Совершенствование деятельности оперативных подразделений таможенных органов России по противодействию коррупционным преступлениям: реалии и перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 14.06.2019

Статья просмотрена: 861 раз

Библиографическое описание:

Федоренко, Д. Н. Совершенствование деятельности оперативных подразделений таможенных органов России по противодействию коррупционным преступлениям: реалии и перспективы / Д. Н. Федоренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 283-287. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60534/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье проанализирована система мер по противодействию коррупции в таможенных органах России и предложены основные направления совершенствования системы оперативно-розыскных мер по противодействию коррупции в таможенных органах России.

Ключевые слова: подразделения по противодействию коррупции таможенных органов России, оперативно-розыскная деятельность, коррупция, меры.

Коррупция — социальное явление, поразившее все страны мира в той или иной степени. Как показали последние события, обвинения в коррупции могут являться поводом для введения международных санкций в отношении целых отраслей экономики конкретных стран.

В последнее время вопросу искоренения коррупции во всех сферах общественных отношений в России уделяется значительное внимание, никакие должности не дают иммунитет от преследования за факты коррупции. Есть определенные успехи, в том числе и в таможенной сфере. Так 28 мая 2019 г., Басманный суд г. Москвы арестовал экс-замначальника Дальневосточного таможенного управления, бывшего начальника Дальневосточной оперативной таможни Павла Фомина по подозрению в коррупции.

Но это не значит, что коррупция в нашей стране побеждена и это признают руководители государства. В своем ежегодном Послании к Федеральному Собранию России, которое состоялось 20 февраля 2019 г., Президент России В. В. Путин отметил, что «нужно избавляться от всего, что ограничивает свободу и инициативу предпринимательства. Добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьёй, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания». [1]. Зачастую в конкурентной борьбе привлекаются коррумпированные сотрудники правоохранительных органов с обеих сторон.

Федеральная таможенная служба России (далее — ФТС России) является одним из основных источником пополнения консолидированного бюджета государства. За пять месяцев 2019 г. сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 2 277,76 млрд рублей, что на 6,4 % больше, чем за аналогичный период 2018 г. [2]. Поэтому факты коррупционных проявлений наносят прямой экономический ущерб бюджету нашей страны.

Противодействие коррупционным преступлениям в таможенных органах России (далее — таможенных органах), как и частично в таможенной сфере, осуществляют подразделения по противодействию коррупции.

За 1-й квартал 2019 год по материалам подразделений по противодействию коррупции возбуждено 131 уголовное дело. Из них по преступлениям коррупционной направленности возбуждено 113 уголовных дел (87 — в отношении 15 должностных лиц таможенных органов и 26 — в отношении 25 взяткодателей). По иным совершенным должностными лицами таможенных органов преступлениям против интересов государственной службы, не носящих коррупционный характер, возбуждено 8 уголовных дел.

По другим составам преступлений (в том числе по частям 1 и 2 статьи 159 УК РФ («Мошенничество»), частям 1 и 2 статьи 160 УК РФ («Присвоение или растрата»), статье 327 УК РФ («Подделка документов»), совершенных как должностными лицами таможенных органов, так и иными лицами, по материалам подразделений по противодействию коррупции возбуждено 10 уголовных дел.

Иными правоохранительными органами за данный период возбуждено 4 уголовных дела по преступлениям коррупционной направленности в отношении 5 должностных лиц таможенных органов. Таким образом, доля уголовных дел коррупционной направленности, возбужденных по материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов в общем количестве коррупционных уголовных дел, возбужденных всеми правоохранительными органами Российской Федерации в отношении должностных лиц таможенных органов, составила 95,5 %.

Наиболее распространенными видами преступлений коррупционной направленности, выявленных подразделениями по противодействию коррупции в указанный период, являлись: получение взятки (ст. 290 УК РФ, 291.2) — 63 уголовных дела; дача взятки (ст. 291 УК РФ) — 26 уголовных дел; мошенничество, присвоение или растрата (ч.ч. 3, 4 ст. ст. 159, 160 УК РФ) — 20 уголовных дел.

Значительное увеличение количества уголовных дел по ст. 291.2 УК РФ («Мелкое взяточничество — Получение взятки») объясняется принятием следственными органами решений о возбуждении уголовных дел по фактам систематического получения взяток одним и тем же должностным лицом.

