Направления семейно-правовой политики в сфере социальной защиты семей с детьми в Российской Федерации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

LXXXII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2024)

Дата публикации: 11.05.2024

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Метальникова, М. К. Направления семейно-правовой политики в сфере социальной защиты семей с детьми в Российской Федерации / М. К. Метальникова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 19-29. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/516/18519/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье автор рассматривает направления политики государства в сфере защиты семей с детьми в Российской Федерации, а также основные нормативные правовые акты, определяющие стратегическое планирование в этой области. Выделен особо значимый вид государственной поддержки — выдача материнского капитала.

Ключевые слова: материнский капитал, демографическая политика, ребенок, семейно-правовая политика, поддержка семей.

В рамках данной статьи будут выделены конкретные направления политики государства в сфере защиты семей с детьми в Российской Федерации, для этого будут рассмотрены нормативные правовые акты, которые содержат положения, определяющие стратегическое планирование в этой области.

Семейно-правовая политика в Российской Федерации формируется и реализуется государственными органами на основе комплекса нормативных правовых актов, которые регулируют сферу семейных отношений, а также сферу социального обеспечения граждан. Исследование нормативного правового закрепления семейно-правовой политики в сфере социальной защиты семей с детьми необходимо начать с изучения норм Конституции Российской Федерации.

Ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Российская Федерация является социальным государством, при этом политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Ч. 2 ст. 7 указанного нормативного правового акта закрепляет, что государство обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства. В ч. 4 ст. 67.1 Конституции Российской Федерации отмечено, что дети — важнейший приоритет государственной политики Российской Федерации, поэтому государство создает условия для всестороннего физического, духовного, нравственного, интеллектуального развития детей [1]. Указанные нормы Конституции Российской Федерации определяют, что государство в рамках семейно-правовой политики обязуется обеспечивать поддержку семьям с детьми, а также создавать условия для достойной жизни и всестороннего развития детей.

Перечисленные в Конституции Российской Федерации направления государственной политики в области защиты семей с детьми дополняются положениями Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Данный Указ определяет, что одна из основных национальных целей развития Российской Федерации — сохранение населения, обеспечение здоровья и благополучия людей. Кроме того, Указ предусматривает осуществление цифровой трансформации в сфере государственного управления и социального обеспечения [2]. То есть в контексте защиты семей с детьми государственная поддержка должна стать более доступной за счет использования цифровых сервисов. В 2019 году был дан старт реализации национального проекта «Демография». Этот проект также ставил своей целью увеличение рождаемости в Российской Федерации через материальную поддержку семей с детьми и увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях [3].

В своей работе органы государственной власти должны реализовывать положения Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г. и Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. Эти Концепции выделяют основные направления деятельности органов законодательной и исполнительной власти в области поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.

Концепция семейной политики на период до 2025 г. ставит перед государственными органами несколько задач в сфере семейной политики:

– развитие мер государственной поддержки семей при рождении и воспитании детей;

– оказание помощи родителям в реализации образовательного, культурного, воспитательного потенциала семьи;

– организация условий для поддержания здоровья членов семьи;

– поддержка семей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий;

– профилактика безнадзорности и беспризорности детей и т. д.

Кроме того, эта Концепция предлагает конкретные варианты решения указанных выше задач. Например, для поддержки семей с детьми необходимо:

– развивать механизм использования родителями средств материнского капитала;

– совершенствовать формы помощи, которые предоставляются при заключении социального контракта;

– обеспечивать материальную базу, чтобы семьям с детьми был доступен общественный транспорт;

– организовывать условия для полноценного питания нуждающихся беременных и кормящих женщин, малоимущих семей с детьми;

– усилить ответственность должников за невыплату алиментов;

– развивать льготное ипотечное кредитование;

– предоставлять земельные участки многодетным семьям;

– повышать для детей доступность дошкольного образования [4].

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. в закрепляет, что целью демографической политики является постепенное повышение рождаемости в стране. Государственные органы в рамках реализации Концепции должны выполнить следующие задачи в сфере поддержки семей с детьми:

– укрепление здоровья граждан, в том числе детей и подростков;

– укрепление института семьи на основе традиционных ценностей;

– рост рождаемости за счет рождения в семьях второго и последующих детей.

