Теоретико-правовые аспекты реализации демографической функции государства
Автор: Кропачева Ольга Владимировна
Рубрика: 1. Теория государства и права
Опубликовано в
V международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Краснодар, февраль 2018)
Дата публикации: 05.02.2018
Статья просмотрена: 751 раз
Библиографическое описание:
Кропачева, О. В. Теоретико-правовые аспекты реализации демографической функции государства / О. В. Кропачева. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/283/13753/ (дата обращения: 16.01.2025).
Статья рассматривает основные подходы к понятию функций государства, классификацию функций государства, на основе которой выделена демографическая функция как самостоятельная и обособленная подсистема государственной деятельности. Предлагается определение демографической функции, приводятся точки зрения на ее структуру.
Ключевые слова: функции государства, демографическая политика, сущность, структура, классификация.
Вопросы функций государства в условиях современного государства исследуются крайне слабо.
К большому сожалению, основная часть теоретиков склоняется к раскрытию понятия основных функций государства через призму разработок советского периода.
В науке теории государства и права советского периода сложилось, так называемое, традиционное понимание функций государства в качестве основных направлений его деятельности.
Яркими представителями традиционного понимания функций государства являются Н. В. Черноголовкин, М. И. Байтин [1, с.190; 14, с.9].
Тем не менее, наряду с традиционным пониманием в советский период развития теории государства были сделаны попытки иного трактования сущности данного правового явления.
Так, А. И. Денисов сводил функции государства к содержанию его деятельности, И. С. Самощенко предлагал понимать под ними социальное назначение государства [5, с.133;11, с.81].
Многими учеными положительно оценивается мнение А. П. Глебова, который предложил под функциями понимать социально-регулятивное назначение государства, реализующееся в целенаправленном воздействии государства на общественные отношения [4, с.22–34].
Отметим, что взгляды А. П. Глебова разделяли В. С. Нерсесянц и А. Б. Венгеров.
Дальнейшее развитие традиционный подход к понятию функций государства получил в работах Л. А. Морозовой, которая понимает под функциями не только направления деятельности государства, но и механизм государственного воздействия на общественные процессы, ссылаясь на то, что, выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов [8, с.19].
Однако С. А. Комаров считает, что включение механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов в понятие функции государства не совсем справедливо, так как тем самым делается попытка свести функции государства в целом к функционированию его механизма, а также подменить функционирование государства различными способами правового воздействия, хотя в науке существует такое самостоятельное понятие, как правовые формы осуществления функций государства [7, с. 68–69].
Схожей с Л. А. Морозовой точки зрения придерживается и В. М. Сырых, подчеркивающий, что функции — это основные направления деятельности по управлению делами общества, осуществляемые в присущих им формах и с помощью специфических методов [12, с.34].
Можно привести еще очень много отличных друг от друга определений функций государства, но как нам кажется, можно предположить, что функции государства- это обособленная и самостоятельная подсистема государственной деятельности, реализуемая с помощью особых методов и приемов государственного воздействия.
Особую научную ценность имеет вопрос о классификации функций государства. Как известно, большинство ученых придерживаются мнения, что функции необходимо классифицировать на внутренние и внешние.
При таком подходе внутренние функции направлены на решение задач внутри страны, защиту прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка, функционирование экономики страны, удовлетворение социальных интересов общества. В свою очередь внешние функции — на установление и поддержание отношений с другими государствами, интеграцию в мировую экономику.
Безусловно, предлагаемая классификация в теории государства является основной, тем не менее, некоторыми учеными предлагается также выделять основные и неосновные функции, где главным критерием является важность задач, стоящих перед государством в определенный исторический период.
Достаточно интересна классификация функций государства, предложенная В. А. Владимировым, который выделяет явные и скрытые (латентные) функции. По мнению автора, явные функции направлены удовлетворение основных потребностей государства, при этом, как пишет автор, данные функции получают нормативное закрепление. Скрытые (латентные) функции проявляются самостоятельно, как незапланированные результат деятельности государства и общества. [3, с.43].
Как мы уже говорили, функции государства являются достаточно динамичным правовым институтом, на который особое влияние оказывают, прежде всего, экономическое и политическое развитие, научно-технический прогресс, развитие информатизации и многие другие факторы.
Так, по мере развития государства возникают новые функции государства, например, демографическая, обусловленная острой необходимостью регулирования численности населения на планете, поддержания достойного уровня жизни, решения вопросов безработицы и здравоохранения.
С нашей точки зрения, на современном этапе развития Российской Федерации достаточно обосновано выделение демографической функции в качестве самостоятельного направления деятельности государства.
Однако в современных исследованиях в науке теории государства и права демографическая функция пока не получила должного рассмотрения.
Большинство авторов ограничиваются упоминанием существования демографической функции государства как части (подвида) социальной функции.
На наш взгляд, под демографической функцией государства следует понимать одно из основных направлений государственной деятельности, в рамках которого осуществляется регулирование процесса воспроизводства здорового поколения, обеспечение достойного уровня жизни граждан, миграции населения, оптимизации трудовых ресурсов.
Тем не менее, формальное закрепление демографическая функция государства нашла в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее по тексту Концепция), в соответствии с которой основные направлений деятельности государства в этой сфере: увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения.
Обратим внимание, что как следствие, при достижении вышеуказанных показателей в Концепции обозначено улучшение демографической ситуации в стране.
Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2025 году — до 75 лет.
Для решения целей и задач, поставленных в Концепции, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения [6].
