Профессиональная траектория развития старшеклассников
The article reveals the peculiarities of the professional development trajectory of high school students. The article shows the conceptual field of the problem of choice of professional development path, namely: "professional choice", "professional self-determination".
Key words: professional development, professional choice, professional identity, high school students
Одной из основных задач современной школы выступает обеспечение условий для полноценной социализации и оптимального выбора старшеклассниками профессиональной траектории. Задача повышения эффективности профориентационной работы отражена в официальных документах разного уровня. Например, в государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы — стратегической целью государственной молодежной политики является "создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного социально-ориентированного развития страны" [4].
Изучение профессиональных траекторий старшеклассников и молодежи берет начало с исследований жизненных путей поколений как социального и исторического феномена (М. Коли, Г. Элдер, К. Майер), образовательных и профессиональных карьер (С. Горард, Э. Хьюз, М. Блумер, П. Хадкинсон, С. Спайлерман, Ф. Белхем, Б. Кроссан) [2, с.8].
Кроме того, у нас в стране изучение жизненных траекторий разных групп молодежи уже долгое время ведется под руководством Д.Л. Константиновского коллективом исследователей, представляющих учеников и последователей В.Н. Шубкина [2, с.8].
Современные старшеклассники — это юноши и девушки, которые обладают возможностями дальнейшего интеллектуального развития олицетворяют главный умственный потенциал современного информационного общества, образуя в последующем, особую социальную группу — студенчество.
Важнейшая задача этого возраста — выбор профессии. Это период реалистической оптации. Профессиональные планы юноши весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты. Он чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не может. А ведь в самом начале юношеского возраста эта проблема возникает перед теми девушками и юношами, которые вынуждены оставить основную общеобразовательную школу. Это примерно треть старших подростков: одни из них поступят в учреждения начального и среднего профессионального образования, другие вынуждены будут приступить к самостоятельной трудовой деятельности.
В юношеском возрасте, на фоне интенсивного развития самосознания, происходит активация проблемы профессионального самоопределения, где главным итогом вступает выбор места, формы и способа продолжения образования, а ведущими мотивами — планирование и реализация будущей социализации, стремление к смыслам, формирование осознанной временной перспективы.[1, с.78].
У проблемы выбора профессиональной траектории развития весьма широкое понятийное поле: «профессиональный выбор», «профессиональное самоопределение».
Профессиональное самоопределение — это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии[1, с.58].
Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения (по Е.И. Головахе), — "это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника", который может быть осуществлен "как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения" и "в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями". [1, с.60].
Исследуя профессиональное самоопределение личности, Н.С. Пряжников обосновывает следующую его содержательно-процессуальную модель.
- Осознание ценности общественно полезного труда и необходимости профессиональной подготовки человека к труду.
- Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.
- Общая ориентировка в мире профессий и выделение проф. цели — мечты.
- Определение ближайших целей как этапов профессионального пути.
- Информированность о содержательной стороне профессий и специальностей, соответствующих умениях, знаниях и местах трудоустройства.
- Представления о препятствиях в достижении профессиональных целей и о своих достоинствах, способствующих реализации намеченных перспектив.
- Наличие системы резервных вариантов на случай неудачи.
- Начало реализации ЛПП и их корректировка по принципу обратной связи.[1, с.65].
Учащимися 8-11 классов общеобразовательных учреждений осуществляется выбор профессиональной траектории, для которого свойственны специфические особенности:
– во-первых, велика доля неопределенности в том, что касается будущей образовательной траектории — около четверти старшеклассников вообще не сформировали ни одного варианта действий после окончания школы. Согласно исследованиям ФОМ и ВЦИОМ, неопределенность при выборе — фактор постоянный.
– во-вторых, выборы старшеклассников концентрируются в основном на престижных и высокооплачиваемых профессиях, что на наш взгляд является с одной стороны проявлением их неопределенности — ведь легче выбрать именно такие специальности — с другой стороны, показателем сильного влияния со стороны СМИ.
– в-третьих, выборы старшеклассников рациональны — существует значимая корреляция между успехами в школьных предметах и предполагаемой профессией, а также посещением кружков и репетиторов и предполагаемым выбором [5, с.121].
Профессиональные планы восьмиклассников- одиннадцатиклассников, заключаются в:
– продолжении обучения в школе, ориентируются на дальнейшую подготовку в вузе;
– получении среднего профессионального образования.
Для судьбоносного выбора выпускнику необходимо:
1) иметь ясное представление о самом себе, своих достоинствах, недостатках, ограничениях, увлечениях;
2) получить многомерное системное знание представление о мире профессий, о тех требованиях, которые предъявляются в большинстве сфер профессиональной деятельности.
3) сравнить свои собственные характеристики с теми специфическими требованиями, условиями, которые характеризуют сферы профессиональной деятельности [3, с.160].
Подводя итоги, отметим, что одной из основных задач современной школы выступает обеспечение условий для оптимального выбора старшеклассниками профессиональной траектории развития. У проблемы выбора профессиональной траектории развития весьма широкое понятийное поле, а именно: «профессиональный выбор», «профессиональное самоопределение».
Литература:
- Зеер Э.Ф. Психология профессий : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Э.Ф. Зеер. — 5-е издание, переработанное и дополненное. — Москва : Академический проект : Фонд Мир, 2008. — 336 с.
- Константиновский Д.Л. Самоопределение или адаптация? // Мир России. 2003. Т. XII. № 2. С. 123-143.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения/ Е.А. Климов — Москва, 2007.
- Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 — 2020 годы" (с изменениями и дополнениями).
- Чердниченко Г.А. Новое в образовании и профессиональной деятельности// Социологические исследования, № 7, Июль 2009, C. 119-125.