В статье автор указывает на причины совершения коррупционных преступлений в органах Федеральной службы исполнения наказаний. Предлагаются пути снижения числа коррупционных преступлений среди сотрудников ФСИН.
Ключевые слова: Федеральная служба исполнения наказания, коррупционные преступления, Управление собственной безопасности Федеральной службы исполнения наказания
В настоящее время термин «коррупция» стал синонимом осуществления правоохранительной деятельности, и действия сотрудников Федеральной службы исполнения наказания (далее — ФСИН) не являются исключением.
Стоит отметить, что имидж уголовно-исполнительной системы никогда не был высок, что в первую очередь связано с высокой коррумпированностью сотрудников. Так, «в 2018 году в суд были направлены уголовные дела о коррупционных преступлениях в отношении 206 сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний. По итогам 2019 года 181 сотрудник обвинялся по статьям 201, 204, 285, 286, 290 и 291 Уголовного кодекса Российской Федерации. Данный показатель занимает вторую строчку в так называемом антирейтинге коррупционных правонарушений правоохранительных органов, в котором первое место принадлежит Министерству внутренних дел с показателем в 752 сотрудника» [1].
В 2020 году в отношении сотрудников ФСИН было возбуждено 99 уголовных дел в отношении 56 сотрудников, 170 сотрудников уволены из рядов уголовно-исполнительной системы за коррупционные преступления [2].
Кроме того, стоит отметить, что средний размер «взятки» составляет порядка 100 тыс. рублей. Сумма имеет свойство варьироваться, в зависимости от срока, отбывания осуждённым наказания, либо от загруженности колонии или СИЗО. Также имеет место взимание платы за пользование электронными средствами или иными запрещенными предметами. В этой связи можно сказать, что, если заключенный имеет достаточные финансовые возможности, он может устроить условия местонахождения в колонии, сопоставимыми с гостиничными.
В этой связи возникает вопрос: какова природа коррупционных преступлений во ФСИН?
В первую очередь это связано с низкими заработными платами у сотрудников. Например, старший оперуполномоченный по особо важным делам получает заработную плату в размере 20 068 рублей [3]. Стоит отметить, что с учетом стремительного роста цен, инфляции, указанной суммы будет недостаточно для обеспечения достойного уровня жизни сотрудника, что в первую очередь будет способствовать совершению преступления коррупционной направленности.
Вторым критерием выступает то, что среди сотрудников распространена низкая правовая культура, правовой нигилизм, пренебрежение и циничное отношение к запретительным нормам антикоррупционного поведения.
Третьим критерием является то, что выявлением, пресечением коррупционных преступлений во ФСИН занимается Управление собственной безопасности ФСИН России. Данное подразделение создано специально для борьбы с коррупцией в рядах уголовно-исполнительной системы. То есть система по своей сути является закрытой, для проведения проверок иными (сторонними) органами необходимо согласование с руководством. За время, выделенное на согласование проверки, доказательства, свидетельствующие о коррупционных преступлениях, могут быть сокрыты или полностью уничтожены. Так, «32 % прокурорских работников, оценивших эффективность противодействия коррупции в сфере исполнения уголовных наказаний как низкую, указали, что это связано в первую очередь с «закрытостью» системы» [4, С.89].
Действительно, чаще всего для проведения прокурорской проверки необходимо либо обращение гражданина, свидетельствующее о коррупционной направленности в деятельности органов ФСИН, либо поручение вышестоящей прокуратуры, кроме того, уведомление о предстоящей проверки делается за 6–7 рабочих дней, что ставит ФСИН в максимально выгодные условия.
Также по мнению Красникова Е. В. причинами высокой коррупционной составляющей в органах ФСИН выступает «неудовлетворительное состояние информационного обеспечения процесса исполнения наказаний, предупредительной (профилактической) деятельности, учета результатов деятельности персонала структурных подразделений» [5].
Иные причины чаще всего связаны с личностью сотрудника ФСИН, например злоупотребление спиртными напитками, низкая мотивация, отсутствие желания совершенствоваться, осуществлять трудовую деятельность и др.
В этой связи видится, что необходимо применять следующие мероприятия по противодействию коррупции в системе ФСИН:
- Со стороны государства необходимо создание условий, обеспечивающих достойный уровень жизни сотрудникам ФСИН;
- Проведение культурных мероприятий, направленных на поднятие общей правовой грамотности сотрудников ФСИН, создание дополнительных условий для повышения квалификации, а также работа внутри коллективов;
- Сужение полномочий Управления собственной безопасности ФСИН и разработка подробных совместным алгоритмов с надзорным органом — прокуратурой Российской Федерации для проведения всесторонней и комплексной проверки на предмет выявления коррупционных преступлений;
- Поднятие имиджа ФСИН среди населения, в том числе среди студентов обучающихся по направлению «Юриспруденция».
Все перечисленные мероприятия необходимы для противодействия коррупционным преступлениям в органах ФСИН.
Литература:
- В СК России проанализирована практика расследования коррупционных преступлений РФ — Текст: электронный // URL.: http://sledcom.ru/news/item/1417917/?pdf=1(дата обращения 08.05.2022)
- Официальный интернет-источник ТАСС — Текст: электронный // URL: https://tass.ru/obschestvo/10121205?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения 07.05.2022)
- Постановление правительства от 13 ноября 2019 года № 1440 «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 18 ноября 2019 г. — № 46. — ст. 6505 — Текст: непосредственный
4. Гринько С. Д. Проблемы противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе / С. Д. Гринько // Закон и право. –2020. –№ 7. –С. 88–91. — Текст: непосредственный
- Красникова Е. В. Причины коррупционных преступлений сотрудников уголовно-исполнительной системы в сфере исполнения наказаний, связанных с лишением свободы / Е. В. Красникова // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. М., –2015. –С. 206–213. — Текст: непосредственный