Контроль за благотворительной деятельностью и правонарушения в области благотворительной деятельности в Российской Федерации
Автор: Ищук Татьяна Вячеславовна
Рубрика: 17. Уголовное право и процесс
Опубликовано в
III международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Краснодар, февраль 2016)
Дата публикации: 08.02.2016
Статья просмотрена: 2429 раз
Библиографическое описание:
Ищук, Т. В. Контроль за благотворительной деятельностью и правонарушения в области благотворительной деятельности в Российской Федерации / Т. В. Ищук. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/180/9709/ (дата обращения: 16.01.2025).
Актуальность данной темы обусловлена развитием рыночных отношений, в связи с чем именно благотворительность явилась формой общественных отношений, имеющей важное социальное значение. Благотворительность в различных своих формах присутствовала на протяжении всей истории России. Благотворительная деятельность представляет собой один из способов нивелировать разрыв между богатством и бедностью.
По данным Минюста России число общественных объединений и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации на 1 января 2015 г., составляет: благотворительные общественные организации — 1615 (в том числе зарегистрировано в 2014 г. — 103); благотворительные общественные движения — 11 (том числе зарегистрировано в 2014 г. — 1 ); благотворительные общественные фонды — 1950 (из них зарегистрировано в 2014 г. — 93); благотворительные общественные учреждения — 4.
Благотворительность можно рассматривать не только как механизм для преодоления социального неравенства, но и как внебюджетного финансирования для развития образования, науки, медицины, решения таких острых проблем, как предупреждение беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, адресной помощи престарелым, инвалидам и иным категориям нуждающихся [1, с.3].
В ст. 39 Конституции РФ закреплено, что благотворительная деятельность поощряется в Российской Федерации. Кроме этого, развитие благотворительной деятельности среди граждан и организаций в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики.
Предполагается, что государство должно как стимулировать осуществление благотворительной деятельности, так и контролировать ее оказание. На данный момент контроль государства в данной области связан с возможностью получения благотворителями налоговых льгот и сокращения налогооблагаемой базы по прибыли [1, с.3].
Понятие благотворительной деятельностиопределено в Федеральном законе от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Благотворительной признается деятельность, которая носит целевой и адресный характер, при этом она осуществляется бескорыстно. Для того, чтобы признать деятельность благотворительной она должна соответствовать целям, перечисленным в п. 1 ст. 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». К ним относится:
социальную поддержку и защиту граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
подготовку населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
содействие защите материнства, детства и отцовства;
содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
охрану окружающей природной среды и защиты животных;
охрану и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.
социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; и т.д.
На данный момент в Российской Федерации не созданы специальные органы, уполномоченные контролировать оказание благотворительной деятельности. В месте с тем, определенный «косвенный» контроль производится налоговыми органами. Согласно подп. 12 п. 3 ст. 149 Налогового Кодекса РФ (часть вторая) от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ ( в ред. 30 декабря 2012 г.) передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров не подлежат налогообложению. Для подтверждения права на освобождение от уплаты налога благотворитель должен предоставить в налоговые органы определенный перечень документов.
Исходя из выше сказанного следует, что под определенный контроль подпадают только последствия благотворительной деятельности. В следствии этого под видом благотворительной деятельности совершаются различные правонарушения, к примеру недобросовестные представители бизнеса в целях получение налоговых льгот, могут прикрываться благотворительной деятельностью, которая, по своей сути, находится на уровне налогового правонарушения. Так ПРООИ «Благочестие», используя статус общественной организации инвалидов и пользуясь льготой, предусмотренной ст. 149 Налогового Кодекса РФ, по уплате НДС в бюджет, фактически осуществляло не благотворительную, а предпринимательскую деятельность, при этом какой-либо медицинской, социальной и другой помощи инвалидам — членам организации «Благочестие» не оказывало [3].
Вместе с тем, говоря о контроле за последствиями благотворительной деятельности, необходимо учитывать и качество ее оказания, о чем свидетельствуем деятельность правоохранительных органов.Иногда благотворительные акции могут приводить и к неосторожным преступлениям. Данный вид неосторожных преступлений имеет некоторые особенности. Одним из примеров, обосновывающих данный тезис, могут послужить следующие события: В Ивановской области прокуратура проводит проверку по факту гибели 5-летнего мальчика от падения на голову металлических ворот. По предварительным данным было установлено, что в пос. Верхний Ландех летом 2013 года в рамках реализации благотворительной программы построена спортивная площадка для занятий минифутболом и баскетболом. Однако на баланс муниципалитета указанная площадка не принята, приёмка была намечена на 11 августа 2013 года. Вместе с тем строительно-монтажные работы закончены, ограждений, препятствующих доступу на площадку посторонних лиц, сторожевой охраны не имелось. В связи с этим 19 июля 2013 года на площадке свободно играли дети и на ребёнка опрокинулись металлические сварные ворота для игры в минифутбол, вследствие чего, несовершеннолетний получил травму головы, от которой скончался, не приходя в сознание [4].
