В статье рассматриваются нормативные правовые основы обеспечения экономической безопасности в современной России. Даются предложения для дальнейшего совершенствования нормативно-правовых актов при обеспечении экономической безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: экономическая безопасность РФ, нормативно-правовая база, правовое обеспечение, национальная безопасность.
The article discusses the regulatory legal framework for ensuring economic security in modern Russia. Suggestions are made for further improvement of regulatory legal acts while ensuring the economic security of the Russian Federation.
Keywords: economic security of the Russian Federation, regulatory framework, legal support, national security.
Современная экономическая ситуация в мире, социально- экономическое развитие и внешнеполитическое положение России требует от государства повышенного внимания к обеспечению его экономической безопасности. Не случайно широкий спектр вопросов ее обеспечения, формирования соответствующей системы и эффективного инструментария защиты от угроз экономической безопасности вышли на приоритетное место в научных исследованиях и находятся в центре внимания властей всех уровней.
Государство, провозгласив необходимость создания рыночной инфраструктуры (страхование, аудит, коммерческая информации, коммуникации и т. п.), реально этим не занимается. Поэтому, в системе экономической безопасности, как на федеральном, так и на региональном уровнях необходимо предусмотреть меры по ускорению создания реально действующей рыночной инфраструктуры, обеспечивающей прозрачность и надежность предпринимательства. Вместе с этим на законодательном уровне необходимо предусмотреть:
Свободный доступ всех желающих к сведениям о санкциях, примененных к юридическим лицам за совершение правонарушений по линии налоговых органов, Федеральной таможенной службы, судебных департаментов, также контрольных органов, как Счетная палата, Государственный комитет по антимонопольной политике, Государственный комитет по контролю за рынком ценных бумаг и т. п.;
Обязательную публикацию информации о юридических лицах — правонарушителях, если ими оказались коммерческие организации, осуществляющие свою деятельность на условиях публичного предложения.
Нечто подобное уже делается Банком России и делалось Росстрахнадзором в отношении юридических лиц — банков, финансовых и страховых компаний, лицензии которых отзываются по каким-либо причинам.
Кроме того, необходимо законодательно проработать вопрос о возможности распространения данных о судимости граждан- предпринимателей, должностных лиц и учредителей хозяйствующих субъектов.
В совокупности подобные меры позволят говорить о создании и функционировании в стране механизма общественного контроля, который обеспечит прозрачность деятельности всех субъектов хозяйствования. В целях обеспечения целостности и единства правовой базы для деятельности различных предпринимательских структур необходимо подготовить и принять единый закон о малом предпринимательстве, в котором аккумулировать как уже имеющиеся, так и новые нормативные акты, регламентирующие всю совокупность проблем: налоговых, кредитно- финансовых, безопасности, контроля и т. п.
Особое внимание необходимо уделить развитию единой системы государственной регистрации предприятий, затрудняющей создание фирм «прилипал» и им подобных, а также установлению контроля за посреднической деятельностью. Сегодня отсутствие соответствующего реестра не позволяет вести целенаправленную работу по действующим и вновь создаваемым предприятиям и сформировать единый банк данных о результатах их деятельности, ликвидации с целью уклонения от уплаты бюджетных, налоговых и других платежей.
Особенно важно совершенствовать правовое регулирования в сфере обеспечения экономической безопасности на региональном уровне. Это возможно лишь при условии безболезненного соединения интересов местной экономики и федерализма. Для этого в нормотворчестве необходимо, прежде всего, четко разделять действия, ответственность и ресурсы, которые сопровождают процесс обеспечения экономической безопасности. Речь идет о признании того, что каждый регион (от республики в составе РФ до сельского населенного пункта) при всей своей специфике обязан иметь сферу самостоятельного регулирования всевозможных отношений, самостоятельно принимать под свою ответственность решения с учетом собственных ресурсов (материальных, финансовых и иных).
Все регионы должны быть равны в праве осуществлять соответствующую регулирующую деятельность. Никто и никогда, за исключением случаев введения особого положения или чрезвычайных ситуаций, не должен это запрещать. Для каждого (без исключений) уровня территориальной организации общества необходимо четко определить и законодательно закрепить указанные выше сферы и степени ответственности. [1]
Федеральные, субфедеральные, местные органы представительной и исполнительной власти должны нести эту ответственность в законодательно установленной области их деятельности на основе законодательно установленных прав, компетенции и должной самостоятельности в распоряжении, владении и использовании своей собственности, финансово-экономических и природных ресурсов. Правовое регулирование обеспечения экономической безопасности должно предусматривать и определенные взаимные гарантии. Речь идет о правовом гарантировании того, что социально-экономические, экологические, национально-этнические и иные территориальные ценности не будут разрушены в ходе деятельности различных хозяйствующих субъектов. Более того, эти ценности смогут сохраниться и развиваться при корректном отношении к ним указанных субъектов. Каждый из последних должен быть огражден от вмешательства в его деятельность территориальных органов власти и управления, выходящего за пределы их компетенции. [2]
Таким образом, необходимо законодательно предусмотреть проведение институциональных преобразований, способных более эффективно координировать работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в целях предотвращения угроз экономической безопасности, в том числе при подготовке законодательных и иных нормативных актов.
