Управление социально-экономическим развитием муниципального образования (на примере администрации Топчихинского района Алтайского края) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (280) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 17.10.2019

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Шайкина, Н. Н. Управление социально-экономическим развитием муниципального образования (на примере администрации Топчихинского района Алтайского края) / Н. Н. Шайкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 241-245. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63107/ (дата обращения: 22.11.2024).



Сегодня значительная часть населения оказалась в достаточно тяжелом положении в результате инфляции, снижения активности производственной деятельности, безработицы. Усилия же органов исполнительной власти на местах нередко в основном направлены на выплату гражданам денежных пособий, предоставление различных льгот, помощь в трудоустройстве.

Вопросам разработки и внедрения местных комплексных социально-экономических программ, обеспечивающих занятость, рост доходов жителей, укрепление их здоровья, повышение качества и расширение состава услуг, не всегда уделяется достаточное внимание. В связи с этим перед руководителями муниципальных образований сегодня стоит главная задача — существенным образом улучшить материальное и социальное положение населения, мобилизуя для этого дополнительные ресурсы и используя прогрессивные финансовые технологии, современные организационные формы работы, а для этого необходим, прежде всего, такой тип управления муниципальными образованиями, который способствовал бы росту их экономического потенциала. [1]

Основными направлениями деятельности Администрации Топчихинского района Алтайского края является финансовое обеспечение социально значимых обязательств, привлечение дополнительных средств, исполнение доходной части бюджета, сбалансированность и устойчивость районного бюджета и бюджетов поселений, на сохранение и развитие социальной сферы.

Главный инструмент проведения социальной, финансовой и инвестиционной политики — бюджет.

В 2018 году в консолидированный бюджет района поступило доходов в сумме 475 млн. руб., что на 65 млн. рублей больше, чем в 2017 году, из них 44 % составили собственные доходы (207 млн. руб.). Основными источниками собственных доходов являются НДФЛ, доходы от уплаты акцизов, налоги на совокупный доход, земельный налог и доходы от аренды земли.

Одним из механизмов повышения эффективности использования средств местного бюджета является организация конкурсных мероприятий (муниципальный заказ). За 2018 год закуплено товаров (выполнено работ, оказано услуг) для муниципальных нужд муниципальных органов и учреждений района на сумму 236,6 млн. руб. (170,1 % к уровню 2017 года), в т. ч. числе по результатам конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на сумму 15,4 млн. руб. (6,5 % от общего объема закупок).

С 01 января 2019 года начата работа по созданию централизованной муниципальной контрактной системы в сфере закупок, предполагающей их системное планирование и осуществление через уполномоченный орган района, в том числе для муниципальных бюджетных учреждений и заказчиков сельских поселений. Указанный механизм призван обеспечить наиболее эффективное расходование бюджетных средств посредством консолидации потребностей заказчиков района в однотипной номенклатуре продукции (работ, услуг) и расширения участия местных товаропроизводителей и поставщиков в обеспечении нужд района.

Промышленность района представлена шестью крупными предприятиями.

Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами промышленных предприятий района в стоимостном выражении составил более 1,6 млрд. руб. В рейтинге районов Алтайского края Топчихинский район из 59 районов края занял 13 место по объему выпуска промышленной продукции на душу населения.

В 2018 году начата работа по реализации в 2019 году двух инвестиционных проектов:

строительству в с. Топчиха линии по выработке крупы овсяной и хлопьев «Геркулес» (ИП глава КФХ Горлов О. В.),

строительству миниколбасного цеха с производством готовых изделий до 500 тонн (ИП Стоянков А. И.).

Проектами предусмотрено создание от 15 до 20 новых рабочих мест. Планируемый запуск предприятий — до 2020 года.

С 2018 года начали на регулярной основе проводиться социальные ярмарки с участием товаропроизводителей края.

Стабильным остается количество субъектов малого и среднего предпринимательства района — 58 предприятий, 353 ИП.

В расчете на 10 тысяч человек приходится 185 субъектов предпринимательской деятельности. Доля поступлений от малого и среднего бизнеса в общем объеме собственных доходов районного бюджета по итогам года составила 20,7 %.

За 2018 год получателями поддержки в виде займов в рамках государственной программы Алтайского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» стали 2 субъекта предпринимательства:

Важным направлением деятельности администрации района является информационная открытость. Доступ к информации осуществляется не только через официальный сайт, районную газету «Наше слово», но и через страницы в социальных сетях, Единый портал государственных и муниципальных услуг, различные информационные системы и базы данных.