Концепция предусматривает, что решение указанных задач должно происходить через реализацию ряда основных мер:

– создание условий для оказания качественной медицинской помощи с использованием высокотехнологичного оборудования беременным женщинам, матерям, а также новорожденным детям;

– повышение доступности бесплатной медицинской помощи, а также развитие репродуктивных технологий для помощи семьям, которые планируют родить ребенка;

– создание условий для профилактики заболеваний у детей и подростков, обеспечение их доступной медицинской помощью;

– предоставление детям из малообеспеченных семей бесплатного качественного питания в общеобразовательных учреждениях;

– введение дополнительных государственных мер поддержки семей с детьми, развитие системы пособий, регулярная индексация выплат;

– строительство доступного жилья для семей с детьми [5].

Задачи Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г. и Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. должны были быть включены в программы социально-экономического развития на федеральном и региональном уровне.

Также важным стратегическим документом в этой области является План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года. План предусматривает семь категорий целей, задач и мероприятий по поддержке семей: здоровье; благополучие семей, имеющих детей; всестороннее развитие, обучение, воспитание детей; инфраструктура детства; защита детей, оставшихся без попечения родителей; качество жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов; обеспечение безопасности. По каждой из перечисленных категорий в План включен перечень конкретным мероприятий, которые должны быть реализованы министерствами в установленный срок.

Например, на период с 2021 г. по 2024 г. было запланировано введение механизма предоставления лицам, имеющим детей, мер социальной поддержки на основании одного заявления. При этом реализацией данного проекта должны были заниматься Минтруд России, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. — Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Также в указанный период Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации было обязано выработать меры по предоставлению многодетным семьям земельных участков, которые обеспечены инженерной инфраструктурой [6].

Принятие подобных долгосрочных концепций и планов развития необходимо для того, чтобы обеспечить слаженную работу государственных органов в сфере реализации семейной политики. Документы стратегического планирования, содержание которых было исследовано в данной статье, предполагают установление нескольких общих целей в деятельности государства:

– демографическое планирование через разработку стратегий по регулированию рождаемости, привлечению мигрантов и прогнозирование демографических изменений в стране;

– защита прав семей с детьми в сфере экономики, образования, здравоохранения, социального обслуживания, при этом особая поддержка предоставляется именно малообеспеченным гражданам, а также родителям, которые ухаживают за детьми-инвалидами;

– повышение благосостояния семей как субъекта экономики через создание условий для экономического роста, реализации трудового потенциала граждан и развития предпринимательства;

– укрепление традиционных семейных ценностей через поддержку института семьи как основы общества, обеспечение стабильности и благополучия для граждан с детьми, укрепление социальных связей;

– регулирование семейных отношений через правовую регламентацию прав и обязанностей родителей и их детей;

– решение социальных проблем через принятие мер для снижения уровня детской безнадзорности и беспризорности, снижения количества разводов и привлечение к ответственности родителей, которые не выплачивают алименты на содержание детей.

По результатам рассмотрения основных актов стратегического планирования в сфере семейно-правовой политики необходимо выделить общие направления в деятельности государственных органов Российской Федерации по социальной защите семей с детьми:

– повышение доступности мер социальной поддержки;

– улучшение материального положения семей с детьми за счет развития системы социальных пособий и введения различных льгот, уменьшение количества малообеспеченных семей;

– укрепление, охрана, обеспечение здоровья детей через повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи и другие меры;

– улучшение жилищных условий для семей с детьми, многодетных семей и семей с детьми-инвалидами через организацию постройки доступного жилья, совершенствование системы льготного ипотечного кредитования, обеспечение граждан бесплатными участками;

– повышение качества и доступности дошкольного, школьного и дополнительного образования;

– специальная помощь малообеспеченным семьям и родителям с детьми-инвалидами за счет предоставления дополнительных льгот.

