Целью настоящего исследования выступает комплексный и всесторонний анализ института безопасности предпринимательства в контексте исторического развития и становления, а также его состояние и особенности на современном этапе. Методы исследования: исторический, анализ, сравнительно-правовой, обобщения, системный, логический и диалектический. По результатам проведенного исследования сформулирован ряд практических рекомендаций, направленных на совершенствование нормативно-правового регулирования обеспечения безопасности предпринимательства в России.
Ключевые слова: безопасность, государство, защита, история, предпринимательство, развитие.
The Purpose of this study is a comprehensive and comprehensive analysis of the Institute of business security in the context of historical development and formation, as well as its status and features at the present stage. According to the results of the study, a number of practical recommendations aimed at improving the legal regulation of business security in Russia are formulated.
Key words: security, state, protection, history, entrepreneurship, development.
Одним из наиболее подвижных и активных секторов национального хозяйства является сфера предпринимательства. От уровня развития предпринимательства во многом зависят высокие и стабильные темпы экономического роста, уровень благосостояния, конкурентоспособность государства на международной арене, уровень и степень занятости населения. В сфере обеспечения безопасности предпринимательства государство должно помогать в реализации практической деятельности законопослушных и добросовестных предпринимателей, выполнять в исследуемой сфере инфраструктурную, обеспечивающую и организующую роль. Эффективное функционирование предпринимательства в России возможно только при успешной реализации данных функций государства.
Предпринимательство на современном этапе развития сталкивается с различными проблемами. Нестабильность законодательства в рассматриваемой сфере является одной из наиболее актуальных проблем. Постоянное внесение изменений и дополнений в законодательство о предпринимательстве отрицательно сказываются на эффективности защиты прав предпринимателей.
Методы исследования
Методологическая база исследования представлена следующими методами: методы анализа и синтеза, сравнительно-правовой, обобщения, системный, логический и диалектический методы научного познания. Данные методы позволили осуществить всесторонний, комплексный анализ предмета исследования, сделать теоретические выводы, на основе которых выработаны необходимые предложения по совершенствованию законодательства РФ в части правового регулирования обеспечения безопасности предпринимательства в России.
Результаты исследования
Вопросы обеспечения безопасности предпринимательства на различных этапах становления российского социума решались по-разному. При этом, проблема обеспечения безопасности предпринимательской деятельности имеет длительную историю [5, с. 237].
Действия политической элиты, господствующей в обществе, особенности духовных, социальных, психологических и экономических факторов, особенные национальные и исторические условия жизни страны ‒ все изложенные выше факторы всегда оказывали огромное воздействие на совокупность принципов государственного регулирования предпринимательства. Развитие и становление государственного регулирования безопасности предпринимательства в нашей стране условно можно подразделить на следующие периоды: дореволюционный, советский и современный.
На первоначальном этапе развития и становления государственного регулирования предпринимательства в стране основным нормативным источником, регламентировавшим вопросы предпринимательства, являлась «Русская правда».
Российское предпринимательство на дореволюционном этапе оказывало огромное воздействие на экономическое благополучие и обороноспособность государства. До революции 1917 г. экономика страна была рыночной, на послереволюционном этапе рыночная экономика сменилась планово-административной системой. На законодательном уровне перестали регулироваться вопросы, связанные с правовым статусом и деятельностью частных предприятий, данные виды предприятий полностью исчезли из экономики государства.
Возрождение частного предпринимательства связывают с периодом перестройки (80-е г. г.). На данном этапе для обеспечения безопасности предпринимательства стали формироваться соответствующие экономические и правовые условия. Частное предпринимательство в отдельных видах производства и услуг было узаконено с принятием в 1988 г. законов «Об индивидуальной трудовой деятельности», «О кооперации», подзаконных правовых актов.
Само понятие предпринимательской деятельности, общие социальные, экономические, правовые основы создания предприятий, их организационно-правовые формы были закреплены и урегулированы нормами Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Также был узаконен порядок регистрации предприятий.
В процессе развития и становления анализируемого правового института огромное значение приобретают вопросы безопасности предпринимательства. Одним из видов экономической деятельности выступает предпринимательская деятельность, на это указывает Конституция РФ в ст. 34 [1].
Защита (обеспечение безопасности) предпринимательства — это процесс, направленный на ограждение предпринимательских структур и отдельных физических лиц, в деятельности которых присутствует элемент предпринимательства, от применения по отношению к ним методов криминальной конкуренции и от иной деятельности, наносящей им ущерб вследствие нарушения законодательства или деловой этики [3, с. 117].
