Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Концептуальные основы государственного финансового контроля

Юриспруденция
02.11.2024
46
Поделиться
Библиографическое описание
Левашов, Д. С. Концептуальные основы государственного финансового контроля / Д. С. Левашов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/archive/543/118867/.


В статье рассмотрены концептуальные основы государственного финансового контроля. Изучено понятие государственного финансового контроля, его цель и задачи. Рассмотрены основные виды контроля согласно Бюджетному кодексу РФ. Проанализированы принципы и методы (проверка, ревизия, обследование) государственного финансового контроля.Государственный финансовый контроль играет ключевую роль в обеспечении устойчивого развития экономики и государственного управления.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, виды, принципы, проверка, ревизия, обследование.

Контроль за финансовыми потоками представляет собой ключевую составляющую в системе управления государством.

Государственный финансовый контроль представляет собой систему мероприятий, направленных на обеспечение законности, целесообразности и эффективности использования бюджетных средств и ресурсов. Основные концептуальные основы государственного финансового контроля можно выделить в нескольких ключевых аспектах: цели, задачах, принципах и методах [5].

Финансовый контроль выполняет роль регулятора, посредством которого осуществляется надзор за соблюдением бюджетной дисциплины, предотвращение и выявление финансовых нарушений, что способствует обеспечению надежности, эффективности и ответственности в управлении государственными и муниципальными фондами.

Цель государственного финансового контроля заключается в обеспечении рационального, эффективного и законного использования государственных финансовых ресурсов [3].

Основными задачами государственного финансового контроля являются следующие:

1) проверка соблюдения законодательства и правил, связанных с бюджетным процессом и финансовыми операциями;

2) оценка целесообразности и результативности расходования бюджетных средств, выявление нецелевого и неэффективного использования;

3) обеспечение открытости финансовых операций и отчетности, что способствует повышению доверия граждан к государственным учреждениям;

4) установление механизмов для предотвращения финансовых злоупотреблений, мошенничества и иной неправомерной деятельности;

5) мониторинг и контроль за выполнением бюджета, включая анализ фактических поступлений и расходов в сравнении с плановыми показателями;

6) оценка эффективности и анализ результатов реализации государственных программ и проектов;

7) предоставление рекомендаций по оптимизации финансовых процессов и систем контроля, что способствует повышению общей финансовой дисциплины;

8) поддержание информированности населения о финансовом положении и результатах деятельности государственных органов.

В статье 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ приведены виды государственного (муниципального) финансового контроля.Государственный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета [1].

Государственный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний государственный финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного финансового контроля, являющихся исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности [1].

Приведем принципы государственного финансового контроля:

1) законность — действия органов финансового контроля должны строго соответствовать законам. Внедрение контрольных процедур происходит строго в рамках установленных правил, гарантируя легитимность проводимых операций;

2) объективность — безусловным является исключение любых личных предвзятостей или антипатий в процессе проверки. Решения должны приниматься на основе достоверных сведений и материальных фактов;

3) независимость, чтобы исключить влияние и предвзятость, органы государственного финансового контроля обладают полной автономией по отношению к субъектам проверки. Свобода выбора объектов контроля и независимость в вынесении суждений являются фундаментом эффективного контроля;

4) комплексность — зона внимания государственного финансового контроля включает в себя все аспекты финансовой жизни государства — от доходов до расходов и управления государственным имуществом;

5) превентивность — профилактические действия предотвращают финансовые нарушения ещё до их появления. Организация системы мониторинга и обучение сотрудников способствуют укреплению контроля;

6) эффективность — все процедуры контроля направлены на достижение конкретных целей, среди которых — повышение качества финансовой деятельности и предотвращение проступков;

7) публичность и прозрачность результатов — залог доверия общественности к финансовым органам. Результаты проверок всегда должны быть открыты для ознакомления каждого гражданина [4].

Данные принципы создают основу для порядочности, дисциплинированности и прозрачности в управлении государственными финансами, что крайне важно для стабильности и благосостояния страны.

