Постановка проблемы. Российская Федерации уже давно столкнулась с существенными демографическими проблемами. Сокращение рождаемости и, как следствие, общей численности населения нашей страны ставит под угрозу не только дальнейшую способность пенсионной системы выплачивать пенсии жителям, которые вышли из трудоспособного возраста, а также развитие экономики, но и существование страны в целом. В связи с этим, в нашей стране реализуется государственная поддержка многодетных семей. Ее правовую основу составляет комплекс нормативно-правовых актов, закрепляющих установленные социальные обязательств государства. Законодательством определены цели, задачи, принципы, направления, программы, порядок и условия осуществления конкретных мер поддержки многодетных семей.
Изложение основного материала. В России, особенно начиная с принятия в 1993 году Конституции Российской Федерации [2], начали ставиться и решаться правовые вопросы защиты многодетных семей посредством разработки и принятия нормативно-правовых актов по данной проблеме. В России имеют место и бедность, и отсутствие социальной защищенности, соответственно, они по-прежнему остаются главными задачами социально-экономической политики. Улучшение качества жизни населения и увеличение продолжительности жизни человека, увеличение демографии и рождаемости постоянно на пике актуальных вопросов государственного уровня. С принятием Конституции Российской Федерации идет активный процесс модернизации системы государственной поддержки населения, направленный на обеспечение социальной стабильности в обществе, поддержки многодетных семей, совершенствование института семьи, повышение качества жизни российских граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, сокращение бедности, оказание адресной социальной помощи, стабилизацию численности населения, а также на коренное улучшение демографической ситуации.
Согласно статье 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства. Следует сказать, что при работе над ней разработчиками момент социального государства и его содержание не обсуждались отдельно, в связи с чем содержание статьи 7 Конституции Российской Федерации составляют уже исторические устоявшиеся идеи относительно социальной поддержки граждан со стороны государства, которые направлены на повышение качества жизни граждан и свободного их развития. Президентом РФ при внесении поправок в Конституцию в 2020 году были высказаны пожелания, касающиеся увеличения размера материнского капитала и изменения порядка расчетов, представления бесплатного горячего питания школьникам, и эти меры были частично реализованы в ходе подготовки конституционных поправок.
Кроме того, реализован ряд социальных инициатив, направленных на всестороннюю поддержку населения, например, по оказанию помощи малообеспеченным семьям, особенно семьям, находящимся в трудном финансовом положении.
Также следует упомянуть положения статьи 75.1 Конституции, свидетельствующие о намерении государства усилить социальную защиту и наполнить ее реальным содержанием. Данная статья устанавливает обязательства государства по созданию условия для устойчивого развития и повышения благосостояния граждан, обеспечению нового уровня взаимоотношений между государством и обществом на основе взаимного доверия, экономической, политической и социальной солидарности.
В статье 38 Конституции РФ провозглашено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Семья, материнство и детство являются не только частным делом участников семейных отношений, но и имеют большую социальную значимость.
Приведенные выше конституционные положения основываются Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. [1], в которой закреплено положение о том, что «материнство и детство имеют право на особую помощь». Достоинство человека является не только фундаментальным правом само по себе, но и составляет основу всех других фундаментальных прав.
Обеспечение базовых потребностей многодетных семей выполняется путём распределения финансовых дотаций и предоставления товаров первой необходимости. Подобные меры, нацеленные на улучшение жизни тех, кто зарабатывает меньше установленного минимума из-за факторов, от них независящих, регламентированы законодательством. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ [3] предусматривает введение адресной поддержки граждан, соответствующим образом определяя категории предполагаемых лиц, общие рамки и временные границы подобного содействия. Для структурированной реализации социальной опеки утверждается процедура её предоставления, предполагая разработку критериев отбора, а также расчёт объемов и периодичности помощи.
Региональные органы власти задействованы во внедрении указанных положений, которые могут охватывать как финансовую, так и материальную поддержку. Внедрение подобной системы имеет целью не просто распределение благ, но и нацелено на корректировку дисбаланса благосостояния среди населения.
Действия, нацеленные на преодоление социально-экономического неравенства, приводят к структурированному оказанию помощи. Меры государственной поддержки включают критерии отбора, подразумевающие объективное определение тех, кто стоит на грани минимального уровня благосостояния из-за обстоятельств, за пределами их жизненного контроля. Установлены параметры, которые оговаривают размеры и частоту предоставляемой помощи.
