Существуют различные виды обеспечения полетов: метеорологическое, инженерно-авиационное, штурманское и другие.
Коммерческое обеспечение полетов — это комплекс мероприятий, проводимых службами аэропорта с целью эффективного использования грузовых емкостей ВС и оформления сопроводительной документации. Это определение дано в РЦЗ-83. В федеральных авиационных правилах употребляется другое определение этого вида деятельности — обслуживание пассажиров багажа, грузов и почты или аэропортовая деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты.
Процесс коммерческого обслуживания
Процесс коммерческого обслуживания состоит из следующих элементов:
- Обслуживание пассажиров и обработка багажа(пассажирский терминал);
- Обработка грузов и почты (грузовой терминал);
- Расчет загрузки и центровки (службы авиакомпании или аэропорта);
- Организация и контроль обслуживания ВС в соответствии С технологическим графиком (службы авиакомпании и аэропорта) оформление документов на рейс (службы авиакомпании или аэропорта).
Процесс коммерческого обслуживания, как правило, организует и контролирует служба организации перевозок (СОПП) авиакомпании или аэропорта.
Основными функциями службы организации перевозок являются:
1) Регистрация билетов и оформление перевозки багажа.
2) Доставка пассажиров к ВС, организация их посадки на ВС. Снятие багажа в случае неявки пассажира на посадку. Встреча пассажиров при их выходе из ВС. Организация доставки пассажиров в здание аэровокзала.
3) Организация выгрузки багажа, груза, почты из ВС, транспортировка и выдача багажа пассажирам.
4) Организация отправки служебной корреспонденции, доставка перевозочной документации на борт воздушного судна.
5) Организация загрузки и разгрузки питания на борт воздушного судна.
6) Анализ регулярности полетов, принятие мер по предупреждению причин, вызывающих нарушения регулярности движения воздушных судов.
7) Обеспечение четкого выполнения технологических операций всех служб и организаций по коммерческому обслуживанию ВС в соответствии с утвержденными технологическими графиками подготовки воздушного судна к вылету(производственно-диспетчерская служба).
8) Осуществление расчета загрузки и центровки, составление СЗВ, центровочных графиков и схем загрузки воздушного судна, обеспечение размещения загрузки воздушного судна в соответствии с графиком.
9) Подготовка и выпуск перевозочной документации по рейсам (пассажирских манифестов, генеральных деклараций, грузовых и почтовых манифестов и т. д.
10) Работа с претензиями клиентов. Разработка и осуществление мероприятий по устранению причин, порождающих жалобы.
11) Разработка технологической документации по взаимодействию по коммерческому обслуживанию.
Результатом выполнения процедур по регистрации пассажиров и багажа, комплектации груза и почты, обмена информацией о загрузке с другими аэропортами, является определение коммерческой загрузки.
ИКАО уделяет большое значение вопросам обеспечения безопасности полетов.
Безопасность полетов — это состояние, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются.
Каждое государство принимает Государственную программу по безопасности полетов (ГосПБП).
Государственная политика по безопасности полетов создается для управления безопасностью полетов в государстве в целях достижения приемлемого уровня эффективности обеспечения безопасности полетов ГА.
ГосПБП включает следующие компоненты:
- Государственную политику и цели обеспечения безопасности полетов
- Управление рисками управление рисками для безопасности полетов на государственном уровне
- Обеспечение безопасности полетов на государственном уровне
- Популяризацию вопросов безопасности полетов на государственном уровне
Каждое государство в рамках своей ГосПБП требует внедрения систему управления безопасностью полетов учебными организациями, эксплуатантами ВС, организациями по техническому обслуживанию, предоставляющими услуги эксплуатантам ВС, организациями, ответственными за конструкцию или изготовление ВС; поставщиками обслуживания воздушного движения, эксплуатантами сертифицированных аэродромов.
СУБП должна включать:
- Процесс определения фактических и потенциальных источников опасности для БП и оценки соответствующих рисков:
- Процесс разработки и принятия корректирующих действий, необходимых для поддержания приемлемого уровня безопасности полетов;
- Функцию обеспечения постоянного мониторинга и регулярной оценки адекватности и эффективности мер по управлению безопасностью полетов.