Изучение особенностей электронного гипертекста и гипермедиа в современном англоязычном и русскоязычном Интернет-пространстве является очень актуальной темой на сегодняшний день. В информационном пространстве современного общества, а также мире развитых компьютерных технологий и глобальной сети Интернет, процесс чтения и восприятия информации постепенно принимает иную форму в соответствии с веяниями времени.
В течение последних лет «гипертекст» превратился в популярную тему научных конгрессов, конференций, статей. Интерес вызывает принципиально новая форма организации информации в системах гипертекста и гипермедиа, а также малая степень изученности их функционирования и особенностей с точки зрения теоретической и практической составляющей. Оптимисты даже утверждают, что развитие гипертекстовых технологий вызовет революционные последствия, сравнимые с изобретением книгопечатания, а пессимисты — напротив, что электронный гипертекст ничего нового не привносит в развитие массовой коммуникации.
В электронных версиях СМИ также используется концепция гипертекста. Однако необходимо отметить, что в любом интернет-СМИ есть два вида ссылок: внешние и внутренние, роль которых различна в вопросе воздействия на читателя. Так, внешние ссылки представляют собой инструмент неречевого воздействия (например, косвенная реклама, ссылки на официальные сайты упоминаемых личностей и другие), поэтому они не могут являться примерами ссылок в рамках гипертекста. В то же время ссылки, ведущие на внутренние ресурсы издания, могут рассматриваться как признаки гипертекста.
В российском медийном интернет-пространстве можно найти большое количество примеров гипертекстовыих и гипермедийных технологий в онлайн-версиях таких изданий как Медуза, РБК, Лента.ру, Вести 365 и другие. Одним из наглядных примеров их использования являются изображения с краткими тезисами того или иного материала или цитатами, релевантными к конкретному материалу. Как видно на рисунке 1, допустимо не только использование смысловых ассоциаций или прямых ссылок, но и выделение нужных смысловых акцентов цветом, сочетание форматов.
Рис. 1
Такой способ использования данной технологии также может поспособствовать формированию нелинейного смысла.
Однако наиболее частое применение в Интернет-СМИ находит гипермедиа. Для наиболее полного представления смысла того или иного материала он наполняется аудио-, видео- и фото- компонентами, которые в соединении с текстом формируют индивидуальную гипермедийную систему. В дополнение к ней, как правило, идут ссылки на дополнительные материалы по теме: как в неречевом («кликабельная» ссылка на материал), так и в речевом формате. Тем не менее, стоит отметить, что в современных интернет-СМИ массовая коммуникация имеет тенденцию к функционализации всех компонентов и ее упрощению: в связи с этим первый способ создания гипертекста более актуален к применению.
Рассмотрим более «текстовой» пример использования гипертекста из зарубежного медиа-пространства. В интернет-версии газеты The Guardian, а конкретно на статье из блога Беллы Тодд, размещенной 16 февраля 2011 года. Сама статья представляет собой рецензию на театральный арт-проект, совместивший в себе театр и изобразительное искусство, и выдержанной в нейтрально-одобрительном тоне: 'magnetic characters', 'performance, movement, light, sound <…> brought into play to provide a more interesting context…’. Внутренние же ссылки, которых в данной статье 11, приводят читателя к материалам, характеризующим, например, прототип главной героини как ‘the most gorgeous corpse’. Режиссер аналогично рецензируемому спектаклю ‘looks as if she could swallow the world’, а в интервью утверждает, что люди неправильно смотрят ее пьесы. И, наконец, сам спектакль в интервью получает характеристику ‘the big idea lite’. То есть совокупность смежных текстов, ознакомление с которыми остается опциональным, дает не только более подробную информацию о событии, но и несет в себе устойчивую ассоциацию в языковом сознании читателя. В данном случае, смежные тексты имеют ассоциацию, привлекательную для достаточно узкой группы читателей.
Таким образом, гипертекстовые технологии позволяют автору воздействовать на читателя не только через свой собственный текст, но и через отсылки к другим текстам, оставляя при этом за читателем право остановить свое внимание только на информативной части гипертекста. Следовательно, в отличие от линейных текстов, гипертекст не может быть однозначно охарактеризован с точки зрения ассоциативного наполнения и речевого воздействия, так как во многом характер его воздействия определяется стратегией чтения конкретного читателя.
Гипертекст в настоящее время есть широко используемая в массовой коммуникации технократическая и гуманитарная концепция. Гипертекстом называют энциклопедию, справочник, книгу с содержанием и предметным указателем, а также любой текст, в котором обнаруживаются какие-либо ссылки на другие фрагменты, а также — Интернет. Гипертекст как новая текстуальная парадигма стал необходимым в обществе массовых коммуникаций, информационного бума и трудностей усвоения информации, связанных с этим. В данных условиях усвоение большой суммы знаний становится возможным благодаря особой структуризации знания и особым инструментам по его использованию.