Система социальной поддержки направлена на более чем одноразовое распределение ресурсов; её предназначение — корректировка дефицита благосостояния и вовлечение недостаточно представленных слоёв населения в экономический быт нации. Адресная помощь, протоколируемая и регулируемая законами, играет принципиальную роль в повышении качества жизни и стабилизации социального положения многодетных семей.
В настоящее время концепция государственной поддержки многодетных семей широко применяется в законодательных документах, регулирующих работу социальных служб в различных регионах государства. Она рассматривается как важный инструмент для обеспечения эффективной социальной защиты данной группы населения. Цель указанной концепции заключается в обеспечении социальной справедливости и равенства возможностей для всех граждан в обществе.
Каждый человек в обществе имеет право на жизнь, свободу, безопасность, получение образования и достойные условия жизни. К сожалению, в нашем обществе жизнь не всегда бывает справедливой и различные группы населения сталкиваются с различными видами социальной и экономической дискриминации. Государственная поддержка многодетных семей, таким образом, направлена на корректирование этих дисбалансов и обеспечение возможности каждого человека осуществлять свои права на полноценную жизнь.
В целом, концепция государственной поддержки многодетных семей является неотъемлемой частью социальной защиты в нашем обществе и позволяет обеспечивать равные возможности для всех граждан. Многие государства уже реализуют данную концепцию и добиваются значительных успехов в области социальной защиты населения.
При создании национальной правовой базы государственной поддержки многодетных семей учитываются основные положения международных стандартов в области прав человека, которые закреплены в международных правовых документах.
Отмечается качественное обновление системы государственной поддержки многодетных семей с принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ [4]. В рамках принятого правового акта были установлены некоторые норматив инновационной формы поддержки — срочные социальные услуги, что предоставляются без заключения договора между получателем и поставщиком услуг, для оказания требуемой, неотложной помощи всем тем, кто в ней нуждается.
Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [5] закрепляет единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющим детей, а также устанавливает правила назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Спектр мер социальной поддержки населения достаточно развит в настоящее время, но для того, чтобы воспользоваться необходимо владеть нужной информацией, о правовых аспектах, порядке и размере выплат, какие документы необходимы для правомерного назначения льгот, компенсаций или субсидий.
21 ноября 2022 года Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 21.11.2022 № 455-ФЗ [6] было введено единое пособие на детей для семей с доходом менее одного регионального прожиточного минимума на человека, заменившее несколько ежемесячных выплат.
Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка определен Постановлением Правительства РФ «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка» [9].
Один из ключевых нормативных правовых документов — Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [7]. В нём определены права лиц такие, как: дополнительная поддержка, размер материнского капитала, порядок рассмотрения заявлений о распоряжении сертификата, способы распоряжения сертификатом.
С 2007 года в связи с вступлением в силу Закона о государственной поддержке семей с детьми, существует такой вид социальной поддержки как материнский (семейный) капитал. Его особенностью в момент вступления в юридическую силу являлась выдача средств капитала на двух детей и более, также данный закон был ограничен во времени — с 2007 по 2018 год. В декабре 2017 года государственная программа материнского капитала была продлена до 31 декабря 2021 года, а в 2020 году было принято решение о ее продлении до 31 декабря 2026 года.
25 декабря 2023 года был принят Федеральный закон от 25.12.2023 № 634-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [8], которым были изменены правила и условия предоставления материнского капитала в части права на материнский капитал, — с 2024 года материнский капитал будет выплачиваться только лицам, имеющим гражданство РФ на момент появления ребенка (независимо от их места жительства), и только в том случае, если ребенок является гражданином РФ по рождению.
Изменения не коснулись граждан РФ, не имевших гражданства Российской Федерации и постоянно проживавших на территориях ДНР и ЛНР, Запорожской и Херсонской областей на день рождения (усыновления) ребенка (детей).
Гибкие стратегии и программы, обеспечивающие укрепление и поддержку многодетных семей, помогают уменьшить трудности, возникающие в результате демографических сдвигов. Инвестиции, ориентированные на интересы семьи, стратегии и программы, ведут к финансовому благополучию семей с детьми.