По результатам рассмотрения судебными органами уголовных дел, ранее возбужденных по материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов, получены сведения об осуждении 8 должностных лиц таможенных органов и 10 гражданина, 3 из которых взяткодатели [3].

Противодействие коррупции в таможенных органах осуществляются в сложных, постоянно меняющихся условиях, обусловленных формированием таможенных союзов (на смену содружества России, Республики Беларусь и Республики Казахстан пришел ЕАЭС (добавилось два государства-участника: Республика Армения и Кыргызская Республика)), членства России в ВТО, санкций и контрсанкций между Россией и другими странами, постоянно меняющейся нормативной базой и реформирования самих таможенных органов. К тому же таможенное дело невозможно без осуществления внешнеэкономической деятельности, а коррупция является острой проблемой для всех государств.

В условиях непрерывного воздействия коррупционных угроз, как внешних, так и внутренних, значительного сокращения времени на осуществление таможенного контроля и непосредственного общения участников внешнеэкономической деятельности с сотрудниками таможенных органов, либерализации российского законодательства основным способом получения информации о коррупционных правонарушениях в сфере таможенного дела становится оперативно-розыскная деятельность (далее — ОРД).

Это ставит перед нами задачу выработки эффективного механизма противодействия коррупционным преступлениям в таможенных органах, их своевременного пресечения, в первую очередь с использованием сил, средств, форм и методов ОРД, направленный на добывание информации о коррупционных преступлениях и угрозах собственной безопасности, оперативно-розыскного предупреждения, и функционирующий прежде всего в целях максимального пополнения доходной части федерального бюджета.

Результаты исследования использования ОРД в повседневной оперативно-служебной деятельности подразделений по противодействию коррупции таможенных органов в современных условиях, постоянном изменении форм и способов коррупционных деяний, пробелов в российском антикоррупционном и оперативно-розыскном законодательстве, позволяют сделать вывод, что данный вид деятельности не достаточно адаптирован к сложившейся оперативной обстановке, вследствие чего используется не достаточно эффективно и не в полном объеме. Расстановка сил и средств подразделений по противодействию коррупции таможенных органах не в полной мере соответствуют произошедшим изменениям в таможенной сфере и организационно-штатной структуре таможенных органах. При наличии функционирующей общей системы по противодействию коррупции в таможенных органах, специальная часть системы по противодействию коррупции имеет значительный не используемый потенциал. Формы и способы по противодействию коррупции в таможенных органах в условиях функционирования таможенных союзов и членства России в ВТО не разработаны.

Указанные обстоятельства обусловливают необходимость повышения эффективности ОРД по противодействию коррупции в таможенных органах, как следствие ее теоретического обоснования, которое является актуальным, своевременным и значимым.

Нами проведено исследование с целью изучить, выявить закономерности, определить проблемы и предложить варианты решения этих проблем. Результаты исследования апробированы и внедрены в практику деятельности подразделений по противодействию коррупции Северо-Западного, Центрального и Сибирского таможенных управлений, Калужской таможни, Центральной оперативной таможни, Главного управления на транспорте МВД России, использованы в учебном процессе Российской таможенной академии. Основные результаты работы апробированы на 24 международных и 17 всероссийских и иных научно-практических конференциях, проходивших в ФТС России, Российской таможенной академии, ВНИИ МВД России, Академии экономической безопасности МВД России, Нижегородской академии МВД России, Уфимском юридическом институте МВД России, Академии ФСБ России, Академии Генеральной прокуратуры России, Академии Следственного комитета России, Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, Московском гуманитарно-экономическом институте, Волжской государственной академии водного транспорта, Российском государственном социальном университете, Юридическом институте Сибирского федерального университета. Проведено анкетирование 425 оперативных сотрудника подразделений по противодействию коррупции (собственной безопасности) таможенных органов по вопросам организации ОРД таможенных органов, использования результатов ОРД в процессе расследования коррупционных преступлений, а также организации международного, межведомственного и внутриведомственного взаимодействия.

