Противодействие коррупции является приоритетным направлением внутренней политики Российской Федерации. Коррупция препятствует нормальному функционированию органов государственной власти, создает недоверие граждан к государственным служащим [1].
В исправительных учреждениях и следственных изоляторах объективно складываются благоприятные условия для совершения преступлений коррупционной направленности, связанных с созданием льготных условий отбывания наказания осужденными, что проявляется в неправомерном изменении условий их содержания, создание привилегированных условий отбывания наказания, в том числе доставка на территорию исправительных учреждений запрещенных к хранению и использованию предметов (средства мобильной связи, алкогольные напитки, наркотические средства и т. д.).
Анализ правоприменительной практики по материалам УФСИН России по Амурской области свидетельствует, что наибольшее количество случаев возбуждения уголовных дел в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы связаны с проносом на территорию исправительных учреждений и передача в пользование осужденным средств мобильной связи и их комплектующих. Нередки случаи, когда осужденные и лица, содержащиеся под стражей, вынашивают намерения на совершение новых преступлений с помощью использования средств мобильной связи, находясь в исправительных учреждениях или следственных изоляторах. Так, в декабре 2015 года начальник отряда отдела воспитательной работы с осужденными ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области майор внутренней службы К., являясь должностным лицом, совершил действия явно выходящие за пределы его полномочий, а именно доставил на охраняемую территорию исправительного учреждения запрещенные предметы: сим-карту и модем для выхода в сеть «Интернет», которую передал осужденному М. После этого осужденный М. в период с 01.08.2016 по 09.09.2016 путем переписки в «Интернете» используя сим-карту и модем, полученный от К., совершил иные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетней Д. По данному факту следователем Благовещенского следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Амурской области 08.12.2016 возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ в отношении начальника отряда отдела воспитательной работы с осужденными ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области майор внутренней службы К.
Совершение сотрудниками уголовно-исполнительной системы деяний коррупционной направленности, направленные на создание привилегированных условий отбывания наказания, в том числе доставка на территорию исправительных учреждений запрещенных к использованию осужденными предметов и веществ существенно нарушает охраняемые законом интересы общества и государства, что выражается в дискредитации и подрыве авторитета правоохранительных органов и уголовно-исполнительной системы, являющейся органом исполнительной власти, а также нарушается нормальное функционирование одного из важнейших государственных институтов, происходит ослабление режима в исправительных учреждениях, снижается степень надзора за осужденными и в целом негативно сказывается на уровне правопорядка в исправительных учреждениях [2].
Анализ практики назначения наказаний судами за совершение коррупционных преступлений в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы показывает тенденцию к назначению наказаний не связанных с лишением свободы. В период с 2014 года по 2018 год за совершение преступлений коррупционной направленности было вынесено 14 приговоров суда лицам, ранее замещавшим должности в уголовно-исполнительной системе Амурской области. Из 14 приговоров суда только лишь в отношении одного сотрудника УИС Амурской области назначено наказание в виде лишения свободы реально, в отношении 2 лиц, вынесено наказание в виде лишения свободы условно. В остальных случаях суды ограничивались вынесением наказания в виде штрафа. Данный факт по мнению автора свидетельствует о несоответствии тяжести назначенных наказаний степени нанесенного ущерба общественным правоотношениям, связанным с нормальным функционированием государственных органов, что затрудняет достижения целей наказания, связанных с восстановлением социальной справедливости, исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В целях повышения эффективности действия позитивной уголовной ответственности, а также предупреждение совершения преступлений сотрудниками уголовно-исполнительной системы предлагается внести изменение в статью 63 Уголовный кодекс Российской Федерации в части дополнения обстоятельств отягчающее наказание за совершение умышленного преступления сотрудником правоохранительных органов. Изложить в следующей редакции п. «о» ч. 1 ст. 63 Уголовного кодекса Российской Федерации: «совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел, а также сотрудником иных органов исполнительной власти, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности».
Литература:
- В. И. Зубкова. Уголовная ответственность: её понятия и реализация//Вологда: ВИПЭ ФСИН России. — 2016;
- Е. В. Пономарева, Экономические составляющие коррупции в уголовно-исполнительной системе// Человек: преступление и наказание. — 2014. — № 4 (58).