Нормативно-правовое регулирование государственной поддержки многодетных семей осуществляется и на уровне субъектов Российской Федерации. Например, Областной закон Ростовской области «О региональном материнском капитале» [10] устанавливает дополнительную меру социальной поддержки семей, имеющих детей и проживающих на территории Ростовской области, в виде предоставления регионального материнского капитала.
Областным законом Ростовской области «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» [11] ст. 8.2 установлено для семей с детьми (более трех и более), проживающих на территории Ростовской области более 5 лет, право на однократное бесплатное приобретение в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или создания крестьянского (фермерского) хозяйства.
Таим образом, многодетные семьи в России могут получить земельный участок в том регионе, где они проживают. Но условия получения всегда разные. Например, в Московской области получить его может только семья, у которой еще нет в собственности земельного участка. В Ростовской области земельный участок могут получить только малообеспеченные семьи.
В зависимости от юридической силы законодательство в сфере социальной защиты разделяется на законодательные и подзаконные акты. Это закономерное явление, которое не только не обошло стороной социальную защиту, но, наоборот, активно присутствует в данной сфере правоотношений. Соотношение обеих групп точно такое же, как и в других сферах правового регулирования. Первое место занимают федеральные законы, так как они соответствуют большей юридической значимости и по определению основных параметров (предмета, вопросов, принципов) регулирующего воздействия. В подзаконных актах фиксируются процедуры, порядки и последовательность действий. В области социальной защиты действует большое разнообразие подзаконных актов, среди которых есть указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и т. д.
Социальная защита семей с детьми является важным объектом нормативно-правового регулирования. Его активное развитие связано с необходимостью адаптации законодательства к постоянно меняющимся социальным отношениям, а также улучшению имеющихся норм. В результате частые изменения, дополнения и создание новых правил стали неизбежным процессом в этой области правовой деятельности.
Целью законодательных изменений и дополнений является создание более эффективного и справедливого механизма социальной защиты семей с детьми. В настоящее время в области социальной защиты семей с детьми происходят изменения, создаются новые нормы и дополняются уже имеющиеся. В этом контексте необходимо продолжать совершенствование законодательства и развивать социальную защиту семей с детьми, который бы мог обеспечить достойный уровень их жизни. Кроме того, важно обеспечить эффективное применение законов и надзор за их исполнением. Это также может способствовать укреплению правовой определенности и защите прав и интересов граждан в соответствующих сферах.
Таким образом, социальная защита семей с детьми — система предусмотренных государственных мер экономического, правового, организационного характера, направленных на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.
Выводы. В Российской Федерации в целях государственной поддержки многодетных семей создана нормативно-правовая основа, поддерживаемая в актуальном состоянии, разработаны и реализуются концепции и программы федерального и регионального уровней. Конституция Российской Федерации занимает вершину в иерархии нормативно-правового регулирования государственной поддержки многодетных семей, регулирует социальные отношения с конституционно-правовой точки зрения и устанавливает основные параметры конституционной модели социального государства. Во главе с конституционными нормами инструментами правового регулирования относится ряд законодательных и подзаконных актов федерального и регионального уровней, образующих в совокупности российское законодательство государственной поддержки многодетных семей.
Литература:
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 10.12.1998.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования от 01.07.2020 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 04.08.2014. — № 31. — Ст. 4398.
- Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 29.10.2024) // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 29. — Ст. 3699.
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ред. от 26.12.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 30.12.2013. — № 52 (часть I). — Ст. 7007.
- Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 23.07.2025) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 21. — Ст. 1929.
- Федеральный закон от 21.11.2022 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. — 28.11.2022. — № 48. — Ст. 8322.
- Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (ред. от 31.07.2025) // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 1(часть I). — Ст. 19.
- Федеральный закон от 25.12.2023 № 634-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ. — 01.01.2024. — № 1(часть I). — Ст. 15.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2022 № 2330 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 19.10.2025).
- Областной закон Ростовской области от 18.11.2011 № 727-ЗС «О региональном материнском капитале» (ред. от 20.05.2025) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 19.10.2025).
- Областной закон Ростовской области от 22.07.2003 № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» (ред. от 10.06.2025) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ дата обращения: 19.10.2025).

