Свобода выражения мнения или профессиональный стиль? Гордиев узел будущих юристов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (264) июнь 2019 г.

Дата публикации: 27.06.2019

Статья просмотрена: 137 раз

Библиографическое описание:

Полякова, С. С. Свобода выражения мнения или профессиональный стиль? Гордиев узел будущих юристов / С. С. Полякова, Е. С. Чупрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 233-234. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61172/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье поднимается проблема формирования позитивного имиджа представителя юридической профессии. Анализируется законодательная регламентация внешнего вида судьи и адвоката. Делается вывод о том, насколько «бесформенная свобода» отрицательно сказывается на дисциплине и на учебном процессе.

Ключевые слова: свобода мнения, профессиональный имидж, стиль одежды, судейская мантия.

Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод[1], гласит: «Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ».

Указанное право не является абсолютным, его осуществление сопряжено с определенными изъятиями и ограничениями. Введение данных ограничений представляется необходимым, прежде всего, в целях защиты нравственности, репутации или прав других лиц [2].

Следует иметь в виду, что свобода выражения мнений не сводится к одной лишь свободе обсуждать действия властей или вопросы, живо интересующие общество [3]. Свобода рассматривается и как основа самореализации каждого человека, поэтому её осуществление происходит и посредством выбора модели поведения, профессионального имиджа, стиля одежды.

Актуальной представляется проблема формирования позитивного имиджа. Насколько важно для людей, желающих стать юристами придерживаться определённого стиля одежды, профессионального имиджа? Способствует ли он формированию ответственности, необходимых качеств? Попробуем разобраться в данных вопросах на примере наиболее ярких представителей юридической профессии.

1) Судьи

Судейская мантия — символ государственной власти, который свидетельствует об особом статусе и авторитете судьи перед остальными участниками процесса и присутствующими на нем.

Девушка — начинающий юрист, шокированная тем, что судья пришла на заседание без мантии рассказывала в своем блоге: «Для меня мантия, в первую очередь, не просто атрибут власти, это уважение к сторонам, которые пришли в зал судебного заседания получить правовой документ, провозглашенный именем РФ. И когда судья сидит в кофте, платье с декольте, уважения я не вижу, и в ответ хочется проявить такое же неуважение и в следующий раз прийти в спортивном костюме» [4].

Законодательство не содержит норм, устанавливающих правовые последствия рассмотрения дела судьей без мантии или других отличительных знаков своей должности. Однако, КС РФ в своем Определении отметил, что не допускается осуществление правосудия при отсутствии предусмотренных символов [5].

2) Адвокаты

Что касается адвокатов, то согласно ст. 8 Кодекса профессиональной этики адвокатов при осуществлении профессиональной деятельности адвокат обязан придерживаться манеры поведения и стиля одежды, соответствующих деловому общению. Данная норма не дает ясного представления о стиле одежды адвоката.

В адвокатской среде высказываются предложения о введении своеобразного дресс-кода для адвокатов (по аналогии с судейскими мантиями и формой сотрудников прокуратуры РФ). В частности, Г. Б. Мирзоев предлагает решить данный вопрос путем введения мантий для адвокатов: «Давайте вспомним, как выглядел российский адвокат до революции — в смокинге, с бабочкой, со знаком корпорации. Мы же можем не хуже! Мы можем даже носить мантию» [6].

Данное предложение, однако, критикуется и в целом, и в отдельных аспектах. Так, первый вице-президент Федеральной палаты адвокатов Е. В. Семеняко считает, что на нынешнем этапе было бы целесообразно ограничиться введением некоего знака принадлежности к адвокатскому сообществу [7].

Итог дискуссии по данному вопросу был подведен на VII Всероссийском съезде адвокатов. 17 сентября 2015 г. Совет ФПА РФ принял Положение о нагрудном Знаке российского адвоката. Указанный Знак является отличительным атрибутом российского адвоката.