Ужесточение государственного контроля представляется целесообразным как в отношении коммерческих организаций, осуществляющих благотворительную деятельность, так некоммерческих организаций. О чем свидетельствует практика правоохранительных органов, а именно установление фактов нецелевого использования выделяемых для некоммерческих организаций средств. К примеру, в 2012 году Санкт-Петербургской благотворительной историко-просветительской правозащитной организацией «Мемориал» из полученных 400 тыс. рублей от иностранных источников на реализацию программы «Забота о стариках», по назначению были использованы только 15 %. Остальные средства израсходованы на аренду занимаемого помещения, зарплату и иные цели [5].
Изучение практики показало и другие нарушения закона, субъектами осуществляющими благотворительную деятельность. Нередко именно под видом благотворительности совершаются мошеннические действия. Так, В Кемеровской области по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело о превышении должностных полномочий при установлении тарифов на услуги в сфере ЖКХ, в стоимость тарифов вошли и расходы на благотворительность [6].
Под видом благотворительных фондов и организаций создаются различные экстремистские и террористические группировки. О чем подробно раскрывается в отчете ФАТФ по типологиям отмывания преступных доходов и финансирования терроризма за 2003 — 2004 гг., в том числе о различных способах отмывания преступных доходов и финансирования терроризма с использованием благотворительных организаций [7]. В 2013 г. ФАТФ разработала концепции, призванные государственным органам максимально эффективно обезопасить неправительственные организации, занимающиеся сбором и распределением денежных ресурсов в благотворительных, образовательных, религиозных, социальных, культурных, целях или занимающиеся другими общественно полезными и благими делами от использования или злоупотребления со стороны людей, финансирующих терроризм [8]. В некоторых случаях благотворительная организация является, по сути, ширмой для того, чтобы под видом легальной деятельности переводить денежные средства террористам. В отчете ФАТФ 2015 г. «Финансирование террористической организации Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ)» в качестве одних из основных источников финансирования называются денежные переводов из благотворительных организаций в зоны конфликта или регионы, где ведет свою деятельность ИГИЛ. При этом отмечаются такие прецеденты какпожертвования на иностранное усыновление и отвод средств агентами через НКО [9].
В данной работе освещены лишь некоторые виды правонарушений, совершаемых под видом благотворительности. Как было показано, они могут быть разными как по форме вины, так и по объекту посягательства.Данные преступления имеют свою специфику и многообразие форм нарушения законодательства, преследующие такие цели, как обогащения, уклонения от налогов и иные цели не соответствующие целям благотворительной деятельности, обозначенных законодателем. Стоит согласиться с тем, что «динамично развивающаяся в России сфера благотворительности должна рассматриваться не только как категория экономическая, но и криминологическая» [1, с. 4]. Выявленные нарушения, на наш взгляд, в значительной степени обусловлены отсутствием надлежащего государственного контроля за благотворительной деятельностью, именно усиление контроля со стороны государственных органов способны снизить и искоренить преступность в сфере благотворительности. Необходимость защиты интересов как благотворителей, так и благополучателей особенно актуально в современный период общей экономической нестабильности, в условиях финансово-экономического кризиса, тяжелой политической ситуации в мире
Литература:
- Жердева Н.И. Деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности в сфере благотворительности: вопросы теории и практики: автореф. дис. …канд. юрид. наук. М., 2006.
- Гусев И. Благие дела под контролем // Юридическая газета. 2011. № 12.
- См.: Новости Следственного комитета Российской Федерации // URL: http://www.sledcom.ru/news/330243.html?sphrase_id=288788 (дата обращения: 18.01.2016).
- См.: Новости Генеральной прокуратуры России // URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-83748/ (дата обращения: 18.01.2016).
- См.: Выступление Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 10 июля 2013 // URL: http://genproc.gov.ru/smi/ news/genproc/news-83567/ (дата обращения: 18.01.2016).
- См.: Новости Генеральной прокуратуры России // URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-82708/ (дата обращения: 18.01.2016).
- См.: Письмо Банка России от 17.08.2004 N 100-Т «Об отчете ФАТФ по типологиям отмывания преступных доходов и финансирования терроризма за 2003 — 2004 гг.» // «Вестник Банка России», N 51, 25 августа 2004.
- См.: Международный передовой опыт — Противодействие использованию некоммерческих организаций в целях финансирования терроризма (Рекомендация 8) . 2013 г. // URL: http://www.eurasiangroup.org/files/FATF_docs/_peredovoj_opyt_rek_8.pdf (дата обращения: 18.01.2016).
- Отчет ФАТФ — Финансирование террористической организации Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) 2015г. // URL: http://www.eurasiangroup.org/files/FATF_docs/IGIL.pdf (дата обращения: 18.01.2016).