Чрезвычайно важным является сохранение формата «живых» встреч с населением, ведение диалога в ходе проведения приемов граждан. Созданы условия, обеспечивающие беспрепятственный доступ граждан к руководителям и специалистам Администрации района. Граждане принимаются лично, по телефонам, в т. ч. в Час прямого провода, через интернет-приемную.

В 2018 году Администрация апробирована новый формат общения с населением — ежеквартальные встречи главы Администрации района с депутатскими корпусами, общественностью сельских поселений, которые позволяют принимать оперативные меры реагирования.

Администрация района проводит большую работу по энергосбережению, что значительно сокращает неэффективные расходы, способствует рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов, и достигает основную цель — создают комфортные условия для населения.

Администрация района осуществляет благоустройство территорий через участие поселений в проекте поддержки местных инициатив, успешно реализуемом в Алтайском крае. Важным является выбор объектов жителями сел и участие населения в софинансировании (5 % от стоимости проекта). В 2018 году таким образом построена и введена в эксплуатацию «Универсальная спортивная площадка на 4 Олимпийских вида спорта» на стадионе «Юбилейный» в с. Топчиха стоимостью 1 млн. 50 тыс. руб., и в с. Чистюнька на месте заброшенного котлована установлена детская игровая площадка стоимостью 800 тыс. руб.

Одним из главных приоритетов деятельности органов местного самоуправления является создание максимально комфортных условий для проживания населения. А это, в первую очередь, улучшение жилищных условий и предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

На территории района реализуются различные программы, касающиеся улучшения жилищных условий граждан.

По краевой программе «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» выполнены работы по переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую в с. Топчиха по ул. Куйбышева, 39, стоимостью более 4 млн. руб.

Из федерального бюджета получили социальную выплату на улучшение жилищных условий две вдовы участников Великой Отечественной войны в размере 1,1 млн. руб. каждая и приобрели жилье. Всего в районе с начала действия Указа Президента социальная выплата на жилье предоставлена 190 ветеранам. Больше на учете граждан данной категории нет.

По федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий» семье молодого специалиста агропромышленной сферы района для строительства индивидуального жилого дома в с. Фунтики, выделены субсидии из федерального и краевого бюджетов в общем размере 0,9 млн. руб. По данной программе в 2018 году завершено строительство трех индивидуальных жилых домов.

По федеральной программе «Жилище» за счет средств федерального бюджета по категории «Чернобыльцы и члены их семей» одна семья из

с. Парфёново получила государственный жилищный сертификат на сумму 1,4 млн. руб., по категории «вынужденные переселенцы» одна семья из с. Парфёново получила государственный жилищный сертификат на сумму 3 млн. руб.

На 67 % перевыполнен плановый показатель по вводу жилья. Общая площадь введенного жилья составила 1500 м2.

В стратегии развития района сфере образования отводит особое место. По состоянию на 1 сентября 2018 года в районе 14 образовательных организаций, в т. ч. 9 школ (юридических лиц), имеющих 13 филиалов, 2 детских сада (юридических лиц), имеющих 3 филиала, 3 учреждения дополнительного образования (Детско-юношеский центр, Детско-юношеская спортивная школа, Детская школа искусств). 77 % школ являются малокомплектными.

В школах обучается 2701 учащийся, что на 30 меньше, чем в 2017 году. Сохраняется тенденция увеличения числа детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным (коррекционным)

Одним из важных показателей, характеризующих состояние системы дошкольного образования района, является 100 % обеспеченность местами в детских садах детей в возрасте от 3 до 7 лет. Всего дошкольные учреждения и группы, работающие в режиме детского сада, посещают 895 детей. Строительство детского ясли-сада позволит решить вопрос в райцентре по дошкольному воспитанию детей до 3 лет.

Дополнительное образование в районе является одним из звеньев воспитания подрастающего поколения района. Это направление достаточно успешно реализуют ДЮЦ, ДЮСШ и ДШИ. В детских объединениях различной направленности, занимается 2394 человек, что выше уровня прошлого года на 10 %.

Наблюдается положительная динамика занятости детей программами дополнительного образования, охваченных внеурочной и внешкольной деятельностью, с 60 % до 88 %.