Финансовый контроль представляет собой ряд действий и проверок, целью которых является гарантирование правильности ведения бухгалтерского учета, законности финансовых операций и эффективности использования бюджетных средств. Правильный подбор инструментов для осуществления данных проверок имеет решающее значение для качества и результативности контрольных мероприятий.

Методы финансового контроля — это специфические способы и инструменты, используемые для проведения проверки, анализа и оценки финансовых операций, а также управления бюджетом.

В ст. 261.1 БК РФ приведены методы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля.

Методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование.

Под проверкой в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

Под ревизией в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Результаты проверки, ревизии оформляются актом [1].

В свою очередь М. А. Владыка, И. В. Федоренко выделяют следующие методы государственного финансового контроля.

Первое направление — финансовый аудит. Задача этой процедуры в том, чтобы проверить отчетность организаций на предмет соблюдения законодательства и целесообразности расходования бюджетных средств. Аудит может осуществляться как внутренними, так и независимыми внешними экспертами.

Второе направление касается контроля исполнения бюджета. Эта деятельность включает в себя сверку реальных доходов и расходов бюджета с его плановыми параметрами, что осуществляется официальными контрольными учреждениями.

Третье направление связано с надзором за использованием государственного имущества. За счет этого процесса обеспечивается надежность и эффективность управления государственным активом, а также предупреждение случаев его неправомерного использования.

Четвертое направление — мониторинг государственных закупок, который предполагает контроль над закупочными процессами и условиями контрактов на поставку товаров и услуг для нужд государства, осуществляемый официальными контрольными органами [2].

Итак, основываясь на вышеописанных концептуальных основах, можно сделать вывод о фундаментальной роли государственного финансового контроля в укреплении экономической безопасности и защите интересов налогоплательщиков. Эта деятельность строится на принципах честности, объективности и прозрачности. Используемые методы, включая финансовый аудит, бюджетный контроль, надзор за использованием имущества и мониторинг закупок, поддерживают строгий финансовый порядок и способствуют более разумному и ответственному распределению государственных ресурсов.

В целом, государственный финансовый контроль играет ключевую роль в обеспечении финансовой дисциплины, отвечает за контроль за соблюдением законодательства и направлен на улучшение управления государственными финансами.

Таким образом, все финансовые операции должны осуществляться в рамках действующего законодательства. Использование бюджетных средств должно соответствовать заранее установленным целям и приоритетам. Эффективность государственного финансового контроля заключается в оценке достижения результатов с минимальными затратами. Государственный финансовый контроль должен быть прозрачным, то есть обладать доступностью информации о бюджетных расходах и доходах для общественности.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 13.07.2024, с изм. от 30.09.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации от 03.08.98, № 31. Ст. 3823.
  2. Владыка, М. А. Основы государственного финансового контроля в бюджетной сфере / М. А. Владыка, И. В. Федоренко // Современные аспекты учета, анализа и аудита, 2021. — С. 69–72.
  3. Имирсадыкова, З. М. Понятие и значение финансового контроля, его цели, задачи и функции / З. М. Имирсадыкова // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов: Сборник материалов X Международной научно-практической конференции. — Москва: ООО «ИРОК», 2022. — С. 162–168.
  4. Камилов А. Ш. Понятие и принципы государственного финансового контроля / А. Ш. Камилов // Образование. Наука. Научные кадры. 2023. № 4. С. 136–138.
  5. Пономаренко, Н. Н. Цели и задачи государственного финансового контроля / Н. Н. Пономаренко // Теория и практика управления государственными функциями и услугами. Тарифное регулирование: Сборник научных трудов по итогам III национальной научно-практической конференции, 2020. — С. 221–226.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
государственный финансовый контроль
виды
принципы
проверка
ревизия
обследование
Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 133-135):
Часть 2 (стр. 67-147)
Расположение в файле:
стр. 67стр. 133-135стр. 147

Молодой учёный