Медиатекст как новая форма интернет коммуникации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 08.04.2016

Статья просмотрена: 3567 раз

Библиографическое описание:

Ерещенко, М. В. Медиатекст как новая форма интернет коммуникации / М. В. Ерещенко, Ксения Кучеренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.4 (111.4). — С. 22-23. — URL: https://moluch.ru/archive/111/28206/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается медиатекст как новая форма интернет коммуникации. Дается понятие медиатекста и медиакоммуникации. Особенности тестов СМИ в форме комментария. Представлена характеристика лексического состава аналитических комментариев газовой компании, размещенные в сети Интернет.

Ключевые слова: медиатекст, медиакоммуникация, средства массовой информации, электронные СМИ, PR-текст, информационное пространство, комментарий.

На сегодняшний день общество находится в постоянном поиске и поглощении различной информации. Стремительное развитие, быстротечный ритм жизни, компьютеризация, а также легкий доступ в Интернет — всё это оказывает влияние на способы представления информации, среди которых начинают доминировать визуальные. Именно средства массовой коммуникации (СМИ) и журналистика оказывают мощное воздействие на широкую аудиторию. К традиционным СМИ относятся газеты и журналы, ТВ и радио — телефильмы и кино. Но главное изменение, вошедшее в нашу повседневную жизнь стоит за новым медиа — Интернетом.

Распространение преднамеренно подготовленных материалов, представляющих социальную и личную значимость между различными группами и индивидуумами с помощью технических средств, является процессом медиакоммуникации. Одним из инструментов медиакоммуникации является медиатекст. Российский ученый Г. Я. Солганик дает медиатексту следующее определение: это разновидность текста, принадлежащая массовой информации, характеризующаяся особым типом автора (принципиальное совпадение производителя речи и ее субъекта), специфической текстовой модальностью (открытая речь, многообразное проявление авторского Я), рассчитанная на массовую аудиторию [1].

Особенностями текстов в электронных СМИ является новостной, информирующий, предписательный характер. Текст обычно представлен в жанре: пресс-релиза, ньюсрелиза, интервью, отчета, факт-листа. В сети Интернет получает распространение ряд речевых жанров, имеющих аналоги в реальной коммуникации. Среди них можно выделить жанр комментария, заслуживающий, на наш взгляд, отдельного внимания. Комментарий (лат. commentarium — толкование, объяснение, набросок) — жанр аналитической журналистики, отражающий позиции разных представителей социальной практики. Комментарий призван подробно разобрать, объяснить, проанализировать злободневное событие, чье-либо поведение, документ и т. п. с определенной идейно-политической позиции для коррекции общественного мнения по данному вопросу [2].

На примере корпоративного сайта ПАО «Газпром» рассмотрим особенности размещения информации для связей с общественностью. Страница Пресс-центра содержит следующие рубрики: Новости «Газпрома»; Колонка Алексея Миллера; Комментарии аналитиков; Пресс-конференции; Репортажи, статьи, интервью; Форумы и выставки; Фотогалерея; Калейдоскоп; Инфографика; Журнал «Газпром»; Журнал «Газовая промышленность»; Контактная информация. Компания открыта для всех журналистов и интересующихся. Новости о «Газпроме» публикуются на сайте, опережая сообщения информационных агентств. В галерее размещены фотографии в высоком разрешении, которые можно использовать со ссылкой на источник. Также на страницах этого раздела можно найти много справочной и аналитической информации, публикаций и эксклюзивных материалов, которые помогут узнать больше о деятельности одной из ведущих энергетических компаний мира.

В своей работе мы так же хотели бы обратить внимание на медиатекст в форме комментария. Данные тексты размещены во вкладке «Комментарии аналитиков». Они не содержат заголовков, но в надзаголовочной части указывается автор комментария и его место работы, чтобы читатель мог понять авторитетность мнения.

Тексты, как правило, объемом 7–10 предложений и разделены на три абзаца. Что касается лексического состава текста, то следует отметить большой объем цифровой информации («выросли на 23 % год к году до 45 млрд. куб. м; поток компании вырос на 31 % год к году и на 42 % за квартал — до 410 млрд. руб.; в третьем квартале составила $6,1 млрд. и оказалась на 7 % выше наших ожиданий; оказался выше наших прогнозов на 7 % и на 10 % соответственно; долг вырос с $25,9 млрд. во втором квартале до $30,4 млрд. в третьем квартале из-за выплаты дивидендов в размере, превышающем $3 млрд.»). Вставные конструкции, обеспечивающие информационную ссылку на авторство: «Мы считаем…; Мы также ожидаем…; Мы рекомендуем…; Мы полагаем…; Благодаря…; Мы прогнозируем…» [3]. Следует обратить внимание, что автором текста является один аналитик, а в тексте употребляется местоимение первого лица множественного числа — «мы», чтобы читатель мог почувствовать свою принадлежность к событию. Ключевыми словами данных аналитических комментариев являются: «неблагоприятные рыночные условия; положительного свободного денежного потока; высокий показатель; низкие капвложения; низким уровнем; положительные результаты; ключевые факторы». Экспрессивно-эмоциональные оттенки вносятся в предложение путем употребления союза «и» в роли частицы [4] «как мы и полагали, и вполне возможно, так и в годовом сопоставлении, как и предполагалось». Такие конструкции способствуют поддержанию эмоциональной связи читателя с автором аналитического обзора.

Таким образом, необходимо осознавать разницу между публицистическими жанрами и отдельными медиа, в частности медиатекстом. При помощи конкретных коммуникативных средств автор создает текст, способный донести необходимую информацию, побудить аудиторию к действию, вызвать реакцию на ситуацию, повлиять на настроение аудитории. Сегодня распространение продукции средств массовой информации не ограничивается периодическим печатным изданием или телепрограммой. Распространение вышло на новый уровень — открытое информационное пространство корпоративного сайта.

