Административно-правовое регулирование миграции в России
Автор: Корнеева Дарья Александровна
Рубрика: Административное право
Опубликовано в Новый юридический вестник №7 (21) июль 2020 г.
Дата публикации: 29.06.2020
Статья просмотрена: 1430 раз
Библиографическое описание:
Корнеева, Д. А. Административно-правовое регулирование миграции в России / Д. А. Корнеева. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 7 (21). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/174/5365/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье автор проводит анализ административно-правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации.
Ключевые слова: законодательство, регулирование, миграция.
Политико-правовые основы миграции граждан закреплены в национальном и в международном законодательстве.
Международное законодательство, касающееся данной области, довольно обширно. В него входят международные договоры, рекомендации, конвенции, которые заключаются между разными государствами.
Национальное законодательство в этой сфере несколько менее обширно, хотя количество нормативно-правовых актов, регулирующих данную область, достаточно велико. Тем не менее, только несколько нормативных актов в России посвящены непосредственно вопросам регулирования миграции населения.По результатам анализа российского законодательства можно говорить о том, что в Российской Федерации миграционное право регулируется только несколькими нормативно-правовыми актами, которые включают в себя отдельные положения Конституции, 30 федеральных законов из подотрасли конституционного права, посвященной основам правового положения личности, а также несколько федеральных законов в области административного и уголовного права.
По большей части законодательство в сфере регулирования и контроля миграции состоит из указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации — всего свыше 90 актов, внутриведомственных актов пограничных войск, внешнеполитических органов, Федеральной миграционной службы России, упраздненной Указом № 156 Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г.), т. е. регламентирующих административную деятельность тех органов, которые непосредственно осуществляют миграционный контроль.
Главными нормативно-правовыми актами, формирующими основу регулирования сферы миграции граждан в Российскую Федерацию, могут быть названы:
– Конституция Российской федерации, которая провозгласила права и свободы человека высшей ценностью, а защиту прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. Что же касается вопросов регулирования миграционных процессов, то в Конституции Российской Федерации такая категория (понятие) не закрепляется;
– Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ);
– Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ).
Следует отметить, что с 09.08.2013 г. были ужесточены меры административной и уголовной ответственности при нарушении иностранными гражданами либо лицами, не имеющими гражданства, правил въезда на территорию России или режима пребывания в государстве, а также при незаконном осуществлении ими трудовой деятельности. По новому законодательству срок ограничения въезда для иностранцев при нелегальной миграции повышен с 3-х лет до 5 лет для лиц, дважды нарушивших законы Российской Федерации. В данном случае новизна законодательства состоит в том, что подобные нововведения затрагивают не только самих мигрантов, но и принимающую сторону;
– Федеральный закон № 4528–1 от 19.02.1993 г. «О беженцах»;
– Закон Российской Федерации № 4530–1 от 19.02.1993 г. «О вынужденных переселенцах». Следует отметить, что изначально Федеральный закон «О беженцах» и Закон «О вынужденных переселенцах» не были экономически соотнесены с реальными возможностями государства и носили общий, во многом декларативный характер. Впоследствии оба миграционных закона подверглись изменениям в сторону ужесточения режима приема мигрантов и предоставления статуса беженца и вынужденного переселенца.
– Федеральный закон № 114-ФЗ от 15.08.1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;
– Федеральный закон № 62-ФЗ от 31.05.2002 г. «О гражданстве Российской Федерации»;
– Федеральный закон № 115-ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
– Федеральный закон № 109-ФЗ от 18.07.2006 г. «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Мы можем отметить неполноту миграционного законодательства Российской Федерации, наличие пробелов, а также противоречий между нормами разных Федеральных законов. Нормативные правые акты в сфере миграции можно подразделить на группы — по направлениям регулирования.
Первая группа — правовые акты, направленные на становление основ в сфере регулирования миграции. В нее входят международные нормы, конституционные нормы, а также акты, устанавливающие общие основы миграционной политики. Характеризующей особенностью миграционного законодательства является существенный объем международного права.
Во вторую группу можно выделить правовые акты, регулирующие вопросы въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации, перемещения и проживания на территории России граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
С этим направлением связана добровольная внешняя миграция, как временная, так и безвозвратная иммиграция, а также вопросы внутренней миграции граждан Российской Федерации.
Характеризуя данную группу правовых актов, следует отметить, что введение трех правовых режимов для иностранных граждан, миграционного учета иностранных граждан должно способствовать повышению эффективности административно-правового регулирования миграционных процессов в России.
Третья группа правовых актов направлена на регулирование в сфере трудовой миграции. Они направлены на регулирование как внешней миграции (эмиграции и иммиграции), так и внутренней трудовой миграции иностранных граждан. В отношении граждан Российской Федерации административно-правовое регулирование в сфере миграции охватывает проблемы, касающиеся граждан Российской Федерации, трудоустраивающихся за границей.
