Автоматизированные магазины как будущее ритейла | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №41 (279) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 10.10.2019

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Капелюк, З. А. Автоматизированные магазины как будущее ритейла / З. А. Капелюк, К. С. Огольцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62896/ (дата обращения: 16.11.2024).



По данным исследования, проведенного Федеральной службой государственной статистики и Высшей школой экономики, на сегодняшний день в российской экономике существует более 450 профессий, но только 28 из них — относятся к массовым. В таких профессиях занято примерно 50 % всех работающих граждан страны, а это 36 млн россиян. Такой вывод сделали авторы аналитического доклада из Центра трудовых исследований НИУ «Высшая школа экономики» В. Гимпельсон и Н. Вишневская [1]. Они выяснили, что больше всего россиян — около 14 % — заняты всего в двух профессиях, для овладения которыми достаточно окончить школу и специальные курсы. Главная профессия в России — продавец. К такому выводу можно прийти на основе данных, обнародованных Федеральной службой государственной статистики. На втором месте расположилась профессия строителя.

Материалы Федеральной службой государственной статистики позволяют судить о тенденциях за последние 14 лет. Выяснилось, что сфера торговли и ремонта не всегда были на первых местах. В 2005 г. на первом месте было обрабатывающее производство, в котором тогда трудились почти 18 % занятых (а в сфере торговли и ремонта — около 15 %). На третьем месте по доле занятых сейчас сфера образования, где трудится примерно 9,5 % от всех занятых, против 9,2 % в 2005 году. К примеру, 14 лет назад на третьем месте было сельское хозяйство с долей около 10 % от всех занятых, сейчас в этой сфере трудоустроено лишь примерно 6 % всех занятых [2].

Почему именно сфера торговли сейчас лидирует по доле занятых? «Так сложилось, что среднестатистическому россиянину, прежде всего не имеющему опыта трудоустройства, и женщине средних лет легче всего найти работу продавцом», — говорит профессор Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Елена Яхонтова.

При этом экономист указывает на высокую текучесть кадров в сфере торговли. «Главные причины — отсутствие прозрачности, низкая престижность и компьютеризация ритейла. Также у этой категории работников мало возможностей для карьерного роста. Поэтому большинство людей рассматривают данную работу как временную, как промежуточное звено» [3].

Вопрос о том, насколько ритейл на самом деле устойчив к кризисным явлениям в экономике, вызывал в экспертной среде дискуссии. Если падение доходов граждан продолжится, приведет ли это к кардинальной оптимизации штатов в сфере торговли?

«Что касается угрозы массовых закрытий предприятий торговли и сферы обслуживания, то это маловероятно. Несмотря на системный кризис в российской экономике, потребность в данных услугах остается. Закроется один магазин — на его месте тут же откроется другой. Продавать можно все что угодно: вчера дорогую электронику и автомобили, завтра — товары «секонд-хенд», — говорит Е. Яхонтова [3].

Рост розничной торговли в РФ сейчас замедляется. Как сообщает Федеральная служба государственной статистики, оборот розничной торговли в сопоставимых ценах увеличился в годовом выражении на 1,4 %. В аналогичные периоды 2018г. розничная торговля демонстрировала рост почти на 3 % в годовом выражении.

В связи с замедлением роста розничной торговли, крупные сети пытаются оптимизировать свои процессы путем введения информационных и роботизированных систем в работу, тем самым заменяя низкоквалифицированный персонал.

Лидером в этой области является американская корпорация Amazon. Amazon является крупнейшим онлайн магазином, со своими складами в Соединенных Штатах и большинстве стран Западной Европы. В России и странах СНГ Amazon официально не представлен, у нас более популярной площадкой для онлайн покупок является детище компании Alibaba Group — Aliexpress. В 2016 г. компания Amazon представила концепцию автоматизированного офлайн магазина, а в 2018 г. открыла первый автоматизированный магазин, Amazon Go, в Сиэтле, США.

Основная идея магазина в том, чтобы заменить привычные роли в розничном магазине комплексными автоматизированными системами и роботами. Так, например, в магазине Amazon Go, нет охранников, за всеми покупателями следят камеры видеонаблюдения, которые передают информацию на сервера Amazon, находящиеся в этом же магазине, которые, в свою очередь, обрабатывают видеопоток и вычисляют, какой из покупателей какие товары взял. Такие вычисления стали возможны благодаря развитию технологий машинного зрения, искусственного интеллекта и машинного обучения.

Также в магазине отсутствуют кассиры, так как в них отпадает необходимость. Все товары, взятые покупателем, автоматически попадают в виртуальный чек. На выходе система автоматически зафиксирует приобретённые товары и спишет их стоимость со счета пользователя на Amazon [4].

Рис. 1. Счет за покупку в Amazon Go, выставленный автоматизированной системой

Стоит отметить, что воплощение таких проектов стало возможно благодаря тому, что проникновение смартфонов и мобильных платежных сервисов, достигло высокого уровня, а растущая плотность городского населения, ценящего эффективность и удобство, стали одним из основных факторов, которые сделали Китай и США лучшими местами для развития автоматизированных магазинов.

В России и странах СНГ проникновение и мобильных платежных сервисов не такое высокое (по сравнению с США и КНР) поэтому в ближайшее время реализация подобных проектов маловероятна.

Несмотря на неготовность российского потребителя к таким магазинам, ритейлу уже сейчас стоит учиться и перенимать опыт иностранных коллег, для получения конкурентного преимущества через 5–10 лет.

Так, например, можно начать с внедрения касс самообслуживания для небольших сетей и анализа видео с камер для выявления воров в крупных сетях, где физически сложно отследить факт хищения имущества ритейла силами персонала.

Литература:

  1. Семенова Ю. Е. Формирование и реализация информационно-управляющих систем в розничных торговых сетях // М.2018, — 121с.
  2. THE NEW YORK TIMES — Inside Amazon Go, a Store of the Future // https://www.nytimes.com/2018/01/21/technology/inside-amazon-go-a-store-of-the-future.html
  3. Жертвы потребительского кризиса // http://www.ng.ru/economics/2019–06–20/2_7603_potreb.html
  4. Китайские автоматизированные магазины без касс и персонала // https://kiosksoft.ru/news/2018/01/09/kitajskie-avtomatizirovannye-magaziny-bez-kass-i-personala-19955
Основные термины (генерируются автоматически): сфера торговли, государственная статистика, розничная торговля, Федеральная служба, Россия, США, годовое выражение, магазин, российская экономика, страна СНГ.


Задать вопрос