Однако Положение о знаке никак не разрешает неопределенность в отношении стиля одежды адвоката. Например, Верховный суд Республики Мордовия признал законным прекращение статуса «адвоката в бандане» Сергея Наумова [8]. Летом 2017 года Сергей Наумов пришел в судебное заседание по уголовному делу в солнцезащитных очках, футболке, джинсовой куртке-безрукавке, шортах, с повязанным на шее шарфом и бандане на голове. Из-за этого Президиум Верховного суда Мордовии вынес ему частное постановление, и Совет палаты лишил Наумова статуса адвоката.

На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что профессиональный имидж имеет большое значение в деятельности юриста. Следовательно, заниматься его формированием необходимо со студенческих лет. Молодые люди, поступая в юридический вуз, должны осознавать, что юрист — служитель закона, а служить праву, это, прежде всего, служить своему Отечеству, чувствовать свою ответственность перед ним. В тоже время, комитет по правам человека в своем замечании общего порядка № 34 (2011), утверждает, что свобода мнений и свобода их выражения являются неотъемлемыми условиями всестороннего развития личности [9]. Происходит столкновение права студента на свободное развитие, свободное выражение мнений и его ответственность перед обществом. Но существует ли данное противоречие в действительности?

Литература:

  1. «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) // Бюллетень международных договоров. — 2001. — № 3.
  2. Российский ежегодник Европейской конвенции по правам человека (Russian yearbook of the European convention on human rights) / М. В. Агальцова, А. Ю. Бушев, М. Р. Воскобитова и др. М.: Статут, 2016. Вып. 2: «Автономное толкование» Конвенции и «судейский активизм». — С. 656.
  3. Статья 10 Европейской Конвенции. Право на самовыражение // URL: https://pandia.ru/text/78/038/5520.php (дата обращения: 12.10.2018).
  4. Судьи и мантии: история отношений // https://pravo.ru/review/view/127248/ (дата обращения: 12.10.2018).
  5. Определение Конституционного Суда РФ от 20.02.2007 № 162-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Горлова Сергея Михайловича на нарушение его конституционных прав статьей 34 ФКЗ «О судебной системе РФ», отдельных норм ГПК РФ и УПК РФ» // СПС КонсультантПлюс.
  6. Берсенева Т., Скурт А. Аплодисменты по поводу адвокатской демонстрации и смешки из-за идеи одеть защитников в накидки // Вестник ФПА РФ. — 2012. — № 1.- С. 82–84.
  7. Семеняко Е. В. Нужна ли адвокату форма // Вестник ФПА РФ.- 2009. — № 4. — С. 149–150.
  8. Адвоката лишили статуса за то, что он пришел в суд в шортах и бандане // URL: https://pravo.ru/news/view/143117/ (дата обращения: 12.10.2018).
  9. Обзор судебной практики ВС РФ № 2 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018) // СПС КонсультантПлюс.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональный имидж, стиль одежды, российский адвокат, VII, адвокат, мантия, проблема формирования, судебное заседание, судейская мантия, юридическая профессия.


Ключевые слова

свобода мнения, профессиональный имидж, стиль одежды, судейская мантия

Похожие статьи

Еще раз о проблеме правовой культуры судейского корпуса в России

Данная статья посвящена проблеме правовой культуры российского судейского корпуса. Автор анализирует статистику дисциплинарных нарушений, совершаемых судьями и приходит к выводу о необходимости более строгого профессионального отбора.

Вопросы профессионального самоопределения в психологическом консультировании будущих педагогов

В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов разных курсов о...

Мысли и размышления современного педагога

В статье автор делится размышлениями по вопросам современной педагогики. Описывает собственное видение некоторых, происходящих в современной школьной жизни детей, ситуаций. Анализирует функцию педагогики в учебном процессе.

Правила профессиональной этики адвоката — важнейший элемент адвокатской деятельности

В данной статье изучается проблема соблюдения адвокатами этических правил поведения. Также изучается роль такого социально-правового института, как «адвокатура» и проводится сравнительно-правовой анализ норм Кодекса профессиональной этики.

