Гипертекстуальность как базовая характеристика интернет-СМИ
Автор: Базарова Анастасия Антоновна
Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы филологических наук» (Чита, ноябрь 2011)
Статья просмотрена: 11396 раз
Библиографическое описание:
Базарова, А. А. Гипертекстуальность как базовая характеристика интернет-СМИ / А. А. Базарова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы филологических наук : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, ноябрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 151-152. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/25/1247/ (дата обращения: 16.12.2024).
Интернет в современном обществе играет огромную роль и рассматривается как полноценная медиасреда, аналогичная телевидению, радио и прессе. Под интернет-СМИ понимается регулярно обновляемый информационный веб-сайт, пользующийся определенной популярностью и авторитетом (имеющий свою постоянную аудиторию), ставящий своей задачей выполнять функцию средства массовой информации в сети интернет. Большинство интернет-СМИ обновляется ежедневно или даже непрерывно в течение дня, и благодаря этой оперативности они часто используются в качестве источников информации для обычных СМИ. Многие газеты и журналы имеют свои представительства в интернете, где часто выкладывают материалы своих выпусков или создают самостоятельные интернет-издания. Интернет-СМИ в настоящее время рассматриваются в качестве полноценных игроков медийного поля, специфика деятельности которых определяется возможностями новой коммуникативной среды.
Отличительной чертой интернет-СМИ является фиксированная периодичность выпусков информации, их техническая и содержательная общедоступность. Как часть медиасистемы интернет-СМИ предоставляют массовой аудитории информацию, которая при этом потребляется индивидуально, т.е. свободно в смысле выбора времени и места потребления. Природа интернет-СМИ способствует реализации социальных функций СМИ, их способности связывать численно большие и рассредоточенные группы людей, интегрировать их в социальные общности. Кроме того у интернет-СМИ обнаруживаются оригинальные свойства, которые отличают их от обычных, к ним относятся три родовые качества интернета: гипертекстуальность, мультимедийность, а также интерактивность [4].
Мультимедийность подразумевает представление информации в различных форматах, такими форматами могут выступать текст, звук, фото- и видеоизображение. Это дает более полную возможность для участия в информационном обмене и понимания информационного контента. Интерактивность определяется как многосторонний информационный обмен с пользователями, причем, как с отдельными представителями, так и с аудиторией в целом.
Однако, ведущей характеристикой любых интернет-СМИ является гипертекстуальность, с помощью которой можно расширить не только объемы информации, но и ее содержание. По словам Теда Нельсона, изобретателя термина «гипертекст», главной особенностью гипертекста является то, что он создает систему связи между отдельными документами с помощью встроенных в текст гиперссылок [2]. Но данное понятие не ограничивается только интернетом, гипертекст как связь текстовых элементов в единое целое существовал и до его возникновения. Многие лингвисты считают гипертекстуальность неотъемлемым признаком любого текста, так как имплицитно или явно внутри текста существуют ссылки, смысловые корреляции и внутритекстовые, а зачастую и межтекстовые связи. Несмотря на такую широкую трактовку гипертекстуальности, данное понятие все же более характерно для интернета, так как гипертекст представляет собой связь между отдельными текстами, которая осуществляется в единой среде, что позволяет читать текст не только на одном уровне, но благодаря внутренним и внешним ссылкам просматривать его вглубь. Это расширяет информационные возможности не только производителей медиа-продукта, но и его потребителей. Ссылки на разнообразные источники, выполненные в гипертекстовом режиме, предоставляют первым уникальную возможность повысить качество информации, а именно ее полноту и достоверность, вторым – воспользоваться альтернативными источниками и самостоятельно участвовать в интерпретации фактов, приходить к собственным выводам. Действительно, гипертекст – это возможность расширения контекста каждого конкретного содержательного элемента, это то, что позволяет читателю лучше понять смысл происходящего, помогает ориентироваться в потоке информации [1]. При этом гипертекст может неограниченно расширить тематическое поле с помощью ссылок на публикации по предлагаемой или смежной с ней тематике.
Необходимо также иметь в виду, что тексты, соединенные с помощью гипертекстовых ссылок, могут соединяться либо с другими частями того же домена (внутренние связи), либо с другими доменами (внешние связи). Поэтому можно выделить два вида гипертекстуальности – внутреннюю и внешнюю, и они принципиально отличаются друг от друга разными подходами к источникам информации. Внутренние ссылки, отсылающие к информации в пределах одного и того же сайта (к другим публикациям по теме, к материалам того же автора), хотя и позволяют узнать дополнительные сведения, но в рамках тех же повесток дня. При этом информация, безусловно, расширится, но будет развиваться по спирали, без привлечения альтернативного взгляда. Напротив, внешние ссылки дают возможность читателю ознакомиться с другими ресурсами, иными позициями, альтернативными источниками, и в этом смысле они более продуктивно используют интернет и его технологии для информирования своих аудиторий и, следовательно, помогают сформировать более объективную точку зрения на ту или иную проблему.
Кроме того, гипертекстуальность имеет еще одно немаловажное значение. Интернет выполняет функцию запоминания и хранения информации. Это одна из важнейших качественных характеристик интернета: в этой единой среде для разнородных продуктов социальной деятельности человека может одновременно находиться такое количество текстов, которое обеспечивает непрерывность и коллективность получения и распространения общечеловеческого знания [3]. Тем самым интернет способствует формированию безграничной и общей для всего человечества глобальной памяти.
Гипертекстуальность также можно понимать как многозначность, полидискурсивность, многоголосие виртуального общения. Именно интернет способен наиболее широко обеспечить межкультурное взаимодействие и сотрудничество, так как он выступает как новое коммуникационное пространство, устроенное по сетевому принципу, где встречаются многие культурные практики [3]. Таким образом, вместе с интернетом в рамках всего человечества была создана новая коммуникативная среда, постепенно втягивающая в себя (в силу своих особенностей и преимуществ) многочисленные фрагменты социума. Общение в этом социуме уже не может ограничиваться традиционными текстами, неизбежно возникает общественная потребность в широком распространении гипертекстов. В этом смысле устный, письменный и электронный виды коммуникации можно рассматривать как отдельные и последовательные этапы развития коммуникативного дискурса в целом.
Литература:
1. Калмыков А. А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика: учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 383 с.
2. Лукина М. М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета [Текст] / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева. — М.: Изд. фак. журналистики Моск. гос. ун-та, 2005. — 89 с.
3. Михайлов В.А., Михайлов С.В. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества / В.А. Михайлов, С.В. Михайлов // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». - Изд-во СПбГПУ, 2004. – С. 34-52.
4. Никитенко А. А. Интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность как детерминирующие типологические признаки сетевых изданий / А. А. Никитенко // Вестник Воронежского государственного университета, серия "Филология. Журналистика", №1, 2009.