Ключевые слова: авиационная безопасность, ИКАО, ИАТА, МСА, ЕКАК, международные организации.
Важную роль в обеспечении авиационной безопасности играет взаимодействие международных организаций, чья деятельность посвящена авиационной безопасности полетов. Наиболее важными организациями в данной деятельности являются международная организация гражданской авиации (ИКАО) и Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). Названные авиационные организации первыми включились в борьбу с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Сегодня ИКАО и ИАТА продолжают оставаться главными организациями в области разработки проектов норм правил в сфере авиационной безопасности на международном уровне [1, c. 102].
Рассмотрим подробнее деятельность международных организаций в обеспечении авиационной безопасности.
ИКАО
Международная организация гражданской авиации является одной из наиболее важных международных межправительственных организаций, которая имеет статус специализированного учреждения Организации Объединенных Наций. В настоящее время членами ИКАО является 191 государство мира.
Основные цели ИКАО определены в ст. 44 Конвенции о международной гражданской авиации. Реализуя их, ИКАО проводит большую работу по обобщению мирового опыта в сфере гражданской авиации. Под эгидой ИКАО были разработаны и приняты все универсальные договоры в области авиационной безопасности.
Прежде всего, усилия ИКАО направлены на разработку новых и совершенствование действующих стандартов и рекомендуемой практики, применяемых международной гражданской авиацией в повседневной деятельности. Внедрение государствами стандартов и рекомендуемой практики способствует установлению единообразных правил, что, бесспорно, повышает степень безопасности и регулярности международных полетов.
ИКАО продолжает отдавать вопросу авиационной безопасности самый высокий приоритет. Однако акты незаконного вмешательства по-прежнему остаются серьезной угрозой для безопасности и регулярности гражданской авиации. Организация продолжает работу по обновлению разработанных ею юридических и технических правил и процедур в целях предотвращения и пресечения актов незаконного вмешательства.
ИАТА
Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), была создана на основе Устава, подписанного 19 апреля 1945 г. в Гаване представителями 50 авиакомпаний из 31 страны. Штаб-квартира находится в Монреале. В настоящее время членами ИАТА являются более 200 авиакомпаний мира.
В 1969 г. на 75-й конференции исполнительным комитетом ИАТА было принято решение об образовании в структуре ИАТА Комитета по безопасности в составе 24-х членов из сотрудников авиакомпаний — членов ИАТА, имеющих профессиональный опыт в обеспечении авиационной безопасности [2, c. 133].
В июне 1988 г. в связи с внутренней реорганизацией структуры ИАТА Комитет по безопасности был реорганизован в Консультативную группу ИАТА по безопасности (КГАБ — SAG) [2, c. 133].
Начиная с 1976 г. ИАТА по согласованию с государствами осуществляет обзор безопасности аэропортов в рамках своей программы безопасности.
Начиная с 1984 г. ИАТА финансирует программу обучения, касающуюся авиационной безопасности, которая доступна не только для персонала служб безопасности авиакомпаний, но и для персонала авиационной безопасности аэропортов и органов власти гражданской авиации.
В области обеспечения авиационной безопасности ИАТА активно сотрудничает с ИКАО, а также с правительственными органами гражданской авиации, аэропортами, международными и региональными правоохранительными органами.
MCA
Международный Совет Аэропортов (Airports Council International — ACI) — единственная глобальная профессиональная организация аэропортов мира, был создан в 1991 г. MCA представляет интересы аэропортов в правительственных органах и в международных организациях, таких, как ИКАО и др. MCA разрабатывает политику и рекомендованную практику для аэропортов, предоставляет информацию аэропортам и проводит обучение специалистов в области авиационной безопасности.
Международный Совет Аэропортов представляет собой всемирную международную неправительственную организацию, главная цель которой — способствовать расширению сотрудничества между аэропортами — членами организации, а также с партнерами в гражданской авиации, включая правительственные учреждения, авиакомпании и самолетостроительные фирмы.
Структура MCA в настоящее время состоит из шести постоянных комитетов, в числе которых Комитет по авиационной безопасности, который работает над решением проблем безопасности на борту воздушного судна и на земле; предпринимает меры, относящиеся к контролю доступа в аэропорт, внедряет технику и технологию обеспечения авиационной безопасности, контроль пассажиров и багажа; осуществляет взаимосвязь между обеспечением безопасности и упрощением формальностей [5, c. 22].
ЕКАК
В целях координации деятельности гражданской авиации в Европе ряд западноевропейских государств на Страсбургской конференции, проходившей в апреле 1954 г., приняли решение о создании Европейской конференции гражданской авиации (ЕКАК), основной задачей которой является рассмотрение и разрешение проблем, связанных с деятельностью воздушного транспорта.
В течение последних нескольких лет одним из первостепенных видов деятельности ЕКАК были разработка и внедрение мер авиационной безопасности для аэропортов и авиакомпаний. Эти меры, вместе с большим количеством резолюций и рекомендаций, разработанных ЕКАК, сведены в «Руководство ЕКАК по упрощению формальностей и безопасности» [4] — так называемый Документ 30, состоящий из двух частей. Вопросы авиационной безопасности рассматриваются во второй его части.
Деятельность ЕКАК в области авиационной безопасности регулируется, главным образом, этим документом, основанным на требованиях Приложения 17 к Чикагской конвенции 1944 г. и ряда документов ИКАО [6, c. 9–10].
Документ 30 представляет собой сводное заявление о текущей политике и практической деятельности ЕКАК в области авиационной безопасности и устанавливает, что государства-члены должны стремиться поддерживать приемлемый и единообразный уровень безопасности во всех международных аэропортах и при определении круга мер и методов, необходимых для обеспечения безопасности, руководствоваться общими принципами и положениями Документа 30.
В частности, Документ 30 содержит руководящие материалы по квалификации, обучению, аттестации и мотивации сотрудников авиационной безопасности, вводит понятие «квалифицированный сотрудник службы безопасности». Главная цель документа — обеспечить неуклонное и единообразное выполнение стандартов безопасности государствами — членами ЕКАК [3].
Литература:
- Григорян П. А. Международные организации в борьбе с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации // Закон и право. 2017. № 6. С. 102–105.
- Демин С. С., Мосеев Ю. В. Некоторые аспекты реализации норм транспортной безопасности в сфере гражданской авиации // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2015. № 19. С. 130–141.
- Елисеев Б. П., Свиркин В. А. Воздушное право: учебник // СПС «КонсультантПлюс». 2017.
- Руководство по упрощению формальностей. Doc. ICAO 9957.
- Сидакова А. А. Система норм об обеспечении транспортной безопасности // Транспортное право. 2018. № 1. С. 22–25.
- Соловьева Т. Л. Влияние международных организаций гражданской авиации на формирование нормативной правовой базы обеспечения безопасности воздушного транспорта // Транспортное право, 2017, № 4. С. 6–9.