Теоретико-правовые основы инвестиционных программ развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 14.06.2021

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Хурцаев, М. А. Теоретико-правовые основы инвестиционных программ развития / М. А. Хурцаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 349-351. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82422/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время в России получили распространение проекты, направленные на достижение количественных и качественных показателей в определенных сферах жизни общества и государства, так называемые инвестиционные программы развития.

Инвестиционную программу развития можно определить как перечень объектов инвестиций, их основных характеристик, а также объемов финансирования, то есть как совокупность инвестиционных проектов, составляемых на определённый период времени на основе нормативных актов.

В научной литературе рассматриваемое понятие определяется как совокупность унифицированных данных о системе инвестиционных проектов или предложений с определенной инвестиционной направленностью. [1, 39]

В настоящее время в Российской Федерации действует два основных нормативно-правовых акта, регламентирующих инвестиционную деятельность, Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее — закон «Об инвестиционной деятельности в РФ»), а также применяемых в части не противоречащей ему Закон РСФСР от 26.06.1991 N 1488–1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», а также принятые на их основе и во исполнении содержащихся в них положений подзаконные нормативные акты Правительства РФ.

Закон устанавливает, что правовое регулирование инвестиционной деятельности осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне.

Формами прямого участия государства в инвестиционной деятельности являются:

1) разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов;

2) ежегодного формирования федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и плановый период.

Порядок разработки, принятия, утверждения и финансирования федеральных адресных инвестиционных программ определяется Правительством РФ.

Уполномоченным органом на формирование адресных инвестиционных программ является Министерство экономического развития (департамент государственных целевых программ и капитальных вложений). [2]

Указанная программа является документом, предусматривающим распределение денежных средств на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества) [3].

В соответствии с правилами разработки инвестиционных программ, можно выделить следующие стадии данного процесса:

  1. формулировка целей и задач инвестиционной программы;
  2. оценка инвестиционный возможностей. [4]
  3. экономическое обоснование необходимости принятие программы;
  4. оценка гипотетических рисков и возможностей реализации программы;

Президентом России 07 мая 2018 года был подписан Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», [5] которым были обозначены цели, достижение которых необходимо обеспечить путем реализации национальных проектов по основным направлениям.

В настоящее время в России действует федеральная адресная инвестиционная программа на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (ФАИП) (с изменениями от 01.06.2021 года). [6]

Данная программа содержит подробный перечень планируемых мероприятий, сроки их выполнения, а также необходимый объем финансирования.

Указанная программа включает в себя:

  1. инвестиционные проекты 10 национальных проектов, таких как:

а. демография;

б. здравоохранение;

в. образование;

г. жилье и городская среда;

д. экология;

е. безопасные и качественные автомобильные дороги;

ж. производительность труда и поддержка занятости;

з. наука;

и. цифровая экономика;

к. культура;

л. малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы;

  1. 32 государственные программы Российской Федерации, реализуемые на территории всех субъектов Российской Федерации, по 5 направлениям:

а. новое качество жизни;

б. инновационное развитие и модернизация экономики;

в. обеспечение национальной безопасности;

г. сбалансированное региональное развитие;

д. эффективное государство;

  1. 1 000 адресных объектов капитального строительства;
  2. 100 мероприятий (которые подлежат дальнейшей пообъектной детализации);

Объем средств, предусмотренных данной программой, составляет:

– на 2020 год — 837,5 млрд. рублей;

– на 2021 год — 877,8 млрд. рублей;

– на 2022 год — 866,2 млрд. рублей;

Кроме того, рассматриваемый вопрос нашел свое отражение и в отраслевом законодательстве, так ст. 40 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регулирует порядок и условия разработки и утверждения инвестиционных программ в сфере водоснабжения и водоотведения. [7]

При разработке и принятие программ в указанной сфере должны быть учтены:

  1. техническое состояние систем водоснабжения и водоотведения;
  2. плановые значения надежности, качества, энергетической эффективности;
  3. схемы существующих сетей;
  4. и другие.

Отдельно следует отметить, в соответствии со ст. 11 закона «О промышленной политике» для целей оказания финансовой поддержки предприятиям из сферы промышленности могут создаваться специальные фонды, федерального и регионального уровня. [8]

В настоящее время в России активно действует Фонд развития промышленности, подведомственный Министерству промышленности и торговли [9], предоставляющий заемные денежные средства на развитие и модернизацию предприятий в таких сферах как:

– высокие технологии;

– импортозамещение;

– станкостроение;

– цифровизация промышленности и другие.

Суммы предоставляемых займов варьируются от 5 млн. до 2 млрд. рублей, на срок до 7 лет.

С января 2021 года, размер базовой процентной ставки был снижен с 5 % до 3 % годовых, которая в свою очередь может быть снижена до 1 % при условии предоставления обеспечения в виде банковской или независимой гарантии, выдаваемой государственной корпорацией ВЭБ.РФ, АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» либо одной из аккредитованных региональных гарантийных организаций. [10]

Указанные денежные средства предоставляются за счет субсидий из федерального бюджета. [11]

В подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации активно функционируют региональные фонды, со всеми из которых (за исключением г. Москвы, Тамбовской области, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Хакасия) федеральным фондом подписаны соглашения о возможности совместного финансирования проектов, что позволяет привлекать денежные средства на развитие региональной промышленности, при этом 70 % средств выдается федеральным фондом, а 30 % региональным.

