В данной статье автором рассмотрены вопросы коррупции в таможенных органах и причины ее появления, рассмотрены основные направления борьбы с коррупционной составляющей в таможенных органах Российской Федерации.
Ключевые слова : коррупция, таможенные органы, коррупционные преступления, противодействие коррупции, методы борьбы с коррупцией.
Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, совершение деяний от имени или в интересах юридического лица [2].
При исследовании вопроса коррупции в таможенных органах следует принимать во внимание, что таможенные органы Российской Федерации играют важнейшую роль в пополнении казны государства, а также обеспечении национальной информационной безопасности.
«Помимо этого, органы таможенного контроля занимаются мониторингом перемещения через границу товаров, предметов и транспортных средств, поэтому коррупция в этой сфере может нанести колоссальный ущерб нормализации экономической стабильности как внутри страны, так и за ее рубежом» — поясняет Маховикова Г. А. [5].
С каждым годом количество дел коррупционной направленности в таможенной системе значительно возрастают. Также необходимо отметить то, что многие аналитики считают процесс возбуждения уголовных дел о коррупционной составляющей, как показатель ужесточения борьбы с коррупционной деятельностью в таможенных органах Российской Федерации. Но некоторые считают это отрицательным результатом по отношению к самим таможенным органам, так рост коррумпированной преступности в их среде значительно увеличивается [6].
И. А. Куделько проводя анализ структуры преступлений показал, «что самыми распространенными формами и предпосылками появления коррумпированной преступности в органах таможенного контроля считаются:
а) злоупотребление должностными лицами своими служебными полномочиями;
б) получение и дача взятки должностным лицом таможенных органов;
в) недостаточная заработная плата, не соответствующая уровню квалификации таможенных органов;
г) недостаточно высокий воспитательно-профилактический уровень подготовки руководителей таможенного контроля;
д) служебный подлог, проявляющийся во внесении в документацию ложных сведений;
е) халатность, выражающаяся в неисполнении должностных полномочий служащими таможенных органов;
ж) иные преступления, совершенные против интересов государственной службы, приводящие к нестабильной экономической безопасности и т. д». [4].
В качестве примера можно привести случай, когда на скамье подсудимых оказалась специалист по таможенному оформлению, в отношении которой было возбуждено уголовное дело по части 25 статьи 219 Уголовного Кодекса российской Федерации «Дача взятки» (далее — УК РФ) и по части 1 статьи 291,1 УК РФ «Посредничество во взятке» [1]. Как выяснилось, в период с 2013 по 2018 года вышеуказанная «особа» передавала взятки должностным лица Красноярского таможенного поста Красноярской таможни за общее покровительство, а также за беспрепятственный выпуск таможенных деклараций при таможенном оформлении ввозимых товаров на территорию РФ. Общая сумма взяток составила 155 тыс. рублей [7].
В заключении следует отметить, что одним из методов борьбы с коррупционной составляющей в таможенных органах является национальный план противодействия коррупции на 2021–2024 годы реализуется который путем осуществления государственными органами, органами местного самоуправлении и организациями мероприятий, направленных на предупреждение коррупции и борьбу с ней, а также на минимизацию и ликвидацию последствий коррупционных правонарушений, по различным направлениям, утвержденный указом Президента Российской Федерации В. В.. Путиным 16 августа 2021 года [3], в котором отмечены основные направления:
— совершенствование системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции в отдельных сферах деятельности;
— повышение эффективности мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
— совершенствование порядка проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений, исполнения обязанностей, установленных в целях коррупции;
— совершенствование правового регулирования ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов;
— применение мер административного, уголовного и уголовно- процессуального воздействия и уголовного преследования;
— обеспечение защиты информации ограниченного доступа, полученной при осуществлении деятельности в области противодействия коррупции;
— совершенствование правового регулирования в части, касающейся ограничений, налагаемых на граждан после их увольнения с государственной (муниципальной) службы;
— реализация мер по противодействию коррупции в организациях, осуществляющих деятельность в частном секторе экономики
— совершенствование правовых и организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации
— совершенствование мер по противодействию коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, а также при распоряжении государственным и муниципальным имуществом
— реализация мер по повышению эффективности антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
— повышение эффективности образовательных и иных мероприятий, направленных на антикоррупционное просвещение и популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов
— применение дополнительных мер по расширению участия граждан и институтов гражданского общества в реализации государственной политики в области противодействия коррупции
— повышение эффективности международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции.
Укрепление международного авторитета России
— реализация мер по систематизации и актуализации нормативно-правовой базы в области противодействия коррупции
— применение цифровых технологий в целях противодействия коррупции и разработка мер по противодействию новым формам проявления коррупции, связанным с использованием цифровых технологий [3].
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.10.2016)-М.:Юристъ, 2016 г. -192 с.-ISBN 978–5-91758–089–7.
- Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273 — ФЗ//принят Государственной Думой19 декабря 2008 года.
- Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы».
- Куделько И. А. Коррупция как основной фактор снижения эффективности деятельности таможенных органов/И. А. Куделько//Экономика, государство, общество.-2010.-№ 2.
- Маховикова Г. А., Павлова Е. Е. Таможенное дело. — М.: Юрайт, 2016. — 408 с.
- Федоренко Д. Н. Противодействие коррупционным преступлениям в таможенных органах России: современное состояние и перспективы // Таможенное дело. — 2018. — № 2
- Электронный ресурс: https://zapad24.ru/news/territory/84349-v-krasnojarskom-krae-za-dachu-vzjatok-osuzhdena-specialist-po-tamozhennomu-oformleniju.html.