Анализ практики деятельности системы национальной безопасности показывает, что ее правовая база требует дальнейшего совершенствования. Прежде всего, следует уточнить ряд понятий и терминов, в частности таких, как «экономическая безопасность», «экономические интересы», «система экономической безопасности», «система обеспечения экономической безопасности», «органы и средства обеспечения экономической безопасности» и др.
Одним из наиболее актуальных вопросов программного государственного регулирования развития РФ сегодня является отсутствие должного системного подхода при разработке и реализации федеральных целевых программ. В соответствии с установленным порядком инициаторами постановки проблем и обоснования необходимости их решения программными методами на федеральном уровне являются министерства и ведомства РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ. Разработка федеральных программ в настоящее время осуществляется децентрализовано, и, как правило, они не взаимоувязаны по целям, срокам, методам и средствам комплексного обеспечения прогрессивного и безопасного развития РФ. Кроме того, эти программы не обладают необходимой гибкостью и адаптивностью для возможности их практической реализации в нестабильной и, в известной степени, неопределенной внутренней и внешней обстановке. Исходя из этого, с целью обеспечения системного подхода в рамках программного государственного регулирования в области экономической безопасности целесообразно формирование целевых программ, ориентированных на обеспечение реализации стратегии экономической безопасности в целом. Указанные программы, не подменяя президентские и федеральные, призваны служить, как уже отмечалось, системообразующей основой для консолидации Эффективность системы обеспечения экономической безопасности в значительной мере зависит от организации управления процессами разработки нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок и процедуры их подготовки, исполнения и контроля.
В связи с вышеизложенным предлагаем: [4]
при сложившейся конъюнктуре в масштабах глобальной экономики и, соответственно, непростой внешнеполитико-экономической ситуации для национальной экономики России, не умаляя роль кооперативного потенциала в преодолении многих экономических угроз, с учетом стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 г. совершенствовать нормативно-правовую базу в целях формирования современной инновационной экономики, информационного и гражданского общества, развития международной кооперативной теории, кооперативного законодательства и в целом обеспечения национальной экономической безопасности России;
ввести в правовое поле категорию «экономическая безопасность», термины «национальная экономическая безопасность РФ», «нормативно- правовое обеспечение национальной экономической безопасности Российской Федерации»; закрепить законодательно уровни экономической безопасности — уровни личности, предприятия, региона, государства, международный уровень;
под национальной экономической безопасностью России предлагаем понимать составную часть как базис национальной безопасности России, подразумевающую защищенность российских национальных экономических интересов от внутренних и внешних угроз, основанную на эффективном сотрудничестве личности (граждан), общества, субъектов хозяйствования и государства, — призванного ее осуществлять, — путем экономической политики, с учетом российских традиций, обычаев и менталитета;
под нормативно-правовым обеспечением национальной экономической безопасности РФ следует понимать совокупность нормативно-правовых актов как часть общей системы обеспечения национальной безопасности России, законодательно закрепляющую отношения общества, государства, личности, субъектов хозяйствования в системе обеспечения национальной экономической безопасности России и представляющую собой важный фактор устойчивого развития российской экономики и общества;
совершенствовать законодательную базу с точки зрения доступности правовых норм для понимания среднестатистическим представителем малого и среднего бизнеса.
Нормативно-правовое обеспечение национальной экономической безопасности России продолжает формироваться по мере развития ее теории. Современные законодательные акты в данной сфере выгодно отличаются от предшествующих, становятся более зрелыми. Все они тесно взаимосвязаны друг с другом.
Ввиду большой значимости работа по совершенствованию законодательства должна быть направлена на создание эффективной, действенной правовой основы всей системы обеспечения национальной безопасности страны как отправной точки устойчивого и эффективного развития национальной экономики.
Литература:
- Володин, В. М. Механизмы обеспечения экономической безопасности / В. М. Володин, Л. В. Рожкова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. — 2016. — № 1. — С. 48–52
- Чепус А. В. Ответственность руководителей органов исполнительной власти в сфере государственного управления на региональном уровне // Вопросы управления. 2015. № 3
- О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 31 декабря 2015г. № 683 // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/
- О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: утверждена указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/