В статье автор исследует проблемы правового регулирования социальных медиа и деструктивного пользовательского контента.
Ключевые слова: правовое регулирование, массовая информация, информационное общество, социальная сеть, сетевое издание, медиа
Молниеносное формирование технологий после середины XX и в начале XXI века создало новый социокультурный фундамент, обусловивший возникновение и развитие информационного общества. Открытия в области микроэлектроники, в том числе создание персонального компьютера, изобретение сети интернет, а вслед за ними появления в массовом пользовании разнообразных мобильных устройств (смартфонов, планшетов и т. д.), имеющих постоянный доступ к сети Интернет, умеющих делать фотографии и записывать видеоролики дали возможность социуму в сфере обмена информацией выйти на совершенно новый уровень. Как следствие, в юридических, социологических и политологических науках возникает мысль, что современное общество квалифицируется скорым переходом от индустриального к постиндустриальному, информационному типу, то есть — информационному обществу.
Новейший мир, в том числе и гражданское общество в РФ, видоизменяются под воздействием ажиотажа информационно-технологических преобразований [1, с. 126].
Так, согласно данным Росстата, число абонентов фиксированного широкополосного доступа в Интернет в России в 2011 году составляло 12,2 на 100 тысяч человек населения, в 2022 году — 24,3; число абонентов мобильного широкополосного доступа в Интернет в 2011 году составляло 47,8 на 100 тысяч человек населения, в 2022 году — 109,2 [2]. На одного жителя России в примерно приходится два абонентских номера мобильной связи, а также беспроводных технологий, сетей связи, что говорит об обширном распространение мобильных устройств.
Следовательно, стало несравнимо проще создавать, распространять, доводить до конечного потребителя информацию. Многократно убыстрился ход передачи информации, в том числе и на такие колоссальные расстояния как диаметрально противоположные точки земного шара. Также возрос и объем передаваемой информации. При этом данные, передаваемые современными способами связи, оказались легкоусвояемыми, что предопределило увеличения потребности в них.
Размышляя о роли средств массовой информации А. Г. Стариков считает, что они: «оказывают на человека моральное и эстетическое воздействие, формируют характер его чувств, систему человеческих установок, взывают к человеческой совести, во многом управляют общественным сознанием» [3, с. 3].
В Российской Федерации определение сетевого издания дается в ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года № 2124–1 «О средствах массовой информации»: «сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом» [4].
Интернет-издания имеют два главных преимущества по сравнению с другими формами распространяя массовой информации: во-первых, высокая скорость передачи данных и возможность обновления и добавления материалов в онлайн режиме 24 часа в сутки, 7 дней в неделю; во-вторых, огромное количество виртуальной памяти, отсутствие ограничений по объему производимой информации (нет рамок в виде количества страниц в печатном издании или времени выхода в эфир теле-радио передачи). Данные особенности сетевых изданий дают им определенное превосходство по сравнению с традиционными СМИ.
Но помимо официально зарегистрированных в Роскомнадзоре в качестве СМИ сетевых изданий, большое влияние на мнение, сознание и в том числе правосознание граждан оказывают социальные медиа, другими словами, пользовательский контент.
При этом, законодатель в Российской Федерации лишь недавно предпринял попытку запретить передачу деструктивных сообщений через незарегистрированные интернет-издания. Так, с 1 февраля 2021 года в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» была добавлена статья 10.6 «Особенности распространения информации в социальных сетях» [5]. Как регламентируется в данной статье: «владелец социальной сети должен организовать мониторинг информации, распространяемой посредством принадлежащей ему социальной сети, в целях выявления и блокирования сведений, указанных в п. 5 ч. 1 вновь введенной статьи» [5]. Эта статья также предусматривает допустимость обратиться в Роскомнадзор владельца социальной сети, для «определения соответствия обнаруженной информации критериям, указанным в п. 5 ч. 1 данной статьи, в том случае, если владелец социальной сети сам не может оценить степень такого соответствия» [5].
Также в данный ФЗ 7.03.2019 г. были внесены несколько изменений, которые хоть и не затрагивают пользовательский контент, но касаются свободы массовой информации в Интернете.
«В случае обнаружения … недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда … охраняемых законом интересов…, [Роскомнадзор] уведомляет редакцию сетевого издания о необходимости удаления указанной информации, … а в случае, если издание проигнорировало данное требование — обращается к оператору связи с требованием ограничить доступ к сетевому изданию» [5] — указано в части 1 ст. 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Однако обозначенные выше законы имеют ряд недоработок, которые могут, с одной стороны, потенциально ущемлять дарованную конституцией свободу массовой информации, а с другой стороны, ограничены самим объектом правового регулирования. В современном мире, когда скорость создания и донесения до потребителя информации превыше всего, владельцы соцсетей в условиях цейтнота, вероятно, могут принять решение удалить контент, а не старательно изучать и квалифицировать его.
Но конечно же, вероятность использования соцмедиа для решения деструктивных целей ни в коем случае нельзя упускать из вида. У молодежи в силу возраста и отсутствия жизненного опыта более гибкие взгляды на мир, они открыты новым знаниям и опыту и, таким образом, подростки наиболее подвержены любому деструктивному и незаконному воздействию на их сознание. Ведь в социальных сетях выкладывают не только тексты, но и видеосообщения, фото, картинки, инфографику, мемы экстремистского содержания; причем в доверие молодежи может войти человек, которого на самом деле не существует, а есть только его вымышленная виртуальная личность, и которые могут завлечь их в виртуальные сообщества, где обсуждаются актуальные для молодежи темы [6, с. 45]. Поэтому так важно правовое регулирование данной сферы.
В настоящее время в российском правовом поле как было обозначено выше действуют два основных закона, тем или иным образом регулирующих данную сферу, это — Закон РФ «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Но Закон о СМИ согласно ч. 2 ст. 8 не регулирует деятельность социальных медиа, так как они не зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве СМИ [4]. А ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулирует лишь наиболее общие положения о социальных медиа, как субъектов сферы информационного обмена.
Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день в правовом поле РФ система регулирования соцмедиа имеет обрывочный, латентный, неконсолидированный характер и не объединены одним нормативно-правовым актом. Возможно, настало время принять новый закон, посвященный именно социальным медиа и вопросам их правового регулирования.
Литература:
- Невинский В. В. Некоторые вопросы легитимации публичной власти в России в условиях «цифровизации» общества. — М. Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 9 (61).
- Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации: Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс]. Дата обновления: 06.10.2023. Систем. требования: Microsoft Excel. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/infocommunity (дата обращения: 29.01.2024).
- Стариков А. Г. Масс-медиа современной России. — М.:Феникс, 2013.
- Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124–1: в ред. Федерального закона от 13.06.2023 № 227-ФЗ)// [электронный ресурс].http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102013812&ysclid=lryuzqgpth60872070- infocommunity (дата обращения: 29.01.2024).
- Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ. в ред. Федерального закона от 12.12.2023 № 588-ФЗ// [электронный ресурс]. http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102108264&ysclid=lryv5it9mg628000255 (дата обращения: 29.01.2024).
- Колосович Е. А. Профилактика распространения противоправного контента в сети Интернет. — М.: Обзор НЦПТИ. 2016.