Статья посвящена анализу проблем и перспектив развития социального обеспечения семей с детьми. Автор обращает внимание на незначительность размеров семейных пособий, что не позволяет реально поддержать семьи с детьми. Анализируются пробелы законодательного регулирования социального обеспечения многодетных семей на федеральном уровне. Отмечается дискриминационный характер действующего законодательства, регламентирующего вопросы предоставления родительского капитала.
Ключевые слова : многодетные семьи, семьи с детьми, отцовский капитал, семейные пособия, социальное обеспечение.
The article is devoted to the analysis of problems and prospects for the development of social security for families with children. The author draws attention to the insignificance of the size of family benefits, which does not allow to really support families with children. The gaps in the legislative regulation of social security for large families at the federal level are analyzed. The discriminatory nature of the current legislation regulating the provision of parental capital is noted.
Keywords : large families, families with children, paternal capital, family benefits, social security.
Институты семьи, материнства и детства всегда признавались крайне важными в России. Так, в ст. 38 Конституции Российской Федерации [4] особо подчеркивается: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». При этом значимость данных институтов существенно повысилась в связи с современными демографическими проблемами. По оценкам Росстата, начиная с 2018 года численность населения в нашей стране стабильно снижается. По итогам 2021 года было зафиксировано рекордное с 2002 года сокращение численности населения (минус 613 тыс. человек) на фоне увеличения смертности из-за коронавируса и снижения рождаемости. За 2022 год численность населения упала еще на 555 тыс. человек [5].
Одним из наиболее эффективных способов преодоления вышеупомянутых проблем выступает социальное обеспечение семей с детьми. Его основными целями являются обеспечение надлежащего уровня материального обеспечения семей, имеющих несовершеннолетних детей, а также стимулирование рождаемости.
В последнее время были приняты некоторые важные шаги по совершенствованию системы социального обеспечения семей с детьми. Тем не менее, многие проблемы в этой сфере продолжают оставаться нерешенными.
Прежде всего, стоит сказать о том, что продолжительной и острой проблемой социального обеспечения семей с детьми являются размеры семейных пособий. Анализ региональных нормативно-правовых актов, регламентирующих выплату пособий семьям с детьми, показывает, что в большинстве регионов в качестве ежемесячных пособий на ребенка выплачиваются крайне незначительные денежные суммы (200–300 руб.). К примеру, возьмем Закон Алтайского края от 15 октября 2004 года № 34-ЗС «О ежемесячном пособии на ребенка» [1]. Пособие на ребенка там установлено в размере 212,75 руб. Очевидно, что размер помощи в 212,75 руб. не способен реально поддержать семью с ребенком.
Несовершенным сегодня является и оказание помощи многодетным семьям. Во-первых, здесь следует обратить внимание на то, что в федеральном законодательстве легальная дефиниция многодетной семьи отсутствует. Соответственно, сегодня каждый регион самостоятельно определяет то, какая семья будет признана многодетной, а какая — нет. Например, в Москве многодетной признается семья, если в этой семье есть трое и более детей и младшему из них еще не исполнилось 16 лет [2]. При этом практически во всех других субъектах Российской Федерации многодетной признается семья до тех пор, пока старшему ребенку не исполнится 18 лет. То есть оказание государственной поддержки многодетным семьям в большинстве российских регионов прекращается раньше, чем в Москве. Очевидно, что в данном случае определение многодетной семьи, сформулированное в региональном законодательстве г. Москвы, в большей степени отвечает интересам многодетной семьи.
На федеральном уровне также отсутствуют нормы, которыми бы закреплялся минимальный объем гарантий социального обеспечения российских многодетных семей. Как и в случае с дефиницией многодетной семьи, это приводит приводит к тому, что качество социального обеспечения многодетных семей напрямую зависит от сложившегося законодательного подхода в том или ином субъекте Российской Федерации. Нам такое положение вещей в социальном государстве видится неправильным.
Одной из важнейших мер социальной поддержки семей с детьми в настоящее время является материнский капитал. При этом законодательное регулирование данной меры социальной поддержки также нельзя признать совершенным. Так, действующее отечественное законодательство не содержит понятия «отцовский капитал» и не предполагает возможности получения этой денежной помощи отцами. Полагаем, что данную ситуацию, безусловно, можно рассматривать как дискриминацию отцов. При этом, как справедливо подчеркивают отдельные авторы [3, с. 8], дискриминация родителей при оказании социальной помощи в первую очередь нарушает интересы детей.
Отметим, что в ноябре 2023 года Общественная палата Российской Федерации предложила ввести в законодательство отцовский капитал [6]. В частности, предлагается предоставлять в дополнение к материнскому капиталу отцовский капитал при условии рождения или усыновления в одной семье третьего и последующих детей. На наш взгляд, это очень важное законодательное предложение, и остается надеяться, что оно будет поддержано Правительством Российской Федерации.
Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что действующее законодательное регулирование семей с детьми имеет ряд серьезных недостатков. По нашему мнению, в целях их устранения необходимо: 1) повышать размеры семейных пособий в региональном законодательстве; 2) на федеральном уровне закрепить законодательное определение «многодетная семья», а также создать обязательную для всех регионов модель регулирования вопросов социального обеспечения многодетных семей; 3) предусмотреть в законодательстве возможность получения отцовского капитала.
Литература:
- Закон Алтайского края от 15.10.2004 г. № 34-ЗС (в ред. от 01.11.2021) «О ежемесячном пособии на ребенка». URL: https://docs.cntd.ru/document/802017991 (дата обращения: 20.11.2023).
- Закон г. Москвы от 23.11.2005 г. № 60 (в ред. от 07.06.2023) «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2005. 14 дек.
- Караманукян Д. Т. Законодательные предпосылки гендерной дискриминации в Российской Федерации // Вестник Омской юридической академии. 2019. № 1. С. 6–12.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Население России за год сократилось на 555 тыс. человек. URL: https://www.rbc.ru/economics/01/02/2023/63da428b9a7947e741363c53 (дата обращения: 20.11.2023).
- «Отцовский» капитал за третьего ребенка предложили выплачивать в России. URL: https://blog.domclick.ru/novosti/post/otcovskij-kapital-za-tretego-rebenka-predlozhili-vyplachivat-v-rossii (дата обращения: 20.11.2023).