«Уголовная ответственность юридических лиц»- данное понятие прозвучало на законопроектном уровне еще несколько назад. Тем не менее, надо отметить, что появление подобного законопроекта не было неожиданным, так как данная идея была предложена еще в 2011 году [1].
Актуальность тему обусловлено тем, что в современных условиях юридические лица наряду с физическими лицами являются полноправными участниками правоотношений. К сожалению, деятельность юридических лиц не всегда направлена на благо общества, иногда умышленно или по неосторожности юридические лица причиняют ущерб охраняемым законом интересам.
В настоящее время ответственность юридических лиц регламентируется нормами гражданского, административного права. В ряде зарубежных стран для юридических лиц предусмотрена и уголовная ответственность, данный институт активно применяется на практике и продолжает развиваться.
Сегодня в российском законодательстве ответственность юридических лиц закреплена в Гражданском Кодексе Российской Федерации и Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации. ГК РФ подробно регламентирует гражданско-правовую ответственность юридических лиц, а КОАП РФ — административно-правовую. В Уголовном Кодексе нашей страны упоминаний об уголовной ответственности юридических лиц нет вовсе.
По УК зарубежных государств вид ответственности юридических лиц (в том числе и за коррупционные преступления) предусмотрен и существует довольно давно и продолжает развиваться. Этот институт действует во всех странах англо-американского права, в том числе в Великобритании, Ирландии, США, Канаде, Австралии. В странах романо-германской правовой семьи при привлечении к уголовной ответственности юридических лиц обычно используются те же процедуры, что и при привлечении к такой ответственности физических лиц в рамках одного (общего для физических и юридических лиц) уголовного дела, по которому выносится один (общий для них) приговор [2].
В России данный вопрос рассматривался неоднократно, но ввиду различных причин, он так и остался неразрешенным. Что же помешало данному институту закрепиться на законодательном уровне?
Данная идея не совсем согласуется с некоторыми элементами состава коррупционных преступлений. Причинами является следующее.
Общеизвестно, что к признакам субъективной стороны относятся вина, мотив и цель совершения преступления. Вина — это психическое отношение лица к совершенному им общественно опасному деянию и его последствиям в форме умысла и неосторожности. Как известно, В УК РФ четко установлено, что уголовная ответственность наступает только в том случае, если установлена вина субъекта (лица) [3]. Установление формы вины правоохранительным органам на практике в отношении юридических лиц, по нашему мнению, является практически невозможным.
В Федеральном законе РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЭ «О противодействии коррупции», в ст. 1 говорится о том, что коррупцией является «совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица», то есть не самим юридическим лицом, а физическим от его имени. В ст. 14 названного закона предусматривается, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации» [4].
Применение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данный вид правонарушения виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.
Тем самым, законодатель не стал подвергать сомнению устоявшиеся принцип вины (ст. 5 УК РФ), основания уголовной ответственности (ст. 8 УК РФ), общие условия уголовной ответственности (ст. 19 УК РФ), цели и принципы наказания, указанные в Уголовном кодексе (ст. 43 УК РФ), являющиеся основами уголовного права, и с которыми рассуждения о юридических лицах как субъектах преступления не соотносятся.
Аспектом, который вызывает некоторые вопросы, являются и сами «предполагаемые санкции» за преступления, совершенные юридическими лицами.
Среди санкций, которые будут применяться к юридическим лицам, предполагаются такие виды, как предупреждение, штраф, приостановление деятельности, запрет на осуществление деятельности на территории Российской Федерации и принудительная ликвидация. Однако, привлечение юридических лиц к подобным санкциям возможно и без изменения уголовного законодательства, так как, некоторые эти виды наказания уже предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях и гражданским законодательством Российской федерации.
Существует еще одна не уточненная сторона предложенной идеи: в уголовном законодательстве нашей страны содержатся нормы, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть применимы к юридическим лицам, например, вменяемость лица, совершившего преступление, возраст и др.
Сторонников обсуждаемой идеи много. Одним из них является заместитель председателя комитета Государственной думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Александр Ремезков. По его мнению, закон позволит преследовать за рубежом организации, финансирующие терроризм и дестабилизацию политической обстановки в России, этот институт обеспечит возврат из-за рубежа капиталов, нажитых преступным путем [6].
Как уже было сказано, одним из доводов выдвижения законопроекта является международная практика. Здесь следует отметить, что во многих государствах в принципе нет такого понятия как административное право. Следовательно, в этих странах описываемая норма осуществляется в рамках Уголовного права.
За любым юридическим лицом стоит конкретный человек. Это значит, что при установлении вины отдельного лица в какой-либо организации, российское законодательство позволяет привлечь его к уголовной ответственности, что является более целесообразным.
По нашему мнению, уголовная ответственность юридических лиц в РФ — невозможна. Как уже было сказано, это будет требовать изменение общих начал уголовного права, что является практически невозможным и недопустимым. Для привлечения юридических лиц к уголовной ответственности за коррупционные преступления придется коренным образом изменить некоторые положения указанных отраслей права.
Литература:
- Тимошенко В. В. Уголовная ответственность юридических лиц: быть или не быть//Российская газета//СПС Гарант
- Интернет-источник: www.garant.ru/article/621968/#ixzz41g2o3WFL//Дата обращения: 05.07.2020г.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ// Российская газета. 2010. 8 июня.
- Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ //СПС Консультант Плюс. Дата обращения: 05.07.2020г.
- Российская газета — Федеральный выпуск от 25 марта 2015 г.№ 6632 С.61.
- Интернет-источник: https://www.rbc.ru/// Дата обращения:07.06.2020г.