Понятие и эволюция института лицензирования медицинской деятельности в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 10.06.2019

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Бакшеева М. А. Понятие и эволюция института лицензирования медицинской деятельности в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 416-418. — URL https://moluch.ru/archive/261/60424/ (дата обращения: 18.07.2019).



Ключевые слова:лицензирование, законодательство, лицензия, лицензирование медицинской деятельности.

Официальное определение понятия «лицензирование» можно найти в законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ. Лицензирование — это деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования [1].

Определение понятия лицензирования в ФЗ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и в действующем ФЗ от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ имеют некоторые различия. В первом случае лицензирование определяется как метод, с помощью которого государство осуществляет разрешительную политику в области экономической деятельности, то во втором — законодатель под лицензированием понимает «деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования».

Подход, в котором лицензирование определяется как метод, с помощью которого государство осуществляет разрешительную политику в области экономической деятельности является наиболее распространенным, и его можно встретить во многих работах ученых — административистов. Здесь основная цель — деятельность по лицензированию. Итак, в первом значении при пояснении термина «лицензирование» идет смещение акцента на цели этой деятельности, которые достигаются за счет наличия определенных средств. Ученый — правовед К. С. Бельский в своих работах отмечает, что «метод лицензирования относится к системе разрешительных методов государственной (полицейской) деятельности» [4].

В другом определении понятия «лицензирование» внимание акцентируется на средства достижения чего-либо, осуществление какой-либо деятельности. Так, уральский учёный, специалист в области административного права Д. В. Осинцев под лицензированием понимает «особый вид административной деятельности, направленной на подтверждение государством квалификации хозяйствующих субъектов, в результате которой им предоставляются специальные правовые статусы, позволяющие заниматься деятельностью, требующей высокой квалификации или являющейся исключительной…» [5].

Большая часть современных ученых едины во мнении, что в основе правовой природы лицензирования лежит способ (метод или форма) государственного воздействия на субъектов, осуществляющих ту или иную экономическую предпринимательскую деятельность. Таким образом государство использует определенное сочетание средств воздействия на конкретные регулируемые отношения, объединенные общей целью и порядком их применения.

Впервые необходимость получения лицензии была закреплена в Законе РСФСР от 2 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности» в связи с переходом Российской Федерации к рыночной экономике. Затем законодатель закрепил необходимость получения лицензии для осуществления деятельности в сфере здравоохранения. Это нашло отражение в Законе РФ от 28 июня 1991 г. № 1499–1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». В данном законе понятие лицензирования подразумевало необходимость получения медицинским учреждением специального государственного разрешения.

Следующим этапом становления законодательства о лицензировании в сфере здравоохранения можно считать с момента принятия Постановления Совета министров — Правительства РФ № 492 от 27 мая 1993 г. «О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности». Указанный нормативно-правовой акт устанавливал «Примерный порядок лицензирования отдельных видов деятельности на территориях краев, областей, автономных образований, городов федерального значения», а также «Перечень видов деятельности, лицензируемой на территориях краев, областей, автономных образований, городов федерального значения».

Третьим условным этапом становления государственного регулирования процедур лицензирования в сфере здравоохранения стало принятие в декабре 1994 года Государственной Думой части первой Гражданского кодекса РФ. В Статье 49 этого документа указано, что «В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ» [3].

Далее был принят 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Этот нормативно-правовой акт отличался установлением единого механизма лицензирования. Также нововведения коснулись срока действия лицензий, который после принятия 158 -ФЗ в ряде случаев мог быть неограниченным. Условия и особенности получения лицензий для каждых отдельно взятых видов деятельности, согласно Закону, устанавливались отдельными нормативно-правовыми актами.

Пятым этапом становления нормативно-правового регулирования лицензирования стало принятие ныне действующего Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 8 августа 2001 года. Данный закон установил срок действия лицензии не менее пяти лет. Соответствующее положение о лицензировании медицинской деятельности, которое было принято во исполнение этого Закона снова ввело необходимость прохождения проверок санитарно-эпидемиологических служб [2].

Литература:

  1. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113658/(дата обращения: 05.04.2019).
  2. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 N 128-ФЗ (последняя редакция) (утратил силу) [Электронный ресурс] — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.05.2019).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) [Электронный ресурс] — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (Дата обращения 26.05.2019).
  4. Бельский, К. С. О системе специальных методов полицейской деятельности / К. С. Бельский, Б. П. Елисеев, И. И. Кучеров // Государство и право. — 2003. — N 4. — С. 10
  5. Осинцев Д. В. Лицензионно-разрешительная система в Российской Федерации: Монография / Д. В. Осинцев; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации. Урал. гос. юрид. акад. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. юрид. акад., 1999. — С. 141


Задать вопрос