Важной составной частью системы образования является школьное образование как основа, определяющая дальнейшее обучение и воспитание молодого поколения. География относится к одной из тех наук, которые прошли длительный и сложный путь исторического развития. В современных условиях географическое образование представляет собой целостную систему естественных и общественных научных направлений, объединенных территориально-пространственным аспектом исследования.
В российском образовании, мировом образовательном пространстве наблюдается так называемый «географический ренессанс». Международный Географический Союз, существующий с 1871 года, и входящая в его состав комиссия по географическому образованию в качестве приоритетной задачи своей деятельности определили актуализацию на международном уровне идеи важности географического образования в начальной, средней и высшей школе, демонстрацию его значимости в непрерывном образовании.
Международная хартия географического образования, принятая Международным Географическим Союзом в 1992 году, обращает внимание на то, что, «право на образование включает право на высокий уровень географического образования». В рекомендациях ЮНЕСКО по образованию в XXI веке география названа в числе четырех ключевых общечеловеческих областей знания наряду с философией, историей и иностранными языками.
В России в условиях модернизации образования должно уделяться большое внимание обновлению содержания и повышению качества школьного географического образования. В то же время не следует отказываться богатого географо-образовательного наследия, которое новое поколение учителей получило от таких известных исследователей как П. П. Семенов-Тянь-Шанский, А. И. Воейков, Л. С. Берг, А. С. Барков, В.В. и др.
Актуальность проблемы и темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена возникновением такой образовательной ситуации, которая сформировалась на фоне регионализации и экологизации школьного образования. [1,2,3,4,5]. На преодоление экологического кризиса путем формирования экологического сознания через расширение сферы деятельности учащихся по изучению и сохранению окружающей среды своей местности акцентируют внимание многие современные педагоги и психологи, причем обращение к означенной проблематике отмечается достаточно давно. Так, на симпозиуме педагогов в Будапеште еще в 1976 г. среди целей экологического просвещения было определено: «Экологическое краеведение в процессе внеклассных занятий школьников», а в «Программе ООН по окружающей среде» от 1977 года один из принципов гласит: «использовать различные учебные условия и широкий диапазон педагогических подходов в образовании по вопросам окружающей среды и на этой основе строить практическую деятельность и непосредственный опыт». Еще через десятилетие в Москве в 1987 году на Международном конгрессе, проходившем под эгидой ЮНЕСКО-ЮНЕП, в числе задач стояла «разработка адаптированных к различным условиям учебных программ, дидактических материалов, руководств и пособий». На конференции в Рио-Де-Жанейро (июнь 1992 г.) внимание вновь акцентируется на решение задач, направленных на формирование экологически подготовленной личности через вовлечение школьников в местные и региональные исследования состояния окружающей среды. Для этого странам было рекомендовано готовить кадры.
Краеведческий материал наряду с наглядностью и отражением в местном материале глобальных географических процессов и явлений создает благодатную основу для воспитания любви к родной природе, земле, своему краю. С познания родных мест начинается любовь к Родине, так как она связывается с чувством любви к тому милому уголку земли, где ты родился, сделал первые шаги, начал познавать азбуку жизни. Куда бы ни забросила судьба человека, это чувство не покидает его.
В своей основе краеведческий материал должен отражать типичные, характерные стороны природы, населения, хозяйства края, служит основой для формирования географического мышления.
Чтобы люди ценили и любили природу необходимо учить их этому с самого детства, со школьной скамьи, и в первую очередь на уроках географии и краеведения.
Необходимо обосновать методические подходы к эколого-географическому образованию и воспитанию учащихся на примере организации школьной краеведческой работы в Верхнеуслонском муниципальном районе РТ.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
– изучить труды ученых-педагогов по выбранной проблематике, ознакомиться с опытом практикующих учителей, занимающихся организацией и руководством учебно- и научно-исследовательской работы учащихся;
– выявить сущность и формы организации эколого-географического образования и воспитания школьников;
– дать комплексную эколого-географическую характеристику Верхнеуслонского района Республики Татарстан как объекта школьного краеведческого исследования;
– разработать и апробировать методические разработки тематических мероприятий по материалам краеведческой работы школьников в Верхнеуслонском муниципальном районе РТ.
Объектом исследования нами был определён учебно-воспитательный процесс в средних общеобразовательных учреждениях, предметом же исследования явился учебно-методический комплекс мер, направленных на эколого-географическое образование и воспитание школьников в рамках урочной и внеурочной краеведческой работы.
Заключение
При подготовке научной работы нами были рассмотрены вопросы организации школьного краеведения, наблюдений школьников во время внеурочной работы по географии, определено место краеведения в системе естественно географических наук и её практическое значение, изучен опыт организации краеведческих исследований в Верхнеуслонском районе Республики Татарстан..
В сознании учащихся должно сформироваться понимание, что огромный мир планеты начинается у порога родного дома, за школьной оградой, в окрестностях своего села. Именно поэтому краеведение становится той отправной точкой, от которой начинается путь познания Мира.
Литература:
- «Роль бережливого производства в современном мире» Журнал «Молодой ученый № 20.(100) октябрь2015г. г. Казань, Изд. Молодой ученый. с 30–32. Виноградов В. Ю. Сайфуллин А. А., Виноградова Н. В., Гибадуллин Р. З.
- Исследование технического состояния авиационных ГТД и энергетических установок в целях составления картограмм газодинамических параметров для диагностики. В. Ю. Виноградов, Контроль. Диагностика. 2011.№ 12. С.45–50.
- Переспективы внедрения экологического способа сжигания углеводородных топлив в пульсирующемп потоке// Виноградов В. Ю., Морозов О. Г., Галимов Э. Р., Абдуллин И. А., Заднев А. А., Гибадуллин Р. З. Вестник Казанского технологического университета. 2015. Т. 18. № 21. С. 155–156.
- Экологическая безопасность при эксплуатации газоперекачивающих аппаратов насосных станций// Виноградов В. Ю., Морозов О. Г., Галимов Э. Р., Абдуллин И. А., Заднев А. А. Вестник Казанского технологического университета. 2015. Т. 18. № 15. С. 249–252.
- Перспективы внедрения экологически безопасного способа эксплуатации сливоналивного устройства// Виноградов В. Ю., Морозов О. Г., Галимов Э. Р., Абдуллин И. А., Заднев А. А. Вестник Казанского технологического университета. 2015. Т. 18. № 14. С. 61–62.