Безопасность (защищенность) предпринимательства — такое состояние цивилизованного бизнеса, при котором отсутствует экономический или иной ущерб, который наносился бы бизнесу преднамеренно или непреднамеренно физическими лицами или социальными организациями (в том числе юридическими лицами) с нарушением закона или этики предпринимательства.
Безопасность предпринимательства обеспечивается совокупностью постоянно осуществляемых экономических, организационных, информационных, правовых, воспитательных, технических, специальных и других мер, направленных на профилактику, предупреждение и пресечение криминальной конкуренции [6, с. 11].
Проблема безопасности предпринимательства в последние годы вышла на первый план. Угрозу безопасности предпринимательства создают следующие факторы:
– внутренняя логика развития, определяемая прибылью как целью и стимулом развития;
– вовлеченность в «теневую экономику». При этом, важно учитывать, что «теневая» экономика состоит из двух секторов: «неофициальная экономика», криминальная экономика.
Обсуждение
В целях совершенствования правового регулирования обеспечения безопасности предпринимательства в России, можно предложить реализацию следующих рекомендаций:
1) С целью обеспечения в нашем государстве дополнительной защиты бизнеса от коррупционных проявлений со стороны должностных лиц, а также ошибок судебных и правоохранительных органов, в 2012 г. Президентом РФ была учреждена должность Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, а через год был подписан соответствующий федеральный закон [2]. На сегодняшний день дискуссионным остается вопрос о процессуальном статусе Уполномоченного.
По нашему мнению, ст. 53.1 АПК РФ следует дополнить нормой, предусматривающей право Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей по своей инициативе вступить в дело на любой стадии процесса для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на него обязанностей по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов субъектов предпринимательской деятельности.
2) Современное состояние безопасности предпринимательства свидетельствует о том, что в нынешней ситуации существующие традиционные методы обеспечения безопасности бизнеса, государственно-правовые механизмы, для организации защиты прав и законных интересов предпринимателей являются малоэффективными. Неудовлетворительное состояние безопасности предпринимательства обусловлено рядом причин, в числе основных:
– отсутствие необходимой корректировки законодательства,
– организационная слабость механизмов согласования интересов предпринимателей и государства,
– несовершенство нормативно-правовой базы в области обеспечения безопасности предпринимательской деятельности,
– явная недостаточность квалифицированного юридического консультирования,
– несовершенство института страхования предпринимательских рисков [4, с. 197].
По нашему мнению, решение изложенных выше проблем возможно посредством принятия федерального закона о защите предпринимательства. В нормах данного закона следует предусмотреть: основные принципы и направления защиты деятельности в предпринимательской сфере, способы обеспечения безопасности бизнеса. В вопросах обеспечения безопасности предпринимательства главенствующая роль должна отводиться не государственной правоохранительной деятельности, а экономическим механизмам.
3) Для целенаправленной деятельности в направлении обеспечения комплексной безопасности бизнеса может быть полезным создание в субъектах РФ при исполнительных органах власти координационных советов по безопасности предпринимательства.
4) В настоящее время одним из преступлений, направленных против предпринимателей, является рейдерство. Действия рейдеров направлены на завладение или установление контроля над группой предприятий (сетей), на предприятиях, связанных технологической цепочкой либо крупный бизнес. Довольно часто, рейдеры прибегают к физическому уничтожению собственников бизнеса. Захватом, согласно уголовному законодательству, являются внезапные для потерпевшего агрессивные действия виновного, которые соединены с насилием или угрозой применения насилия.
Уголовно-правовая политика в борьбе с «рейдерством» заключается в определении квалифицирующих признаков «способствующих рейдерскому захвату», внесении изменений в действующий УК РФ, возможно с параллельной разработкой федерального закона «О рейдерстве», а затем, принятии антирейдерских норм, включив отдельную статью в главу 22 УК РФ.
Считаем, что реализация изложенных выше рекомендаций может принести положительный эффект и сделает более совершенной систему мероприятий, направленных на обеспечение безопасности предпринимательства в современной России.
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
- Федеральный закон от 07 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» // Российская газета. 2013. 18 мая.
- Баркатунов В. Ф. Стратегия экономической безопасности и проблемы развития предпринимательства в условиях современной России // Политика, экономика и инновации. 2018. № 3. С. 117 ‒ 122.
- Гузенко Л. В. Проблемы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности // Молодой ученый. 2018. № 16. С. 197 ‒ 200.
- Лаптев В. А. Правовое регулирование предпринимательства в России (исторический аспект) // Северо-Кавказский юридический вестник. 2016. № 3. С. 237 ‒ 244.
- Лянной Г. Г. Обеспечение безопасности предпринимательской деятельности в России // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2009. № 12. С. 11 ‒ 19.