Методологические основы фискального риска
Автор: Велиев Заур Тейюб оглы
Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит
Опубликовано в
II международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, февраль 2013)
Статья просмотрена: 2073 раза
Библиографическое описание:
Велиев, З. Т. Методологические основы фискального риска / З. Т. Велиев. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 32-33. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/75/3197/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматриваются формы и особенности фискального риска, а также изучаются ее теоретико-методологические основы.
Что такое фискальный риск? Наиболее полно отражает суть бюджетного риска следующее определение: бюджетный риск — это разновидность финансового риска, имеющего субъективно-объективную природу, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора альтернативного, управленческого решения в условиях бюджетного процесса, уникального для каждой институциональной единицы, который воспринимается как колебания распределения всех исходов по отношению к запланированным бюджетным показателям, под воздействием рискообразующих факторов [3].
А. Д. Шуваева, С. С. Тихонова для исследования бюджетного риска предлагают рассмотреть понятие финансового риска, под которым принято сегодня понимать риск, возникающий при движении потоков денежных средств и связанный с каким-либо активом; вероятность отклонения от запланированного результата, возможность получения не только убытков, но и дополнительной прибыли в результате осуществления какой-либо финансовой деятельности. В систему финансового риска включают множество видов рисков, связанных с ведением финансовой деятельности: кредитный, банковский, бюджетный, страховой, риск ликвидности, налоговый, инфляционный и т. д. [2].
Самым популярным для классификации фискальных рисков является матрица финансовых рисков, разработанная Ханной Полячковой-Брикси, подготовленная для некоторых стран, включая страны Южной Африки, Венгрию и Болгарию для идентификации рисков, а также корректировки политического курса. В некоторых случаях заполнение матрицы привело к пониманию некоторых значительных рисков, которые ранее не были известны [8]. В данном случае речь идет о фискальном риске, связанным с государственным долгом.
Ниже приведенная таблица показывает, что непредвиденный долг может быть как явным (признанным законом или договорами), так и скрытым, т. е. базирующимся на представлениях о роли и функциях правительства.
Оценка и обеспечение информацией о непредвиденных обязательствах и финансовых рисках могут играть важную роль в выработке политического курса, повышении осведомленности участников рынка и общественности.
Эта деятельность также может способствовать снижению расходов, связанных с этими рисками, или полному их предотвращению и лучшему пониманию долгосрочного финансового положения страны в целом.
Таблица 1
Классификация государственных долговых обязательств
Долги |
Прямые — требования, базирующиеся на текущих событиях или продолжении текущей политики |
Непредвиденные (условные) — требования, зависящие от будущих событий |
Явный — правительственные обязательства, признанные согласно закону или договору |
— иностранные и внутренние суверенные заимствования; — обязательства по выплатам служащим |
— гарантии по не суверенным заимствованиям; — страховые программы (по банковским депозитам, в связи с наводнениями, военными рисками и т. д.) |
Скрытый — ожидания возможных расходов, проистекающих от потенциальных «моральных» или «социальных» требований, основанных на текущей политике и/или общественном восприятии о роли правительства |
— будущая текущая стоимость проектов государственных капиталовложений; — будущие государственные пенсии (в противоположность пенсиям по государственной службе), если они не требуются законом; — будущие расходы по здравоохранению, если они не требуются законом |
— дефолт субнационального правительства или общественного или частного юридического лица по негарантированному долгу; — расчистка долгов приватизированных отраслей промышленности; — банкротство банков (за исключением расходов, обеспеченных страховой программой); — инвестиционные потери негарантированных средств пенсионного фонда, фонда занятости, фонда социального страхования; — дефолт центрального банка по его обязательствам (валютные контракты, стабильность платежного баланса и т. д.) |
Итак, фискальный риск — это форма финансового риска, в большинстве случаев используемого правительством во время оценки бюджетной политики. Однако фискальный риск в некоторых случаях воспринимается как концепция, связанная с долговой устойчивостью.
Но, как было выше сказано, фискальный риск связан с управленческим решением в условиях бюджетного процесса. Это значит, что фискальный риск не может ограничиваться только лишь долговыми рисками. Долговой риск одна из форм бюджетного риска.
Литература:
«Фискальная политика и управление нефтяными доходами», Нина Будина и Артур Радзвилл, 2001, Всемирный Банк;
Бюджетный риск: сущность и проблемы, А. Д. Шуваева, С. С. Тихонова;
Бюджетный риск в условиях финансового кризиса в российской экономике, C. Г. Аюпова, 2011;
Contingent Government Liabilities A Hidden Fiscal Risk, Hanna Polackova, 1999;
Disclosing Fiscal Risks in the Post-Crisis World, Greetje Everaert, Manal Fouad, Edouard Martin, and Ricardo Velloso, 2009, IMF;
Fiscal management, edit by Anwar Shah, 2005;
Fiscal risk index, 2005.
www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/2008/ACH200802161112/ACH200802161112_p_005.htm