Физическая культура и спорт района базируется на 37 плоскостных сооружениях, 24 спортивных залах, 4 тренажерных залах. В зимнее время функционируют катки в населенных пунктах: Парфёново, Победим, Фунтики, Чистюнька, Топчиха, Белояровка.

Регулярно занимаются спортом более 8580 человек, что составляет 40 % от общей численности населения района.

Активным участником социально-экономических процессов, ресурсом социальной стабильности, духовного здоровья населения является культура. В 2019 году удалось сохранить сеть структурных подразделений Топчихинского центрального Дома культуры: центральную районную и детскую библиотеки, районный краеведческий музей, 13 сельских домов культуры, 14 сельских клубов, 17 сельских библиотек.

Продолжена работа по охране и сохранению объектов культурного наследия. На территории района числится 149 памятников истории и культуры. В 2018 году проведен капитальный ремонт постаментов бюстов Героев Советского Союза и Российской Федерации на Мемориале в селе Топчиха.

Значительно возросло количество единиц хранения в муниципальном архиве и достигло на начало 2019 года 34608 единиц. За год отделом обработано 1715 заявлений и писем. Продолжается оцифровка документов.

Органы местного самоуправления предоставляют 29 видов муниципальных услуг районного уровня, 14 услуг поселенческого уровня, в т. ч. в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг. За 2019 год предоставлено 4413 услуги, из них 22 % граждан обратились за услугами в электронном виде.

В целях обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также снижению вероятности перерастания «сезонных рисков» в чрезвычайные ситуации в 2018 году в районе были разработаны и приняты необходимые правовые акты, утверждены мероприятия по пропуску талых вод, тушению лесных пожаров, подготовке ЖКХ к зимнему периоду, выполнению законодательства по первичным средствам пожаротушения, скорректированы паспорта безопасности территорий, обследованы гидротехнические сооружения, приняты меры по их укреплению и повышению безопасности. Результаты исполнения мероприятий рассматривались на 12 заседаниях комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности района. На постоянной основе функционирует служба ЕДДС, что позволяет круглосуточно осуществлять мониторинг обстановки в районе и в кратчайшие сроки реагировать на все ее негативные проявления. В 2018 году на базе ЕДДС района начала функционировать система единого вызова экстренных оперативных служб «112».

Кроме вопросов местного значения Администрацией района осуществляются отдельные, переданные законами Алтайского края, государственные полномочия в сфере опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, деятельности административных комиссий, содержанию безнадзорных животных, учету отдельных категорий граждан.

Увеличилось количество детей, состоящих на учете в органе опеки и попечительства с 108 в 2017 году до 113. За год под опеку устроено 8 детей.

6 родителей лишены родительских прав в отношении 8 детей, против 11 в 2017 году.

На учете по состоянию на 31.12.2018 в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав состоит 29 несовершеннолетних и 49 семей, находящихся в социально-опасном положении, в которых воспитываются 101 ребенок, что соответствует уровню прошлого года. За год поставлены на учет 30 подростков и 33 семьи. По итогам профилактической работы сняты с учета 31 несовершеннолетний (16 с исправлением) и 33 семьи (14 семей с исправлением).

Уменьшилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, с 40 фактов в 2017 году до 16. При этом увеличилось количество преступлений сексуального характера в отношении несовершеннолетних — 3 факта (2017–0), 2 из которых совершено несовершеннолетними.

Организация и качество оказания услуг здравоохранения занимают важное место в социально-экономическом развитии района. Сохранена сеть лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь населению района, это — центральная районная больница на 87 круглосуточных коек и 31 коек дневного стационара, районная поликлиника на 350 посещений в смену, 3 врачебных амбулатории, имеющие по 2 койки дневного стационара, 16 фельдшерско-акушерских пунктов.

В 2018 году 66,4 % населения района получают 93 вида различных выплат и пособий. 14902 получателям за год выплачено 147,6 млн. руб. 28,6 % населения (6424 чел.) являются малообеспеченными.

За последние 10 лет количество многодетных семей в районе увеличилось в 2,3 раза: со 196 в 2008 году до 448 в 2018 году.

Существенная поддержка оказывается многодетным семьям, которым за счет средств краевого бюджета, предусмотрено 10 видов выплат

Семьям с детьми предоставлено 25 видов выплат, из них 13 краевого значения. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачено 79 матерям, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет получили 311 мам.

2720 ветеранов труда получают ряд мер социальной поддержки. 231 человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, получил материальную помощь за счет средств краевого бюджета на общую сумму 295,1 тыс. руб.