Профессиональная траектория развития старшеклассников

В статье раскрываются особенности профессиональной траектории развития старшеклассников. В статье показано понятийное поле проблемы выбора профессиональной траектории развития, а именно: «профессиональный выбор», «профессиональное самоопределение».

Профессиональное самоопределение подростков

В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения подростков. Приводятся примеры рабочих профессий и специальностей на основе классификации Е. А. Климова. Автор изучил понятие профессиограмма и раскрыл особенности профессии «Журнали...

Инспектор профилактики — эталон нравственности и правильного морального облика своей махалли

В статье рассказывается о повышении культуры поведения инспекторов профилактики, о специфике официального общения, о роли делового общения в их профессиональной деятельности.

Лингвокультурный типаж «учитель» в публицистическом интернет-тексте

В статье описываются основные компоненты лингвокультурного типажа «учитель», определяются специфические особенности употребления данного типажа в публицистических текстах. Образ учителя характеризуется в таких аспектах, как: педагогическая компетентн...

Профессиональная востребованность и профориентация современных школьников

В статье авторы анализируют востребованность профессий в современном мире и профессиональные ожидания школьников.

К вопросу об определении понятия «имидж педагога»

Преподаватель вуза является той личностью, которая по содержанию своей профессиональной деятельности должна иметь множество универсальных качеств. Одно из существенных направлений, которое могло бы повысить статус педагога в обществе — это умение выр...

Похожие статьи

Еще раз о проблеме правовой культуры судейского корпуса в России

Данная статья посвящена проблеме правовой культуры российского судейского корпуса. Автор анализирует статистику дисциплинарных нарушений, совершаемых судьями и приходит к выводу о необходимости более строгого профессионального отбора.

Вопросы профессионального самоопределения в психологическом консультировании будущих педагогов

В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов разных курсов о...

Мысли и размышления современного педагога

В статье автор делится размышлениями по вопросам современной педагогики. Описывает собственное видение некоторых, происходящих в современной школьной жизни детей, ситуаций. Анализирует функцию педагогики в учебном процессе.

Правила профессиональной этики адвоката — важнейший элемент адвокатской деятельности

В данной статье изучается проблема соблюдения адвокатами этических правил поведения. Также изучается роль такого социально-правового института, как «адвокатура» и проводится сравнительно-правовой анализ норм Кодекса профессиональной этики.

Профессиональная траектория развития старшеклассников

В статье раскрываются особенности профессиональной траектории развития старшеклассников. В статье показано понятийное поле проблемы выбора профессиональной траектории развития, а именно: «профессиональный выбор», «профессиональное самоопределение».

Профессиональное самоопределение подростков

В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения подростков. Приводятся примеры рабочих профессий и специальностей на основе классификации Е. А. Климова. Автор изучил понятие профессиограмма и раскрыл особенности профессии «Журнали...

Инспектор профилактики — эталон нравственности и правильного морального облика своей махалли

В статье рассказывается о повышении культуры поведения инспекторов профилактики, о специфике официального общения, о роли делового общения в их профессиональной деятельности.

Лингвокультурный типаж «учитель» в публицистическом интернет-тексте

В статье описываются основные компоненты лингвокультурного типажа «учитель», определяются специфические особенности употребления данного типажа в публицистических текстах. Образ учителя характеризуется в таких аспектах, как: педагогическая компетентн...

Профессиональная востребованность и профориентация современных школьников

В статье авторы анализируют востребованность профессий в современном мире и профессиональные ожидания школьников.

К вопросу об определении понятия «имидж педагога»

Преподаватель вуза является той личностью, которая по содержанию своей профессиональной деятельности должна иметь множество универсальных качеств. Одно из существенных направлений, которое могло бы повысить статус педагога в обществе — это умение выр...

Задать вопрос