В статье рассмотрены ключевые причины формирования основных проблем финансирования системы образования в Российской Федерации. Перечислены основные негативные процессы, наблюдаемые из-за текущего уровня развития отечественного образования. Проанализированы основные проблемы финансирования системы образования и характер их возникновения. Автором статьи приведен список мероприятий, с помощью реализации которых возможно решение проблемы финансирования образования, и в том числе, качества формирования человеческих ресурсов в России.
Ключевые слова: образование, система образования, финансирование образования, человеческие ресурсы, человеческий капитал, интеллектуальный капитал.
Немаловажным важным в разрезе социально-экономического права практически каждого гражданина России является право на образование. Степень реализации этого права находится в прямой зависимости от функционирования и развития, как общества, так государства в целом. Уровень образованности поколения напрямую зависит от реально качественных процессов образования. Гарантия со стороны государства в области образования представляется правом практически любого гражданина на получение достойного, бесплатного образования. Одна из ведущих ролей государства определяется сферой образования, на которое требуется достаточно высокая финансовая поддержки непосредственно со стороны государства [1].
В настоящее время финансирование образовательных учреждений является одной из основных проблем, на пути реального социально-экономического развития фактически всех региональных субъектов РФ. На данном этапе образовательных услуг в Российской Федерации характеризуются недостаточностью бюджетных мест. Проблемы обеспечения качественного образования в стране отходят на второй план, по причине прямой зависимости от недостаточности финансовых ресурсов. Перманентная задолженность по зарплате профессорско-преподавательскому составу и персоналу учебного заведения в образовательных учреждениях, носит в последнее время, достаточно актуальный характер. Не менее проблемными являются и положения связанный с дальнейшим трудоустройством выпускников ВУЗов.
Данное обстоятельство сопровождается различными негативными явлениями определяющимися:
– утечкой «отечественных мозгов» за рубеж;
– отходом интеллектуального капитала, представленного молодыми специалистами из бюджетных организаций непосредственно к коммерческим;
– снижением степени актуальности в необходимости получения высшего или среднего специального образования со стороны современной молодежи.
Среди важнейших проблем экономического развития РФ, особое место занимает достижение стабильного уровня прироста реального ВВП страны. Для достижения данной задачи необходимо проведение экономических реформ, среди которых переориентация на рыночную модель экономической системы, переориентация с сырьевой промышленности на научно-техническое производство и обновление основных фондов отечественных предприятий. В данном процессе ключевую роль отыгрывает человеческий и интеллектуальный капитал, формированием которых занимается система образования. Таким образом, проблема, связанная с финансированием образования, считается прямой причиной отсутствия результатов при достижении вышеперечисленных задач стратегического уровня.
Источники поступления финансовых ресурсов для обеспечения образовательных услуг в РФ многообразны. К ним относятся средства бюджета, а также внебюджетные источники, определяющиеся за счет собственных поступлений (платная система образования).
Бюджетное финансирование в большинстве своем осуществляется за счет денежных поступлений, определяющихся использованием механизма непосредственного межбюджетного перераспределения. В соответствии с законом (Бюджетным кодекс РФ) производить непосредственное финансирование образовательных учреждений представляется возможным исключительно из бюджета именно того уровня, к которому относится прямой учредитель того или иного учебного заведения [2].
Как правило, ключевой характер проблем, связанных с финансирования образования в РФ обусловлен дефицитом бюджетных средств. Но, как показывает практика, иногда проблема заключается не в хватке/нехватке средств, но и в их рациональном использовании. В связи с этим, к ключевым проблемам финансирования отечественной системы образования является не только дефицит бюджетных средств, но и неэффективность механизма бюджетного финансирования [3].
Для решения вышеперечисленных проблем, связанных с процессом финансирования образовательных услуг, становится необходимым решение следующих проблем:
– необходимо учесть и решить вопросы бюджетного со финансирования для дотации бюджетными средствами регионов, которые имеют низкий уровень системы образования;
– включить в процесс разработки бюджетной программы финансирования образования субъектов, получаемых эти средства;
– выделять денежные средства в большей части на такие направления, как закупка инвентаря и оборудования, а также капитальный ремонт образовательных учреждений и организация учебного процесса;
– выделять денежные средства на процесс приобретения оборудования с цифровыми и информационными технологиями, что делает высокой вероятность качественного образования в России;
– вырабатывать государственную политику, определяющуюся привлечением прямых частных инвестиций, на фоне предоставления им своеобразных субсидий;
– сформировать единую прозрачную систему, обусловленную анализом использования бюджетных средств непосредственно образовательными учреждениями;
– сформировать институты научной инфраструктуры, направленные на рост качества человеческого и интеллектуального потенциала в нашей стране;
– освободить от уплаты налогов образовательные учреждения, получающие бюджетные средства со стороны государства.
С помощью принятия перечисленных мер, возможны положительные сдвиги в решение общей проблемы финансирования образования, на фоне привлечения, как частных инвестиций, так и настройки механизма по рациональному использованию бюджетных средств. Немаловажным является фактором является последний пункт решения проблем, связанных с финансированием образовательных организаций, определяющихся формированием высококачественных человеческих ресурсов, столь необходимых для реализации государственной стратегии социально-экономического развития России.
Литература:
- Асланова Л. О., Батова Б. З., Губачиков А. М., Аликаева М. В., Проблемы, связанные с финансированием образования в России // Фундаментальные исследования. — 2016. — № 5–3. — С. 546–550.
- Хасанова Ч. И. Проблемы определяющиеся финансированием образования // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: www.scienceforum.ru/2013/318/6185 (дата обращения: 16.09.2019).
- Коокуева В. В. Проблемы прямого финансирования образования на федеральной основе в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2013. № 5 (533).