Далее необходимо проследить, как перечисленные выше задачи и направления семейно-правовой политики были реализованы на практике в сфере государственного управления Российской Федерации. Рассмотрим подробно, какими конкретно мерами социальной поддержки обеспечиваются родители с детьми на данный момент и какие из них были введены в последние годы, для этого проанализируем содержание нормативно-правовых актов в этой сфере.

Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусматривает несколько видов пособий для семей с детьми:

– пособие по беременности и родам;

– ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (выплачивается с 2023 г.);

– единовременное пособие при рождении ребенка;

– ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

– единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

– единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

– ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Для каждого из перечисленных выше видов выплат в указанном нормативном правовом акте определены категории граждан, обладающие правом на получение пособий, период выплат, размер пособия. Также в законе предусмотрено, в какие сроки государственные органы принимают решение о назначении выплат после обращения гражданина с заявлением. Кроме того, важное положение содержится в ст. 17.3, нормы которой предусматривают, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут увеличивать размер соответствующих пособий или вводить иные виды пособий, которые будут выплачиваться из бюджета субъекта Российской Федерации [7].

Федеральный закон № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» ввел вариант государственной социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты при условии рождения или усыновления первого ребенка. Такая мера поддержки предоставляется гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в пределах страны. Выплата пособия происходит женщине, родившей или усыновившей первого ребенка, отцу, а также усыновителю или опекуну. При этом ребенок, имеющий гражданство Российской Федерации, должен быть рожден в строго определенный период времени — с 1 января 2018 г. по 1 января 2023 г. Для назначения пособия важно, чтобы размер среднедушевого дохода на всех членов семьи не был выше двукратной величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, в которым они проживают. Государство осуществляет выплаты до момента достижения ребенком трехлетнего возраста [8].

В 2019 г. была введена дополнительная мера социальной защиты семей с детьми — выплата на погашение ипотеки за счет государства. Федеральный закон № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» предусмотрел основания предоставления такой поддержки матерям или отцам, которые являются гражданами Российской Федерации и заемщиками по ипотечному жилищному кредиту, при этом у них должен был родиться третий или последующий ребенок с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2023 г. Кроме того, кредитный договор должен был быть заключен до 1 июля 2024 г. строго в целях, предусмотренных законом, например, для постройки в пределах территории Российской Федерации объекта индивидуального жилищного строительства. Государственная поддержка предоставляется один раз для погашения кредита. Сумма выплаты соответствует размеру задолженности, но не превышает 450 тысяч рублей [9].

Начиная с 2020 г., был существенно расширен перечень лиц, которые имеют право получить материнский капитал. Далее рассмотрим, какие конкретно категории родителей приобрели право на получение указанной меры поддержки в последние годы. В ст. 3 Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в 2020 г. и 2022 г. были внесены изменения:

– в 2020 г. право на получение материнского капитала приобрели женщины, родившие (усыновившие) первого ребенка с 1 января 2020 г., а также мужчины — единственные усыновители первого ребенка, если усыновление было осуществлено с 1 января 2020 г.;

– в 2022 г. законодатель предоставил право на получение материнского капитала мужчинам — отцам или усыновителям первого ребенка, рожденного с 1 января 2020 г., если умерла его мать, не обладавшая гражданством Российской Федерации, а также мужчинам — отцам или усыновителям второго, третьего или последующего ребенка, рожденного с 1 января 2007 г., если умерла мать, не являющаяся гражданкой России.

На текущий момент материнский капитал можно использовать только для реализации закрытого перечня целей, который определен в законе:

– улучшение жилищных условий;

– формирование накопительной пенсии;

– получение образования ребенком или детьми;

– получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет;

– оплата товаров и услуг, которые необходимы для социальной адаптации детей-инвалидов [10].

В связи с этим в правовой науке существует проблема необходимости увеличения количества направлений использования материнского капитала. Н. Г. Левковская, О. Е. Андрющенко, В. А. Свищева провели анкетирование женщин-граждан Российской Федерации и выявили альтернативный перечень направлений использования материнского капитала, которым можно было бы дополнить нормы закона. Результаты анкетирования показали, что женщины хотели бы, чтобы им предоставили возможность потратить материнский капитал на ремонт жилого помещения, образование или лечение матери, покупку мебели или бытовой техники, автомобиля и т. д. [11, с.41–45].