Характеризуя правовые основы в данной сфере, следует отметить, что нормативно-правовое регулирование трудовой миграции в Российской Федерации находится на стыке двух отраслей права — трудового и административного.
Четвертая группа — правовые акты в сфере вынужденной миграции. Вынужденная миграция связана с предоставлением политического и временного убежища. Следует отметить, что миграционные нормы в сфере регулирования вынужденной миграции обладают своей спецификой:
– данные нормы касаются такой категории субъектов, как беженцы, вынужденные переселенцы и лица, ищущие убежище,
– в данной сфере регулирования существенный удельный вес составляют международные правовые нормы,
– специфика проблемы вынужденной миграции связана с существенным количеством норм, посвященных решению социальных, а также экономических вопросов в рассматриваемой сфере.
Пятая группа актов направлена на формирование и функционирование федеральных органов исполнительной власти в рассматриваемой сфере.
По итогам рассмотрения законодательной базы Российской Федерации в сфере регулирования вопросов миграции можно сделать заключение о том, что ряд нормативных правовых актов в ней обращены к определенной категории лиц. Таким образом, российское законодательство фрагментарно и не имеет четкой последовательности. Тем не менее, следует выделить, что для беженцев, иностранцев, лиц без гражданства, законно пребывающих на территории России, определен национальный режим. Однако рассуждая о ряде миграционных аспектов, до сих пор до конца не урегулированных в законодательстве ни одного из государств, необходимо рассмотреть и расхождения, существующие между нормами российского и международного права.
Похожие статьи
Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и пути их преодоления
В статье рассматриваются вопросы регулирования миграции в Российской Федерации, проблемы миграционного законодательства, даются рекомендации по его совершенствованию.
Проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации
Рассматривается современное состояние и проблемы миграционного законодательства, предлагается вариант устранения имеющихся недостатков правового регулирования.
Пути совершенствования миграционного законодательства России
В статье автором предпринимается попытка предложить пути решения проблем административно-правового регулирования въезда в Российскую Федерацию и выезда из неё.
Некоторые проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации
В статье описываются современные проблемы Российской Федерации в настоящее время и возможные пути их решения.
Динамика миграции стран СНГ и организация миграционной политики России
В статье проанализированы некоторые проблемы международной миграции в рамках СНГ и организация миграционной политики РФ.
Стратегические направления совершенствования миграционной политики в России
В статье автор пытается определить стратегические направления совершенствования миграционной политики в России.
Миграция населения в России: понятие и классификация
В настоящей статье рассматриваются теоретические аспекты миграции населения, такие как понятие и классификация. Разработано определение миграции населения и выделены ее основные виды. Показано отличие миграционного процесса от иных видов территориаль...
Нелегальная миграция в России и методы борьбы с ней
В статье рассматриваются формирование целостного представления о нелегальной миграции в России, предпосылок и проблем ее возникновения, сделана попытка, выявить недочеты в законодательстве в этой области, показать возможные пути решения данной пробле...
Этапы развития политики России в области трудовой миграции
В статье рассматриваются основные этапы развития трудовой миграции России, процесс формирования нормативной базы миграционной политики.
Похожие статьи
Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и пути их преодоления
В статье рассматриваются вопросы регулирования миграции в Российской Федерации, проблемы миграционного законодательства, даются рекомендации по его совершенствованию.
Проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации
Рассматривается современное состояние и проблемы миграционного законодательства, предлагается вариант устранения имеющихся недостатков правового регулирования.
Пути совершенствования миграционного законодательства России
В статье автором предпринимается попытка предложить пути решения проблем административно-правового регулирования въезда в Российскую Федерацию и выезда из неё.
Некоторые проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации
В статье описываются современные проблемы Российской Федерации в настоящее время и возможные пути их решения.
Динамика миграции стран СНГ и организация миграционной политики России
В статье проанализированы некоторые проблемы международной миграции в рамках СНГ и организация миграционной политики РФ.
Стратегические направления совершенствования миграционной политики в России
В статье автор пытается определить стратегические направления совершенствования миграционной политики в России.
Миграция населения в России: понятие и классификация
В настоящей статье рассматриваются теоретические аспекты миграции населения, такие как понятие и классификация. Разработано определение миграции населения и выделены ее основные виды. Показано отличие миграционного процесса от иных видов территориаль...
Нелегальная миграция в России и методы борьбы с ней
В статье рассматриваются формирование целостного представления о нелегальной миграции в России, предпосылок и проблем ее возникновения, сделана попытка, выявить недочеты в законодательстве в этой области, показать возможные пути решения данной пробле...
Этапы развития политики России в области трудовой миграции
В статье рассматриваются основные этапы развития трудовой миграции России, процесс формирования нормативной базы миграционной политики.