Литература:

  1. Солганик, Г. Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестник Моск. Ун-та. — 2005. — № 2. — С. 7–15. — Серия 10: «Журналистика».
  2. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. — М.: Флинта — Наука, 2003. — 837 с.
  3. ПАО «Газпром» [Электронный ресурс]: оф. сайт. — Режим доступа: http://www.gazprom.ru/press/comments/2016–01–19/#258134 (дата обращения 25.03.2016).
  4. Ерещенко, М. В. Конструкции со служебным словом «И» и их разновидности в современном русском языке: дис. … канд. филол. наук [Текст] / М. В. Ерещенко. — Ростов-на-Дону, 2001. — 150 с.
Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, комментарий, корпоративный сайт, млрд, текст, форма комментария.


Похожие статьи

Бренд-журналистика как новая форма реализации корпоративных СМИ

В данной статье рассматривается сфера бренд-журналистики в контексте формы реализации корпоративных СМИ.

Буктрейлер как рекламный инструмент: расширение территории бренда

В статье рассматривается буктрейлер как новый инструмент рекламы книжной продукции. Определена сущность понятия в целом, выделены отличительные признаки отечественных и зарубежных буктрейлеров.

«ВКонтакте» vs YouTube. Особенности социальных медиа

В работе рассмотрены социальная сеть ВКонтакте и видеохостинг YouTube. На основе их анализа выявлены ключевые особенности социальных медиа в контексте традиционных СМИ. Приведены аргументы, доказывающие необходимость перехода традиционных СМИ в новые...

Роль социальных медиа в маркетинге

В статье рассматривается актуальность использования социальных медиа для продвижения товаров и услуг в Интернет-среде. Также статья посвящена основным преимуществам использования маркетинга в социальных медиа.

Социальные сети как новые СМИ

В статье анализируется сущность социальных сетей как потенциальных средств массовой информации и как площадки развития СМИ. Делается вывод, что социальные сети могут стать новым видом полноценных СМИ, однако сегодня они выступают как своего рода площ...

Информационные и коммуникационные технологии в современных средствах массовой информации

В статье рассматриваются определения и идеи, применяемые в информационных и коммуникационных технологиях в современных СМИ. Параметры медиакультуры исследуются с точки зрения связи между молодежью и ИКТ.

Правовое регулирование свободы СМИ в современной России

В исследовании рассматриваются основы правового регулирования свободы средств массовой информации в современной России. Актуальность темы научного исследования обусловлена ростом информационного общества, появлением новых средств массовой коммуникаци...

Информационно-новостные особенности текстов СМИ в социальных сетях

Статья посвящена коммуникации средств массовой информации с потребителями посредством метаязыка, основанного на интернет-мемах, рассматриваются причины их появления и особенности их функционирования.

Проблемы правового регулирования социальных медиа

В статье автор исследует проблемы правового регулирования социальных медиа и деструктивного пользовательского контента

Информационные агентства как инструмент формирования коммуникационного пространства

В данной статье исследуются мультимедийные форматы в материалах информационных агентств, которые способствуют удержанию интереса аудитории в условиях возрастающей конкуренции со стороны новых медиа. По результатам проведённого контент-анализа делаетс...

Похожие статьи

Бренд-журналистика как новая форма реализации корпоративных СМИ

В данной статье рассматривается сфера бренд-журналистики в контексте формы реализации корпоративных СМИ.

Буктрейлер как рекламный инструмент: расширение территории бренда

В статье рассматривается буктрейлер как новый инструмент рекламы книжной продукции. Определена сущность понятия в целом, выделены отличительные признаки отечественных и зарубежных буктрейлеров.

«ВКонтакте» vs YouTube. Особенности социальных медиа

В работе рассмотрены социальная сеть ВКонтакте и видеохостинг YouTube. На основе их анализа выявлены ключевые особенности социальных медиа в контексте традиционных СМИ. Приведены аргументы, доказывающие необходимость перехода традиционных СМИ в новые...

Роль социальных медиа в маркетинге

В статье рассматривается актуальность использования социальных медиа для продвижения товаров и услуг в Интернет-среде. Также статья посвящена основным преимуществам использования маркетинга в социальных медиа.

Социальные сети как новые СМИ

В статье анализируется сущность социальных сетей как потенциальных средств массовой информации и как площадки развития СМИ. Делается вывод, что социальные сети могут стать новым видом полноценных СМИ, однако сегодня они выступают как своего рода площ...

Информационные и коммуникационные технологии в современных средствах массовой информации

В статье рассматриваются определения и идеи, применяемые в информационных и коммуникационных технологиях в современных СМИ. Параметры медиакультуры исследуются с точки зрения связи между молодежью и ИКТ.

Правовое регулирование свободы СМИ в современной России

В исследовании рассматриваются основы правового регулирования свободы средств массовой информации в современной России. Актуальность темы научного исследования обусловлена ростом информационного общества, появлением новых средств массовой коммуникаци...

Информационно-новостные особенности текстов СМИ в социальных сетях

Статья посвящена коммуникации средств массовой информации с потребителями посредством метаязыка, основанного на интернет-мемах, рассматриваются причины их появления и особенности их функционирования.

Проблемы правового регулирования социальных медиа

В статье автор исследует проблемы правового регулирования социальных медиа и деструктивного пользовательского контента

Информационные агентства как инструмент формирования коммуникационного пространства

В данной статье исследуются мультимедийные форматы в материалах информационных агентств, которые способствуют удержанию интереса аудитории в условиях возрастающей конкуренции со стороны новых медиа. По результатам проведённого контент-анализа делаетс...

Задать вопрос