Проведенный в ходе исследования ретроспективный анализ противодействия коррупционным проявлениям в таможенных органах с использованием ОРД позволяет выделить четыре основных этапа:

1-й этап — XVII — XVIII вв. — в этот период были сформированы правовые и организационные основы сыскной работы таможенных органов по выявлению коррупционных преступлений. Они были закреплены в Соборном Уложении 1649 г., Именных царских Указах (1653, 1654, 1677, 1681 и 1693 гг.) и получили дальнейшее развитие в Указах Петра I (1723 г.), Елизаветы Петровны (1753, 1754 гг.) и Екатерины II (1782 г.). В этот период сформировалась государственная система мер по противодействию коррупционным преступлениям в таможенных органах и были созданы специальные подразделения и институты: «особой таможенной цепи и стражи» и «местных фискалов и осведомителей», а также появился «прародитель» подразделений по противодействию коррупции в лице советника таможенных дел Казенной палаты в должностные обязанности которого входило, наряду с другими функциями, выявление в таможнях преступлений, допущенные лицами таможенной службы.

2-й этап — начало XIX в. — 1917 г. — в данный период происходило совершенствование системы сыскных мер по борьбе с коррупционными проявлениями в сфере таможенного дела. Стали использовать такие методы, как «разведывание через донос» (1819 г.), агентурную работу и организацию розыска контрабандистов, их пособников из числа таможенников. В 1827 г. в Таможенной пограничной страже созданы «подвижные колонны», на которых были возложены функции по выявлению должностных преступлений, в том числе коррупционной направленности.

3-й этап — 1918–1991 гг. — характеризовался полным прекращением сыскной (оперативно-розыскной) деятельности таможенных органов имперской России, увольнением сотрудников, имевших опыт данной работы, и разрушением агентурного аппарата. Полномочия на ведение сыска были переданы в органы госбезопасности и милицию, которым официально было запрещено вмешиваться в сферу деятельности таможен. Таможенные органы осуществляли борьбу с преступлениями в сфере ВЭД во взаимодействии с другими правоохранительными органами экономическими методами, а противодействие коррупции осуществляли в основном органы госбезопасности. Таможенные органы не имели своего основного инструмента противодействия коррупции и контрабанде, каким является ОРД.

4-й этап — с 1991 г. по настоящее время. В этот период были сформированы предпосылки, а затем таможенных органам возвращено право осуществления ОРД, в том числе и для противодействия коррупции.

Периодизация противодействия коррупционным проявлениям в таможенных органах с использованием ОРД позволила выявить тенденцию на активное применение специальных форм и методов, а также с учетом возвращения таможенным органам право на осуществление ОРД более чем через 80-летний перерыв, обосновать актуальную необходимость осуществления ОРД таможенными органами.

Исходя из генезиса и правоприменительной практики с учетом особенностей ОРД по противодействию коррупционным преступлениям в таможенной сфере сформулировано ее определение: ОРД таможенных органов по противодействию коррупционным преступлениям — это исторически сложившаяся деятельность, осуществляемая уполномоченными оперативными подразделениями, в соответствии с Конституцией России, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и иными правовыми актами, путем проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ), с использованием содействия граждан, в целях защиты таможенных органов от преступных посягательств коррупционной направленности, а также обеспечения экономической и собственной безопасности.

Данная формулировка конкретизирует ОРД таможенных органов по противодействию коррупционным преступлениям, позволяя выстроить систему оперативно-розыскных мер предупреждения и пресечения по противодействию коррупции, которая соответствует складывающейся оперативной обстановке.

По нашему мнению, система оперативно-розыскных мер предупреждения и пресечения по противодействию коррупционных преступлений в таможенных органах должна включать:

1) оперативно-розыскные меры по предупреждению, включающие профилактику коррупции, являющиеся частью оперативно-розыскного предупреждения;

2) меры по оперативно-розыскному выявлению, пресечению и раскрытию коррупционных преступлений применяются в случаях, когда меры оперативно-розыскного предупреждения и профилактики оказались не достаточно эффективными;

3) меры по оперативно-розыскной минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний осуществляются как на доследственном этапе, так и после возбуждения уголовного дела, также являются составной частью оперативно-розыскного предупреждения;

4) меры по оперативно-розыскному антикоррупционному мониторингу осуществляются на основе мотивированного запроса соответствующих государственных органов;

5) меры по обучению, подготовке оперативного состава таможенных органов, осуществляющего противодействие коррупции и проведению научных исследований в этой области.

Выстраивание и реализация предложенной системы мер позволит осуществлять предупреждение и пресечение коррупционных преступлений с большей эффективностью, используя как меры специального, так и общего характера.

По нашему мнению и мнению опрошенных действующих сотрудников подразделений по противодействию коррупции таможенных органов, наиболее действенным методом по оперативно-розыскному выявлению, пресечению и раскрытию коррупционных преступлений является проведение ОРМ «оперативный эксперимент».

