Концептуальные основы государственного финансового контроля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 02.11.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Левашов, Д. С. Концептуальные основы государственного финансового контроля / Д. С. Левашов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/archive/543/118867/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье рассмотрены концептуальные основы государственного финансового контроля. Изучено понятие государственного финансового контроля, его цель и задачи. Рассмотрены основные виды контроля согласно Бюджетному кодексу РФ. Проанализированы принципы и методы (проверка, ревизия, обследование) государственного финансового контроля.Государственный финансовый контроль играет ключевую роль в обеспечении устойчивого развития экономики и государственного управления.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, виды, принципы, проверка, ревизия, обследование.

Контроль за финансовыми потоками представляет собой ключевую составляющую в системе управления государством.

Государственный финансовый контроль представляет собой систему мероприятий, направленных на обеспечение законности, целесообразности и эффективности использования бюджетных средств и ресурсов. Основные концептуальные основы государственного финансового контроля можно выделить в нескольких ключевых аспектах: цели, задачах, принципах и методах [5].

Финансовый контроль выполняет роль регулятора, посредством которого осуществляется надзор за соблюдением бюджетной дисциплины, предотвращение и выявление финансовых нарушений, что способствует обеспечению надежности, эффективности и ответственности в управлении государственными и муниципальными фондами.

Цель государственного финансового контроля заключается в обеспечении рационального, эффективного и законного использования государственных финансовых ресурсов [3].

Основными задачами государственного финансового контроля являются следующие:

1) проверка соблюдения законодательства и правил, связанных с бюджетным процессом и финансовыми операциями;

2) оценка целесообразности и результативности расходования бюджетных средств, выявление нецелевого и неэффективного использования;

3) обеспечение открытости финансовых операций и отчетности, что способствует повышению доверия граждан к государственным учреждениям;

4) установление механизмов для предотвращения финансовых злоупотреблений, мошенничества и иной неправомерной деятельности;

5) мониторинг и контроль за выполнением бюджета, включая анализ фактических поступлений и расходов в сравнении с плановыми показателями;

6) оценка эффективности и анализ результатов реализации государственных программ и проектов;

7) предоставление рекомендаций по оптимизации финансовых процессов и систем контроля, что способствует повышению общей финансовой дисциплины;

8) поддержание информированности населения о финансовом положении и результатах деятельности государственных органов.

В статье 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ приведены виды государственного (муниципального) финансового контроля.Государственный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета [1].

Государственный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний государственный финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного финансового контроля, являющихся исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности [1].

Приведем принципы государственного финансового контроля:

1) законность — действия органов финансового контроля должны строго соответствовать законам. Внедрение контрольных процедур происходит строго в рамках установленных правил, гарантируя легитимность проводимых операций;

2) объективность — безусловным является исключение любых личных предвзятостей или антипатий в процессе проверки. Решения должны приниматься на основе достоверных сведений и материальных фактов;

3) независимость, чтобы исключить влияние и предвзятость, органы государственного финансового контроля обладают полной автономией по отношению к субъектам проверки. Свобода выбора объектов контроля и независимость в вынесении суждений являются фундаментом эффективного контроля;

4) комплексность — зона внимания государственного финансового контроля включает в себя все аспекты финансовой жизни государства — от доходов до расходов и управления государственным имуществом;

5) превентивность — профилактические действия предотвращают финансовые нарушения ещё до их появления. Организация системы мониторинга и обучение сотрудников способствуют укреплению контроля;

6) эффективность — все процедуры контроля направлены на достижение конкретных целей, среди которых — повышение качества финансовой деятельности и предотвращение проступков;

7) публичность и прозрачность результатов — залог доверия общественности к финансовым органам. Результаты проверок всегда должны быть открыты для ознакомления каждого гражданина [4].

Данные принципы создают основу для порядочности, дисциплинированности и прозрачности в управлении государственными финансами, что крайне важно для стабильности и благосостояния страны.