Наиболее активно действующими региональными фондами по итогам 2019 оказались фонды Пермского края, Московской области, Свердловской и Липецкой областей.

Как следует из отчета о деятельности Фонда за 2019 год [12], количество профинансированных проектов по сравнению с 2018 годом выросло в количественном выражении на 35 %, до 189 проектом и на 25 % в денежном выражении, до 34,5 млрд. рублей.

При этом 50 % компаний, получивших поддержку, входят в список субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанное выше позволяет говорить о существовании в России комплексных инвестиционных программ развития по всем основным сферам жизни общества и государства, в том числе в таких важных социальных сферах как медицина и образование, что позволило увеличить среднюю продолжительность жизни до 73,34 лет ожидать ее дальнейшего роста до 75,45 лет в 2024 году. [13]

Наблюдается рост валового внутреннего продукта России, а также объемов промышленного производства за период с 2014 по 2020 год. [14]

Таким образом, принимаемые и реализуемые в настоящее время федеральные и региональные инвестиционные программы развития показывают свою эффективность и способствуют росту экономических показателей России, а также росту социально важных показателей, таких как продолжительность жизни, уровень медицины и образования.

Литература:

1. Правовое регулирование деятельности институциональных инвесторов: автореферат дис.... кандидата юридических наук: 12.00.03 / Черепанов Никита Сергеевич; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова]. — Москва, 2009. — 39 с.

2. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 437 (ред. от 13.05.2021) «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс». Дата обращения 05.06.2021.

3. Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 N 716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 38 ст. 4834.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. № 590 «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения» // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 34 ст. 3916.

5. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 мая 2018 г. N 20 ст. 2817.

6. Письмо Министерства экономического развития РФ от 17 февраля 2021 г. N 4606-СН/Д17и «О федеральной адресной инвестиционной программе» // СПС «Консультант Плюс». Дата обращения 05.06.2021 года.

7. Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2011 г. N 50 ст. 7358.

8. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 N 488-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 января 2015 г. N 1 (часть I) ст. 41.

9. Распоряжение Председателя Правительства РФ от 28 августа 2014 г. № 1651 // Собрание законодательства Российской Федерации от 08 сентября 2014 г. N 36 ст. 4879.

10. https://frprf.ru/#constructor. Дата обращения 12.06.2021 года.

11. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. N 1388 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий федеральному государственному автономному учреждению «Российский фонд технологического развития» в целях стимулирования деятельности в сфере промышленности» // Собрании законодательства Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 51 ст. 7467.

12. Отчет Фонда Развития Промышленности по итогам деятельности за 2019 год // https://frprf.ru/download/godovoy-otchyet-fonda-za-2019-god. Дата обращения 12.06.2021.

13. По данным Росстата за 2019 год // https://rosinfostat.ru/prodolzhitelnost-zhizni/#i-3. Дата обращения 12.06.2021 года.

14. По данным Росстата за 2014–2020 год // https://rosstat.gov.ru/accounts?print=1. Дата обращения 12.06.2021 года.

Основные термины (генерируются автоматически): инвестиционная деятельность, Российская Федерация, Россия, инвестиционная программа развития, программа, проект, капитальное строительство, плановый период, региональный уровень, федеральная адресная инвестиционная программа.


Похожие статьи

Теоретико-методологические основы антикризисного управления развитием предприятий сферы услуг

Теоретико-правовые аспекты реализации демографической функции государства

Теоретико-правовые основы деятельности таможенных органов при осуществлении правовых функций

Методологические основы анализа финансового состояния предприятий

Методологические основы фискального риска

Методологические основы целеполагания в системе индикативного управления развитием организации

Теоретико-правовые аспекты уголовной ответственности юридических лиц за коррупционные преступления

Теоретико-методологические подходы в развитии непрерывного образования в современных условиях

Экономико-управленческие аспекты формирования фондов целевого капитала в региональных системах

Конституционно-правовые основы регулирования экономических отношений местного самоуправления

Похожие статьи

Теоретико-методологические основы антикризисного управления развитием предприятий сферы услуг

Теоретико-правовые аспекты реализации демографической функции государства

Теоретико-правовые основы деятельности таможенных органов при осуществлении правовых функций

Методологические основы анализа финансового состояния предприятий

Методологические основы фискального риска

Методологические основы целеполагания в системе индикативного управления развитием организации

Теоретико-правовые аспекты уголовной ответственности юридических лиц за коррупционные преступления

Теоретико-методологические подходы в развитии непрерывного образования в современных условиях

Экономико-управленческие аспекты формирования фондов целевого капитала в региональных системах

Конституционно-правовые основы регулирования экономических отношений местного самоуправления

Задать вопрос