Некоторые проблемы лицензирования медицинской деятельности в Российской Федерации
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Некоторые проблемы лицензирования медицинской деятельности в Российской Федерации

Поделиться в социальных сетях
109 просмотров
Библиографическое описание

Бакшеева, М. А. Некоторые проблемы лицензирования медицинской деятельности в Российской Федерации / М. А. Бакшеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 271-273. — URL: https://moluch.ru/archive/263/61081/ (дата обращения: 03.08.2021).



Ключевые слова: лицензирование, медицинская деятельность, дезинфектология, закон, лицензия.

Статьей 41 Конституции РФ установлено, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Эти положения находят своё развитие в ст. 4 Федерального закона РФ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», где среди основных принципов охраны здоровья называются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; качество медицинской помощи. Также ст. 18 Основ, закрепляя и раскрывая в содержательном аспекте право человека на охрану здоровья, делает акцент на том, что медицинская помощь (как одна из важнейших составных частей права на охрану здоровья), помимо доступности, должна отвечать еще и такому критерию как «качественность» [1].

Обязательность лицензирования медицинской деятельности предусмотрена Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (п. 46 ч. 1 ст. 12) [2]. Во исполнение требований ФЗ N 99 Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, которым определяется порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».

Медицинские организации имеют право осуществлять только те виды работ (услуг), которые непосредственно указаны в Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденном в приложении к вышеназванному Положению о лицензировании медицинской деятельности. Наличие лицензии не требуется при осуществлении медицинскими и иными организациями, входящими в частную систему здравоохранения, медицинской деятельности на территории инновационного центра «Сколково» (п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», п. 1 Положения, п. 1 Регламента Росздравнадзора, утв. Приказом Минздрава России от 26.01.2015 N 21н). Медицинская деятельность на территории инновационного центра «Сколково» осуществляется на основании разрешений, выдаваемых управляющей компанией (ч. 3 ст. 17 Закона N 244-ФЗ).

На практике существуют ряд проблем, с которыми связываются предприниматели, чья деятельность не относится к медицинской.

Создалась ситуация полного правового беспредела, в котором, при малоактивной позиции Минздрава РФ, де факто действует Роспотребнадзор РФ, оказывая давление как на заказчиков, так и на подрядчиков услуг.

Минздрав РФ в 2016 году под влиянием со стороны ФАС РФ опубликовал письмо, в котором сказано, что лицензия на дезинфектологию не нужна, так как эта деятельность проводится не в рамках оказания медицинских услуг(сюда же входит дезинфекция, дератизация, дезинсекция).

Рассмотрение дела в Верховном суде приняло иной оборот. В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 15 января 2018 г. № 309-КГ17–12073 суд поддержал позицию Роспотребнадзора.

Верховным судом были учтены следующие обстоятельства:

– Санитарно-противоэпидемические мероприятия — является одной из мер по охране здоровья.

– Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-противоэпидемические мероприятия направлены на предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию [3].

– Санитарными правилами предусмотрено, что санитарно-противоэпидемические мероприятия должны проводиться своевременно.

– Согласно п. 10 ст. 2 Закона № 323-ФЗ, деятельность по оказанию санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий составляет медицинскую деятельность, а значит подлежит лицензированию, так как включена в понятие «медицинская деятельность» [4].

Из вышеперечисленного следует, что юридические лица в своем штате должны иметь специалистов со специальным медицинским образованием и лицензию на медицинскую деятельность, чтобы осуществлять дезинфекционную деятельность.

В проблему опять вмешался ФАС и Минэкономразвития. Их позиция заключалась в том, что в законодательстве необходимы уточнения. Ограничения на рынке по предоставлению услуг по дезинфекции могут нарушать принципы здоровой конкуренции.

Минздрав опубликовал Письмо от 13 июня 2018 года N 27–3/3059454–468, где указал, что при осуществлении дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, не предусматривающих проведения мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, и не являющихся медицинскими услугами, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.

Иными словами, организации, которые оказывают услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации вне рамок оказания медицинской помощи, не обязаны получать медицинскую лицензию.

Минздрав официально опубликовал проект изменения Постановления № 291 в котором исключил дезинфектологию и энтомологию из лицензируемых видов медицинских услуг.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).//Консультант Плюс.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/(дата обращения: 15.05.2019).
  2. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ.//Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113658/(дата обращения: 20.05.2019).
  3. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ (последняя редакция).//Консультант Плюс.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/(дата обращения 25.05.2019).
  4. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция). КонсультантПлюс.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/(дата обращения 25.05.2019).

основные термины

генерируются автоматически
лицензирование, медицинская деятельность, дезинфектология, закон, лицензия
Похожие статьи
Шеметова Ольга Юрьевна
Проблемы процедуры лицензирования медицинской деятельности
Юриспруденция
2019
Шабанов Никита Юрьевич
К вопросу о лицензировании некоторых видов медицинских услуг
Медицина
2016
Высоцкая Юлия Павловна
Реализация права на занятие предпринимательской деятельностью на примере оказания услуг в сфере эстетической медицины
Спецвыпуск
2016
Лавренова Юлия Игоревна
Понятие и юридическая сущность медицинских услуг в гражданском праве
Юриспруденция
2018
Залевская Екатерина Станиславовна
Стоматологические услуги и проблемы их правового регулирования в свете несовершенства современного законодательства
Юриспруденция
2015
Коситов Александр Валерьевич
Актуальные проблемы правового регулирования осуществления государственного контроля в сфере здравоохранения в Российской Федерации и перспективы их преодоления
Юриспруденция
2018
Святова Дарья Германовна
Здравоохранение как объект правового регулирования
Юриспруденция
2017
Басов Арсений Геннадьевич
Правовая защита работников здравоохранения в РФ
Юриспруденция
2016
Лухтенкова Яна Сергеевна
Конституционное право граждан на медицинскую помощь: проблемы реализации
Юриспруденция
2018
публикация
№25 (263) июнь 2019 г.
дата публикации
июнь 2019 г.
рубрика
Юриспруденция
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Шеметова Ольга Юрьевна
Проблемы процедуры лицензирования медицинской деятельности
Юриспруденция
2019
Шабанов Никита Юрьевич
К вопросу о лицензировании некоторых видов медицинских услуг
Медицина
2016
Высоцкая Юлия Павловна
Реализация права на занятие предпринимательской деятельностью на примере оказания услуг в сфере эстетической медицины
Спецвыпуск
2016
Лавренова Юлия Игоревна
Понятие и юридическая сущность медицинских услуг в гражданском праве
Юриспруденция
2018
Залевская Екатерина Станиславовна
Стоматологические услуги и проблемы их правового регулирования в свете несовершенства современного законодательства
Юриспруденция
2015
Коситов Александр Валерьевич
Актуальные проблемы правового регулирования осуществления государственного контроля в сфере здравоохранения в Российской Федерации и перспективы их преодоления
Юриспруденция
2018
Святова Дарья Германовна
Здравоохранение как объект правового регулирования
Юриспруденция
2017
Басов Арсений Геннадьевич
Правовая защита работников здравоохранения в РФ
Юриспруденция
2016
Лухтенкова Яна Сергеевна
Конституционное право граждан на медицинскую помощь: проблемы реализации
Юриспруденция
2018