В качестве одной из мер воздействия на демографические процессы можно назвать вступивший в силу с 1 января 2007 года Федеральный закон № 256- ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», представляющий собой программу стимулирования рождаемости, включающую в себя комплекс мер административной, социальной и финансовой поддержки семьи [13].
Первоначально сумма средств материнского капитала составляла 250000 рублей, но при ежегодной индексации в зависимости от уровня инфляции к 2018 году сумма составляет 453026 рублей.
Так, в соответствии с данными Пенсионного фонда России в 2017 году выдано 725 тыс. государственных сертификатов на материнский капитал. В целом за все время действия программы количество заявлений на получение материнского сертификата превысило 8,5 млн. [9].
В сентябре-октябре 2009 г. Росстатом проведено выборочное обследование «Семья и рождаемость». Опрос проводился в 30 субъектах Российской Федерации, представляющих все федеральные округа. Четверть (25,0 %) опрошенных женщин, родивших второго ребенка в 2007–2009 гг., отметили, что на это тем или иным образом повлияло начало реализации этих мер (среди тех, у кого второй ребенок родился в 2008 г., таковых было 40,6 %), 15,3 % респонденток (среди родивших второго ребенка в 2008 г. — 25,0 %) указали, что появился ребенок, рождение которого до этого откладывали.
Каждая десятая (9,7 %) опрошенная женщина, родившая второго ребенка в 2007–2009 гг. (в 2008 г. — 15,6 %), отметила, что дополнительные меры государственной помощи семьям с детьми помогли принять решение о рождении ребенка, которого без этого не могли себе позволить [10].
В целом, даже на основе этих данных уже можно говорить о влиянии материнского капитала на итоговое число рожденных детей.
Кроме материнского капитала, в нашей стране используются и иные меры воздействия на демографические процессы: льготы многодетным семьям, ежемесячные пособия на детей, развитие ипотечного кредитования.
На наш взгляд, демографическая политика, безусловно, является составной частью общей социальной политики государства, а также тесно переплетается с семейной политикой Российской Федерации.
Однако, на наш взгляд, семейная политика в отличие от демографической заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи, а не на достижение конкретных демографических результатов в целом.
В юридической литературе, на наш взгляд, недостаточно изучен и вопрос структуры демографической функции.
Лишь отдельные авторы останавливаются на данной проблеме, например, В. П. Беляев, Ю. А. Соколова в качестве основных структурных элементов демографической функции выделяют:
а) цели и задачи (повышение/сдерживание уровня рождаемости, контроль за количественными и качественными показателями);
б) объекты (институты материнства, отцовства и детства, семейно-брачные и миграционные отношения, демографические процессы — рождаемость, смертность, брачность, миграция и пр.);
в) субъекты (законодательные и исполнительные органы власти, органы местного самоуправления, иные социальные институты);
г) юридические основания (международно-правовые и внутригосударственные нормативные, интерпретационные, правоприменительные и иные индивидуальные правовые акты);
д) фактические основания (факторы, влияющие на режим естественного воспроизводства населения; вызывающие миграцию населения и т. д.);
е) юридические действия и операции (разработка и принятие нормативных правовых актов, программ, концепций демографического развития, демографической политики);
ж) способы и средства осуществления;
з) общесоциальные результаты реализации (сохранение высокого/низкого уровня естественного воспроизводства населения в странах с низким/высоким уровнем рождаемости; сокращение уровня смертности граждан) [2, с.10].
В целом, с предложенной концепцией можно согласиться, но с некоторыми возражениями.
С нашей точки зрения, целесообразно было бы подразделить структуру демографической функции на статическую (к ней можно отнести цели и задачи) и динамическую (средства и способы реализации), а также сократить ее до пяти элементов: цели и задачи, объект, субъект, методы, способы и средства реализации, формы осуществления, к которым отнести правотворческую, правоприменительную, правоохранную, организационную.
Составные части и элементы структуры демографической функции являются отдельным элементом в комплексном исследовании данного правового института.
В заключение отметим, что демографическая функция государства является малоизученной на данном этапе развития теории государства, возникшей в результате острой необходимости регулирования численности населения как основного структурно-функционального элемента государства.
Подводя итог, отметим, что демографическая функция достаточно обособлена от социальной и имеет следующие существенные признаки: самостоятельные цели, задачи, объекты воздействия, а также направленность на определенный результат- регулирование процесса воспроизводства здорового поколения, обеспечение достойного уровня жизни граждан, миграции населения, оптимизации трудовых ресурсов.
Литература:
- Байтин М. И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979.
- Беляев В. П., Соколова Ю. А. Демографическая функция социального государства: сущность и структура//Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право.-2015.- № 4.
- Владимиров В. А. Основные функции посткоммунистического государства в области внутренней политики. Тверь, 1992.
- Глебов А. П. Понятие и структура функций социалистического государства. Воронеж,1974.
- Денисов А. И. Советское государство: развитие, сущность и функции. М., 1967.
- Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»//«Собрание законодательства РФ».- 15.10.2007.- № 42.- ст. 5009.
- Комаров С. А. Общая теория государства и права. Спб., 2001.
- Морозова Л. А. Современная российская государственность: проблемы теории и практики. Автореф. дисс. д-ра юрид. наук. М., 1998.
- Официальный сайт Пенсионного фонда РФ http://www.pfrf.ru
- Официальный сайт Росстата http://www.gks.ru
- Самощенко И. С. О правовых формах осуществления функций Советского государства// Советское государство и право.-1956.- № 3.
- Сырых В. М. Теория государства и права. М., 2002.
- Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
- Черноголовкин Н. В. Функции Советского государства в период развернутого строительства коммунизма.- М.,1960.