Финансовый контроль представляет собой ряд действий и проверок, целью которых является гарантирование правильности ведения бухгалтерского учета, законности финансовых операций и эффективности использования бюджетных средств. Правильный подбор инструментов для осуществления данных проверок имеет решающее значение для качества и результативности контрольных мероприятий.

Методы финансового контроля — это специфические способы и инструменты, используемые для проведения проверки, анализа и оценки финансовых операций, а также управления бюджетом.

В ст. 261.1 БК РФ приведены методы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля.

Методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование.

Под проверкой в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

Под ревизией в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Результаты проверки, ревизии оформляются актом [1].

В свою очередь М. А. Владыка, И. В. Федоренко выделяют следующие методы государственного финансового контроля.

Первое направление — финансовый аудит. Задача этой процедуры в том, чтобы проверить отчетность организаций на предмет соблюдения законодательства и целесообразности расходования бюджетных средств. Аудит может осуществляться как внутренними, так и независимыми внешними экспертами.

Второе направление касается контроля исполнения бюджета. Эта деятельность включает в себя сверку реальных доходов и расходов бюджета с его плановыми параметрами, что осуществляется официальными контрольными учреждениями.

Третье направление связано с надзором за использованием государственного имущества. За счет этого процесса обеспечивается надежность и эффективность управления государственным активом, а также предупреждение случаев его неправомерного использования.

Четвертое направление — мониторинг государственных закупок, который предполагает контроль над закупочными процессами и условиями контрактов на поставку товаров и услуг для нужд государства, осуществляемый официальными контрольными органами [2].

Итак, основываясь на вышеописанных концептуальных основах, можно сделать вывод о фундаментальной роли государственного финансового контроля в укреплении экономической безопасности и защите интересов налогоплательщиков. Эта деятельность строится на принципах честности, объективности и прозрачности. Используемые методы, включая финансовый аудит, бюджетный контроль, надзор за использованием имущества и мониторинг закупок, поддерживают строгий финансовый порядок и способствуют более разумному и ответственному распределению государственных ресурсов.

В целом, государственный финансовый контроль играет ключевую роль в обеспечении финансовой дисциплины, отвечает за контроль за соблюдением законодательства и направлен на улучшение управления государственными финансами.

Таким образом, все финансовые операции должны осуществляться в рамках действующего законодательства. Использование бюджетных средств должно соответствовать заранее установленным целям и приоритетам. Эффективность государственного финансового контроля заключается в оценке достижения результатов с минимальными затратами. Государственный финансовый контроль должен быть прозрачным, то есть обладать доступностью информации о бюджетных расходах и доходах для общественности.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 13.07.2024, с изм. от 30.09.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации от 03.08.98, № 31. Ст. 3823.
  2. Владыка, М. А. Основы государственного финансового контроля в бюджетной сфере / М. А. Владыка, И. В. Федоренко // Современные аспекты учета, анализа и аудита, 2021. — С. 69–72.
  3. Имирсадыкова, З. М. Понятие и значение финансового контроля, его цели, задачи и функции / З. М. Имирсадыкова // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов: Сборник материалов X Международной научно-практической конференции. — Москва: ООО «ИРОК», 2022. — С. 162–168.
  4. Камилов А. Ш. Понятие и принципы государственного финансового контроля / А. Ш. Камилов // Образование. Наука. Научные кадры. 2023. № 4. С. 136–138.
  5. Пономаренко, Н. Н. Цели и задачи государственного финансового контроля / Н. Н. Пономаренко // Теория и практика управления государственными функциями и услугами. Тарифное регулирование: Сборник научных трудов по итогам III национальной научно-практической конференции, 2020. — С. 221–226.
Основные термины (генерируются автоматически): государственный финансовый контроль, финансовый контроль, Российская Федерация, бюджетная система, операция, бюджетная отчетность, государственное имущество, ключевая роль, контрольная деятельность, финансовый аудит.


Похожие статьи

Задать вопрос