Д. В. Алонцева, А. В. Акопян, С. В. Воробьев, О. А. Лаврищева также указывают на необходимость увеличения количества направлений использования материнского капитала. Исследователи считают, что законодательно следует закрепить возможность тратить материнский капитал на оплату дорогостоящего лечения детей, матери, отца, погашение задолженностей по коммунальным услугам. Также предлагается разрешить использовать материнский капитал для снижения процентной ставки по ипотечному кредитованию [12, с.27–29].

На данный момент одним из важнейших направлений в государственной семейной политике является необходимость развития и распространения традиционных семейных ценностей. Государство может прививать ценности заключения брака и рождения детей молодежи через реализацию следующих мер:

– проведение информационных и медиакампаний в СМИ, социальных сетях по повышению привлекательности образа традиционных семейных отношений, просвещение подрастающего поколения на тему значимости семьи, брака и родительства в российском обществе, а также их позитивного влияния на общую стабильность и благополучие общества;

– предоставление финансовой и социальной поддержки молодым семьям, в том числе через субсидии на покупку жилья, льготное кредитование, снижение налогового бремени, увеличение суммы детских пособий;

– создание инфраструктуры для комфортной жизни семей с детьми, развитие зон для семейного отдыха, обеспечение доступности школ и детских садов;

– внедрение на уровне высшего образования дополнительных курсов для студентов про подготовку к браку и планирование детей, в том числе на таких курсах могут обсуждаться вопросы воспитания ребенка, урегулирования семейных конфликтов и т. д.;

– сотрудничество с общественными и религиозными организациями для проведения мероприятий, лекций, посвященных традиционным семейным ценностям.

Также в рамках политики по обеспечению роста рождаемости в государстве необходимо поддерживать молодые семьи через повышение уровня благосостояния общества. Государство должно помогать молодым родителям преодолевать различные экономические и социальные барьеры на пути к созданию многодетной семьи. Например, родители должны иметь возможность комфортно распределять время, которые они тратят на выполнение рабочих и семейных обязанностей. Это можно сделать в том числе и через развитие удаленных форм занятости для матерей в декрете, а также через увеличение количества программ по обучению и профессиональной переподготовке для молодых мам. Возможность переобучиться должна предоставляться матерям на бесплатной или льготной основе. Когда женщина находится в декрете, ей нужно обеспечить условия, в которых она сможет сохранить или даже улучшить свои профессиональные навыки во время отсутствия на работе. Государственные органы должны разрабатывать и реализовывать комплексный подход в поддержке матерей с детьми, который будет сочетать финансовые, социальные и образовательные меры, способствующие успешному возвращению женщин к работе после периода ухода за ребенком.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
  2. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/.
  3. «Паспорт национального проекта «Демография» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) // СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317388/.
  4. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167897/1ae3172271088ff17d13f732abf826846524ab91/
  5. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71673/7a46cb13de731db3333fcd77a4f7887e468287e3/
  6. Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 N 122-р (ред. от 27.10.2023) «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года» // СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_375249/
  7. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 N 81-ФЗ (последняя редакция) // СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6659/ (Дата обращения: 14.04.2024).
  8. Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» от 28.12.2017 N 418-ФЗ (последняя редакция) // СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286470/ (Дата обращения: 14.04.2024).
  9. Федеральный закон «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 03.07.2019 N 157-ФЗ (последняя редакция) // СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328152/
  10. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256-ФЗ (последняя редакция) // СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64872/ (Дата обращения: 14.04.2024).
  11. Левковская Н. Г., Андрющенко О. Е., Свищева В. А. Специфика реализации семьями права на материнский капитал // Социум и власть. — 2017. — № 3 (65). — С. 41–45.
  12. Алонцева Д. В., Акопян А. В., Воробьев С. В., Лаврищева О. А. Материнский капитал как экономико-правовой инструмент социальной политики государства // Образование. Наука. Научные кадры. — 2021. — № 3. — С. 27–29.