Решение возникших проблем напрямую зависит от финансирования субъекта Российской Федерации программ по обеспечению достойного уровня жизни мигрантов. Отечественное законодательство закрепляет положения о том, что финансирование указанных полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации. Реализация полномочий возможно лишь при наличии соответствующей возможности конкретного региона.
Итак, финансирование вопросов жилья и медицинского обеспечения возможно лишь при выделении на федеральном уровне соответствующих субсидий на эти цели или же за счет средств самого региона. Такой подход к решению этих проблем приводит к тому, что они продолжают существовать длительный период времени. Анализ положений Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» позволяет сделать вывод о том, что, действительно, в ведении органов исполнительной власти субъектов Федерации находится небольшое количество полномочий в сфере миграции населения. Законодатель относит к компетенции исполнительных органов субъектов Российской Федерации следующие полномочия:
1) предоставление по итогам года Правительству Российской Федерации сведений о возможном количестве квот для иностранных граждан на выдачу разрешений на временное проживание в данном субъекте,
2) определение эффективности использования иностранной рабочей силы, вклада мигрантов в развитие региона,
3) осуществление контроля над трудовой деятельностью мигрантов,
4) создание специализированных учреждений для содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или выдворению с территории России и другие полномочия. [6]
Отсутствует разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в таких нормативно-правовых актах как Федеральный закон от 19 февраля 1993 года № 4528–1 «О беженцах», Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530–1 «О вынужденных переселенцах».
Проблема перенасыщенности рынка рабочей силы в некоторых регионах и ее отсутствие в других регионах могла бы быть решена на уровне политики, проводимой в данных местах. Безусловно, объективную ситуацию в регионе могут пронаблюдать исполнительные органы власти этой территории, но это полномочие сосредоточено в руках федеральных органов исполнительной власти. Такие авторы как Л. В. Андриченко призывают отдать полномочия в сфере миграции из компетенции федеральных органов власти в руки народа, однако не конкретизируют, как именно должна осуществляться передача данных полномочий. [7, с. 9]
Спорность данного суждения обусловлена тем, что государство проводит единую провозглашаемую политику в сфере миграции, но и участие субъектов Российской Федерации в данном процессе не должна исключаться.
Одним словом, рассуждения по поводу полномочий органов государственной власти в субъектах Российской Федерации в сфере миграции привели нас к следующим выводам. Так, пробелы в полномочиях указанных органов в сфере миграции приводят к тому, что проблемы данной системы не решаются ни на федеральном уровне, ни на региональном уровне. Каждый субъект Российской Федерации должен проводит объективную оценку потребности в мигрантах, а также возможности их размещения на своей территории. Дальнейшее развитие политики в сфере миграции в субъектах Российской Федерации должно быть ориентировано на социальную поддержку мигрантов.
Литература:
- Конституция Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 14.11.2019).
- Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 14.11.2019).
- Бюджетный кодекс Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 14.11.2019).
- Эдилова Р. Э. Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и пути их преодоления // Молодой ученый. — 2012. — № 2. — С. 204–206. — URL https://moluch.ru/archive/37/4300/ (дата обращения: 12.11.2019).
- Смольяков А. А., Смольяков А. А. Проблемы реализации социальных прав мигрантов В РФ // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2016. — № 1. — С. 63–68.
- Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/ (дата обращения: 14.11.2019).
- Адриченко Л. В. Миграционной законодательство в системе российского законодательства // Журнал российского права. — 2018. — № 3. — С. 5–16.