На территории района функционируют 3 социальных общежития в с. Володарка, п. Победим и с.Парфёново, в которых более 100 одиноких престарелых, больных людей обрели приют и заботу.

В районе налажено взаимодействие Администрации района и правоохранительных органов в сфере обеспечения правопорядка, общественной безопасности, профилактики правонарушений, экстремизма и терроризма, по улучшению связи с общественностью, населением. Об итогах года и задачах на перспективу сегодня доложит начальник МО МВД России «Топчихинский».

Таким образом, приоритетными задачами в социально-экономическом развитии Администрации Топчихинского района являются:

– целенаправленная работа по увеличению налогооблагаемой базы, собственных доходов бюджетов поселений и районного бюджета, оптимизации неэффективных расходов, в т. ч. путем применения энергосберегающих технологий, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций в район;

– реализация проектов, включенных в государственные программы;

– разработка документации для участия в государственных программах по новым проектам и на перспективу;

– в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами принятие должных мер в рамках имеющихся полномочий;

– в сфере благоустройства активное участие в проектах поддержки местных инициатив в Алтайском крае, «Формирование комфортной городской среды» и иных;

– работа по ранней профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по улучшению демографической ситуации в районе, пропаганде здорового образа жизни, работе по укреплению статуса семьи;

– в сфере образования и молодёжной политики уделяется первоочередное внимание патриотическому воспитанию, развитию нравственной и социальной компетентности молодежи, поддержке инициативной и талантливой молодежи.

Литература:

  1. Балашова С. П. Стратегическое управление ресурсным потенциалом муниципального образования / С. П. Балашова // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2010. — № 10 (59). — С. 87–88
  2. Аверин А. Н. Социальные проблемы устойчивого развития России и ее регионов // Экономика и управление. 2010. — № 1. — С. 58–66
  3. Регионоведение: учебник для академического бакалавриата / В. А. Ачкасова [и др.]; под ред. И. Н. Барыгина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 391 с.
  4. Дуканова И. В. Исследование потенциала социально-экономического развития муниципальных образований/ И. В. Дуканова // Микроэкономика. 2011. — № 3. — С. 112–117
  5. Гутман Г. В. Управление региональной экономикой / Г. В. Гутман, А. А. Мироедов, С. В. Федин. М.: Финансы и статистика, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): Алтайский край, семья, Администрация района, дополнительное образование, краевой бюджет, работа, районный бюджет, счет средств, территория района, Топчихинский район.


Похожие статьи

Инвестиционная привлекательность как основа устойчивого социально-экономического развития муниципального образования (на примере Топчихинского района Алтайского края)

Анализ современного состояния и тенденции развития финансового контроля (на примере Департамента финансов Администрации муниципального образования Приуральский район)

Актуальность и проблематика систем городского управления (на примере деятельности административно-территориального управления Фрунзенского района г. Владивостока)

Краеведческая направленность эколого-географического образования и воспитания школьников (на примере Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан)

Опыт организации профессиональной ориентации обучающихся г.Ижевска (на примере управления образования г.Ижевска)

Государственно-правовое обеспечение национальной безопасности (на примере Хабаровского края)

Методология формирования туристско-рекреационного кластера (на примере Краснодарского края)

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Исследование и прогнозирование социально-экономического развития Хабаровского края

Выявление проблем организации и развития муниципальной системы образования Завьяловского района Удмуртской Республики

Похожие статьи

Инвестиционная привлекательность как основа устойчивого социально-экономического развития муниципального образования (на примере Топчихинского района Алтайского края)

Анализ современного состояния и тенденции развития финансового контроля (на примере Департамента финансов Администрации муниципального образования Приуральский район)

Актуальность и проблематика систем городского управления (на примере деятельности административно-территориального управления Фрунзенского района г. Владивостока)

Краеведческая направленность эколого-географического образования и воспитания школьников (на примере Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан)

Опыт организации профессиональной ориентации обучающихся г.Ижевска (на примере управления образования г.Ижевска)

Государственно-правовое обеспечение национальной безопасности (на примере Хабаровского края)

Методология формирования туристско-рекреационного кластера (на примере Краснодарского края)

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Исследование и прогнозирование социально-экономического развития Хабаровского края

Выявление проблем организации и развития муниципальной системы образования Завьяловского района Удмуртской Республики

Задать вопрос