По результатам проведенного исследования сформулировано следующее авторское определение: «Оперативный эксперимент — это санкционированное в установленном законом порядке (ведомственном и судебном) изучение поведения лица в искусственно созданных управляемых или контролируемых условиях либо проведение иных опытных действий, непосредственно не связанных с поведением лица, для получения информации, которой проверяют и (или) уточняют имеющиеся сведения о приготовлении, покушении или совершении преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления».

Использование данной дефиниции в условиях отсутствия законодательного определения позволяет ограничить рамки и условия его определения, тем самым повысив его эффективность и исключив возможность признания его результатов процессуально недопустимыми, а в отдельных случаях и провокацией.

В целях повышения эффективности организации взаимодействия таможенных органов государств-членов ЕАЭС по противодействию коррупции целесообразно принять Протокол «О сотрудничестве в области противодействия коррупции, обеспечения собственной безопасности таможенных служб государств-членов ЕАЭС», проект которого нами разработан в процессе исследования.

Данный Протокол позволит обеспечить взаимодействие в организационном, информационном поле, при организации обучения личного состава, а также станет основой для проведения совместных ОРМ на территориях стран-участниц союза.

Для повышения эффективности противодействия коррупции в таможенных органах целесообразно продолжить работу по совершенствованию нормативного правового обеспечения организации взаимодействия между ФТС России и Следственного комитета России (далее — СК России). В этих целях целесообразно принять межведомственную Инструкцию «По организации и порядке взаимодействия подразделений по противодействию коррупции таможенных органов Российской Федерации со следственными подразделениями СК России в раскрытии должностных, в том числе коррупционных преступлений», разработанную в процессе исследования.

Положения данного документа описывают алгоритм взаимодействия между сторонами на каждом этапе, от момента принятия решения о наличии состава преступления, выявленного в результате ОРД, до расследования уголовного дела, с четко разделением на организаторов и подчиненных сторон.

Анализ положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» показал, что с целью конкретизации его норм для противодействия коррупции целесообразно принять следующие предложения по его совершенствованию:

– дополнить ст. 2 ч. 5 «добывание информации о лицах, нарушающих нормативные правовые акты Российской Федерации в области противодействия коррупции»;

Необходимость расширения круга задач ОРД обусловлена тем, что имеющиеся задачи не охватывают предусмотренные данным законом основания для проведения ОРМ в области противодействия коррупции.

– ч. 3 ст. 7 изложить в следующей редакции: «Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в том числе, при наличии запроса, направленного в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции, в пределах своих полномочий проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия решений:».

Действующая в настоящее время редакция данной части закона предусматривает проведения ОРМ только на основании поступившего запроса и не предусматривает возможность уполномоченным оперативным подразделениям проводить ОРМ инициативно для получения информации о нарушениях в области противодействия коррупции.

Таким образом, сформулированные предложения, по нашему мнению, позволят использовать полученные в ходе исследования результаты для повышения эффективности деятельности оперативных подразделений таможенных органов России по противодействию коррупционным преступлениям.

Литература:

  1. Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. URL:\\ http://www.kremlin.ru/events/president/news/59863 (дата обращения: 06.06.2019г.).
  2. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. URL:\\http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=27469:2019–06–06–09–21–19&catid=40:2011–01–24–45&Itemid=2094&Itemid=1835 (дата обращения: 06.06.2019г.).
  3. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. URL:\\ http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=27339:--1–2019-&catid=76:2011–01–25&Itemid=1856 (дата обращения: 06.06.2019г.).
Основные термины (генерируются автоматически): противодействие коррупции, Орган, УК РФ, преступление, Россия, дело, коррупционная направленность, таможенный орган России, оперативно-розыскная деятельность, Российская Федерация.


Ключевые слова

коррупция, меры, оперативно-розыскная деятельность, подразделения по противодействию коррупции таможенных органов России

Похожие статьи

Противодействие коррупции при прохождении службы в полиции

В статье обозначены основные проблемы противодействия коррупции в органах внутренних дел. С учётом меняющейся социально-экономической обстановки и формирования антикоррупционного законодательства даются рекомендации по эффективному решению проблем ко...

Органы внутренних дел: коррупция и борьба с ней

Авторами отмечено, что противодействие коррупции является важным направлением в борьбе с преступностью в современном мире и потому предметом исследования статьи является борьба с коррупцией органами внутренних дел, а также их роль, как органа наиболе...

