Правовое регулирование международной экономической безопасности. Источники международной экономической безопасности
Автор: Лапина Наталия Владимировна
Рубрика: 8. Мировая экономика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Самара, август 2016)
Дата публикации: 04.08.2016
Статья просмотрена: 3035 раз
Библиографическое описание:
Лапина, Н. В. Правовое регулирование международной экономической безопасности. Источники международной экономической безопасности / Н. В. Лапина. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 47-48. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/217/10919/ (дата обращения: 22.11.2024).
Любая отрасль права должна регулироваться правовыми нормами. Система экономической безопасности, является под отраслью экономического права.
Категория источников международного экономического права является чрезвычайно важным, впрочем, как и для любой другой отрасли права, поскольку, в узком смысле, определяет систему актов, в которых содержатся правила поведения государств и других субъектов права, а сфере экономических отношений.
В целом источниками международного экономического права являются те же источники, которые определяются для международного публичного права, с определенными особенностями, которые вытекают из самой природы международных экономических отношений.
Исходя из классического принципа отделения системы международного права от национальных правовых систем, соответственно, необходимо отделять источники международного экономического права от источников национального права и признавать международные договоры, международно-правовой обычай, общие принципы права как основные источники международного экономического права, а решение МО, доктрины и судебные прецеденты — как вспомогательные источники.
Основным источником международного экономического права являются международный экономический договор, который признается таковым в силу особенности «писаного права» («jus scriptum»), поскольку именно в отношении международных экономических отношений он является незаменимым механизмом регулирования межгосударственных хозяйственных отношений, ведь особенно в этой сфере требуется четкость формулировок и избегания неточностей (при применении цифр, таблиц и тому подобное).
Кроме того, особенностями международных договоров как основных источников международного экономического права является высокая стабильность их содержания и предсказуемость поведения участников.
Если исходить из того, что вспомогательные источники международного права не являются собственно источниками, то возникает вопрос об их правовой природе. Специалисты отмечают, что так называемые вспомогательные источники или являются определенными стадиями в процессе образования международно-правовых норм, либо оказывают влияние на ход указанного процесса, либо помогают установить существование или содержание нормы международного права.
Резолюции международных организаций, как правило, имеют рекомендательный характер. Согласно ст. 10 Устава ООН, ее Генеральная Ассамблея по основным вопросам деятельности ООН формирует лишь рекомендации. Такие нормы не являются императивными, их выполнение не может осуществляться принудительно. Они предоставляют правомерности действиям, которые были бы неправомерны при отсутствии рекомендательной нормы. Например, Конференция ООН по торговле и развитию 1964 г. рекомендовала предоставлять преференциальные таможенные льготы развивающимся странам.
Напомним, что решение отдельных организаций имеют обязательный характер. Например, решение Совета Европейского Союза являются обязательными для государств участниц. Обязательную правовую силу имели рекомендации и решение бывшего Совета Экономической Взаимопомощи.
Значительное количество рекомендаций по вопросам межгосударственного экономического сотрудничества принимают органы ООН и учреждения, входящие в системы (например, ЮНКТАД, ЮНИДО).
Фундаментальными для международного экономического права являются принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г. документы, как Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о новом международном экономическом порядке, Программа действий по установлению нового международного экономического порядка, а также резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1979 г. «Объединение и прогрессивное развитие принципов и норм международного права, касающихся правовых аспектов нового международного экономического порядка». Специалисты отмечают, что эти документы, выполняя в целом положительную роль по обеспечению справедливых недискриминационных экономических отношений, содержат и необоснованные положения. Это, в частности, касается солидарной ответственности всех развитых государств за последствия колониализма, перераспределения мирового общественного продукта в пользу развивающихся стран путем прямых финансовых отчислений.
Требования развивающихся стран, направленные на достижение трех групп целей:
– во-первых, признание мировым сообществом таких принципов, как полный и постоянный суверенитет государств над их природными ресурсами, суверенное равенство, свобода выбора экономической и социальной системы и недопущение дискриминации на этом основании другими государствами или межправительственными организациями мира;
– во-вторых, предоставления этим странам возможности играть надлежащую роль в международном процессе принятия решений (эта претензия прежде всего предусматривает такие организации, как МВФ и Всемирный банк);
– в-третьих, удовлетворение требований этих стран о конкретных экономических сфер мирового рынка.
Важными нормотворческими документами с точки зрения международного экономического права являются также резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и ее органов в отношении международной экономической безопасности.
Система международной экономической безопасности, как и система международной безопасности в целом, может быть создана и функционировать лишь на основе неуклонного соблюдения основных принципов международного права и специальных принципов международного экономического права.
Важнейшими международно-правовыми актами, касающиеся института международной экономической безопасности, являются:
– «Отказ от принудительных экономических мер» (резолюция IV сессии ЮНКТАД, 1983 г.);
– «Экономические меры как средство политического и экономического принуждения в отношении развивающихся стран» (резолюция 38-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 1983 г.);
– «О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях» (резолюция 39-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 1984 г.);
– «Международная экономическая безопасность» (резолюция 40-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 1985 г.);
– «Международная экономическая безопасность» (резолюция 42-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 1987 г.).
Литература:
- Ворожихин В. В. Об определении экономической безопасности в условиях глобализации [Текст] // Безопасность бизнеса. 2014. N 3. С. 3–7.
- Герасимов А. П., Максимова Е. В. К вопросу о правовой категории «экономическая безопасность» [Текст] //Правовое государство: теория и практика. 2012. Т. 3. № 29. С. 15–21.
- Мансуров Г. З. Законодательство о безопасности: некоторые проблемы дальнейшего совершенствования [Текст] //Безопасность бизнеса. 2011. № 3. С. 10–14.