После рассмотрения различных определений может быть сделан вывод, что под гипертекстом может пониматься особым образом организованный текст, метод объединения документов, механизм, позволяющий эти тексты организовать, средство организации текстов. Несмотря на такие разночтения, подразумеваются тексты, организованные некоторым способом, который отличается от традиционных, и в большинстве случаев имеются в виду электронные тексты. В таблице 1 к данной работе собраны основные дефиниции данного понятия.
Особый тип современных гипертекстовых систем, родившийся на стыке двух суперсовременных информационных технологий — гипертекстовой технологии и технологии мультимедиа, — это «гипермедиа». В системах гипермедиа смысловые переходы могут иметь место между элементами разнородной информации: текстом, изображениями, речью, музыкой, видеоклипами и т. п.
На основе проведенного исследования также может быть сделан вывод, что действительно гипертекст в равной степени с гипермедиа все больше находит применение в массовой коммуникации 21 века: в особенности, в Интернет-СМИ. Несмотря на малую степень изученности темы, в процессе исследования было обнаружено большое количество зарубежных теоретиков и практиков, занимающихся изучением и разработкой технологии «гипер-»: как применительно к массовой коммуникации, так и к другим видам коммуникации.
Литература:
- Субботин М. М. Гипертекст: новая форма письменной коммуникации // ВИНИТИ. Сер. «Информатика». М., 1994. — 22–36 с.
- Нельсон Т. Литературные машины. Пер. с англ. — Миндфул Пресс, 1980.
- Калмыков А. А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ — М: Директ-медиа, 2016
- Кумова С. В. Планирование рекламных кампаний: учеб.пособие / С. В. Кумова. — Саратов: Сарат.гос.ун-т, 2008. — 48 с.
- Маркетинговое управление. Полный курс MBA. Принципы управленческих решений и российская практика / Т. А. Гайдаенко. — 2-е издание, перераб. И доп. — М.: Эксмо, 2006.
- Мелентьева Н. И. Маркетинговые коммуникации: учебное пособие / Н. И. Меланьева. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. — 72 с.
- Андрющенко А. Н. Межличностные каналы и массовая информация// Вопросы философии. — 1971. № 6. — С. 112–119.
- Арапов М. В. Гипертекст как информационный продукт// НТИ, Сер. 1. 1991, N 7–8.С.42–44.
- Дедова О. В. Лингвистическая концепция гипертекста: основные понятия и терминологическая парадигма / Дедова О. В. // Вестник Московского ун-та. Сер. 9, Филология. — 2001.- № 4. — С. 22–36.
- Хартунг Ю. Гипертекст как объект лингвистического анализа / Ю. Хартунг, Е. Брейдо // Вестник Московского ун-та, Сер. 9, Филология. — 1996. — № 3. — С. 61–77.
- Уолкер-младший, О. Маркетинговая стратегия. Курс МВА / О. Уолкер-мл. (и др.); (пер. с англ. И.Клюева). — М.: Вершина. 2006. — 496 с.
- Шкардун В. Д. Маркетинговые основы стратегического планирования: Теория, методология, практика. — 2-е изд. — М.: Дело, 2007. — 376 с.
- Эпштейн В. Л. Введение в гипертекст и гипертекстовые системы / В. Л. Эпштейн [электронный ресурс]. — http://www.ipu.rssi.ru/publ/epstn.htm.
- Bush W. As we may think / W. Bush [электронный ресурс]. — http://www.isg.sfu.ca/uchier/misc/hypertext_review/index.html
- Азарова, Л. В., Иванова, К. А., Яковлев, И. П. Организация PR-кампаний / Л. В. Азарова, К. А. И ванова, И. П. Яковлев. — СПб.: Питер, 2013. — 320 с.
- Landow G. P. Hypertexte: The Convergence of Contemporary Critical Theory & Technology / G. P. Landow [электронный ресурс]. — http:www.stg.brown.edu/projects/hypertext/landow/ht/contents.html
- Бландел, Р. Эффективные бизнес-коммуникации: Теория и практика в эпоху информации / Р. Бландел. — СПб.: Питер, 2013. — 340 с.
- Назаров, М. М. Массовая коммуникация и общество: введение в теорию и исследования [текст] / М. М. Назаров. — М.: 2004.
- http://cheloveknauka.com/gipertekst-kak-fenomen-sovremennogo-obschestva
- https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rechevogo-vozdeystviya-v-gipertekste-na-materiale-angloyazychnyh-elektronnyh-gazet