Профилактика мошенничества в органах внутренних дел Российской Федерации

В данной статье рассматриваются профилактические мероприятия по предупреждению мошенничества. Дается определение понятия «мошенничество». Уделяется внимание деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению мошенничества.

Коррупция в таможенных органах: понятие, причины появления и методы борьбы с ней

В данной статье автором рассмотрены вопросы коррупции в таможенных органах и причины ее появления, рассмотрены основные направления борьбы с коррупционной составляющей в таможенных органах Российской Федерации.

Правовые основы организации работы отделов по противодействию коррупции на государственной службе

В статье автор пытается определить правовые основы организации противодействия и профилактики коррупции на государственной службе.

Профилактика коррупционных преступлений в Республике Татарстан

В статье рассмотрены вопросы профилактики коррупционных преступлений, предупреждению коррупционных правонарушений, а также по минимизации последствий коррупционных правонарушений в Республике Татарстан.

Проблемы взаимодействия органов Следственного комитета России с оперативными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия следователей Следственного комитета России с оперативными работниками Министерства внутренних дел Российской Федерации, основные проблемы реализации взаимодействия, а также решения данных проблем.

Правоохранительная деятельность органов внутренних дел по противодействию ограничению конкуренции

В статье исследуется специфика деятельности подразделений ГУЭБиПК МВД России, связанная с противодействием ограничению конкуренции.

Меры, направленные на борьбу с коррупцией в органах внутренних дел Приморского края

Статья посвящена одной из самых острых проблем России — коррупции. Данная проблема здесь рассмотрена на примере органов внутренних дел Приморского края. В статье определяются понятие коррупции в органах внутренних дел и ее особенности. Рассмотрены пр...

Прокурорский надзор за законностью проведения оперативно-розыскных мероприятий

В статье рассмотрены общий порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, критерии оценивания законности проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Похожие статьи

Противодействие коррупции при прохождении службы в полиции

В статье обозначены основные проблемы противодействия коррупции в органах внутренних дел. С учётом меняющейся социально-экономической обстановки и формирования антикоррупционного законодательства даются рекомендации по эффективному решению проблем ко...

Органы внутренних дел: коррупция и борьба с ней

Авторами отмечено, что противодействие коррупции является важным направлением в борьбе с преступностью в современном мире и потому предметом исследования статьи является борьба с коррупцией органами внутренних дел, а также их роль, как органа наиболе...

Профилактика мошенничества в органах внутренних дел Российской Федерации

В данной статье рассматриваются профилактические мероприятия по предупреждению мошенничества. Дается определение понятия «мошенничество». Уделяется внимание деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению мошенничества.

Коррупция в таможенных органах: понятие, причины появления и методы борьбы с ней

В данной статье автором рассмотрены вопросы коррупции в таможенных органах и причины ее появления, рассмотрены основные направления борьбы с коррупционной составляющей в таможенных органах Российской Федерации.

Правовые основы организации работы отделов по противодействию коррупции на государственной службе

В статье автор пытается определить правовые основы организации противодействия и профилактики коррупции на государственной службе.

Профилактика коррупционных преступлений в Республике Татарстан

В статье рассмотрены вопросы профилактики коррупционных преступлений, предупреждению коррупционных правонарушений, а также по минимизации последствий коррупционных правонарушений в Республике Татарстан.

Проблемы взаимодействия органов Следственного комитета России с оперативными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия следователей Следственного комитета России с оперативными работниками Министерства внутренних дел Российской Федерации, основные проблемы реализации взаимодействия, а также решения данных проблем.

Правоохранительная деятельность органов внутренних дел по противодействию ограничению конкуренции

В статье исследуется специфика деятельности подразделений ГУЭБиПК МВД России, связанная с противодействием ограничению конкуренции.

Меры, направленные на борьбу с коррупцией в органах внутренних дел Приморского края

Статья посвящена одной из самых острых проблем России — коррупции. Данная проблема здесь рассмотрена на примере органов внутренних дел Приморского края. В статье определяются понятие коррупции в органах внутренних дел и ее особенности. Рассмотрены пр...

Прокурорский надзор за законностью проведения оперативно-розыскных мероприятий

В статье рассмотрены общий порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, критерии оценивания законности проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Задать вопрос