Рассмотрено современное состояние коррупционной угрозы в Российской Федерации, предложены пути совершенствования деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации в области противодействия коррупции.
Ключевые слова : коррупция, противодействие коррупции, Федеральная служба безопасности.
Коррупция включает в себя широкий спектр негативных для общества действий — от получения взяток для сокрытия преступлений до получения процентов за использование методов «нецивилизованного» лоббизма. Отмечается, что в ближайшие годы можно прогнозировать развитие коррупции в еще более изощренных формах [4, с. 6].
По оценкам ВЦИОМ за 2020 год, россияне считают коррупцию самым серьёзным противозаконным действием после употребления наркотиков [9]. Несмотря на то, что деятельность органов государства по борьбе с коррупцией становится более заметной (о позитивных результатах работы говорят 55 % граждан, а об ухудшении ситуации — 13 %) [8], проблема требует от государственных органов мобилизации всех усилий в деле противодействия коррупции. По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2019 году зарегистрировано 30 991 преступлений коррупционной направленности, в том числе совершенных в крупном или особо крупном размере (в 2019 году — 5 408) [7]. Безусловно, важную роль в противодействии коррупционной угрозы играет именно Федеральная служба безопасности.
Федеральная служба безопасности организует и осуществляет обеспечение безопасности в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях, их органах управления и в органах, в которых предусмотрена военная служба, в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, таможенных органах и войсках национальной гвардии [1]. В соответствии с Указом Президента, оперативно-розыскные мероприятия с применением технических средств, например, с целью контроля почтовых отправлений, возлагаются на органы федеральной службы безопасности [2]. Должностные лица Службы наделены полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы РФ и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции [3]. Вышеперечисленные возможности свидетельствуют о том, что Федеральная служба безопасности может взять на себя функции координатора оперативно-розыскных мероприятий в сфере противодействия коррупции.
Ученые по-разному относятся к выделению отдельного органа по борьбе с коррупцией. Например, Р. В. Дронов высказывает мнение о создании нового органа в рамках ФСБ, который условно можно назвать Службой по борьбе с коррупцией [5, с. 5]. Однако О. Ю. Таибова отмечает риск ухудшения ситуации в сфере противодействия коррупции вследствие замены системы органов, противодействующих коррупции, единственным органом [6, с. 94]. Мы считаем, что в структуре ФСБ РФ целесообразно создание специализированного органа по борьбе с коррупцией, оставляя у органов прокуратуры полномочия по координации правоохранительных органов в этой сфере. Новая силовая структура может быть уполномочена на мероприятия по противодействию коррупции и координации деятельности иных органов государства в рамках оперативно-розыскных мероприятиях. Создание этого органа позволит существенно снизить финансовые и материально-технические издержки на содержание силовых ведомств, повысить эффективность и ускорить процесс принятия решений по противодействию коррупции. Однако, создавая новую силовую структуру, необходимо обеспечить возможность контроля ее деятельности со стороны других государственных органов и со стороны общества. Например, верным решением будет назначение и освобождение от должности руководителя специализированного органа Советом Федерации по представлению Президента, обеспечив этим соблюдение принципа сдержек и противовесов. Также необходимо обеспечить гласность, в допустимых пределах, в работе специальных служб.
Литература:
- О федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ
- Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств: Указ Президента РФ от 1 сентября 1995 г. N 891
- О наделении должностных лиц органов федеральной службы безопасности полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции: Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 07.12.2017 № 684
- Быков С. А. Функции ФСБ России в борьбе с коррупцией и организованной преступностью // Журнал правовых и экономических исследований. — 2010. — № 3. — С.5–8.
- Дронов Р. В. Перспективы развития деятельности ФСБ России в области нейтрализации коррупционной угрозы // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). — 2010. № 2. С. 4–8.
- Таибова О. Ю. Управление в сфере государственной безопасности в Российской Федерации // Северо-Кавказский юридический вестник. — 2019. — № 2. — С. 90–96. (с94)
- Генеральной прокуратурой Российской Федерации проанализировано состояние коррупционной преступности по итогам 2019 года. — Текст: электронный // Генеральная прокуратура Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1817130/ (дата обращения: 10.11.2020).
- Коррупция в России: мониторинг. — Текст: электронный // ВЦИОМ: [сайт]. — URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/korrupcziya-v-rossii-monitoring (дата обращения: 15.11.2020).
- Россияне определились с моралью. Топ-5 аморальных поступков. — Текст: электронный // ВЦИОМ: [сайт]. — URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiyane-opredelilis-s-moralyu-top-5-amoralnykh-postupkov (дата обращения: 14.11.2020).