Сущность лицензирования как вида административного производства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 01.02.2017

Статья просмотрена: 411 раз

Библиографическое описание:

Шмидт В. С. Сущность лицензирования как вида административного производства // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 333-336. — URL https://moluch.ru/archive/139/39031/ (дата обращения: 24.05.2018).



Статья посвящена вопросу лицензирования как вида административного производства, проводится анализ научных статей разных авторов, рассматриваются вопросы административно-процессуальной основы лицензирования отдельных видов деятельности, приводятся стадии лицензирования.

Ключевые слова: лицензирование, административный процесс, лицензионно-разрешительные правоотношения, лицензионно-разрешительное производство

Анализ научных определений, данных разными авторами [2;3] понятию «лицензирование», позволяет сделать вывод о том, что лицензирование представляет собой сложное, многоаспектное правовое явление, которое может быть рассмотрено с различных позиций, в том числе и с процессуальных. Как и всякая правовая процедура, лицензирование должно быть четко регламентировано процессуальными нормами, поскольку только в этом случае можно обеспечивать законность управленческой деятельности, соблюдение публичных интересов, прав и законных интересов соискателей лицензий и лицензиатов.

Лицензионно-разрешительное производство обладает следующими чертами:

а) носит государственно-властный характер;

б) опосредовано нормами административно-процессуального права;

в) имеет свои цели и задачи;

г) направлено на достижение юридического результата — решение вопроса о правовом статусе субъекта лицензионной деятельности.

Для лицензионно-разрешительного производства характерна своя специфика правоотношений. Во-первых, субъекты правоотношений изначально неравноправны.

Лицензионный орган занимает позицию не только контролирующей, но и имеет право вмешательства в деятельность хозяйствующего субъекта в целях приведения его деятельности в соответствие с нормативно установленными лицензионными требованиями и условиями.

Во-вторых, лицензионно-разрешительные правоотношения являются одной из существенных предпосылок и необходимым условием осуществления тех видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с действующим законодательством. Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, является исчерпывающим и исключает применение лицензионной процедуры в отношении других видов деятельности.

Хозяйствующий субъект, желающий заниматься тем или иным лицензируемым видом деятельности, обязан вступить в лицензионно- разрешительные правоотношения для приобретения специальной правоспособности.

В-третьих, лицензионно-разрешительные правоотношения отличаются процессуальным характером. Лицензирование — это разрешительная процедура, которая имеет свои обязательные и факультативные стадии. Как и всякая правовая процедура, лицензирование четко регламентировано нормами лицензионного законодательства, поскольку только детальная регламентация обеспечивает законность в ходе осуществления управленческой деятельности.

Лицензионно-разрешительное производство — урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по выдаче физическим и юридическим лицам лицензий на осуществление отдельных видов предпринимательской и иной деятельности, а также разрешений на совершение отдельных однократных юридических действий. [4]

Процедура выдачи лицензий и разрешений состоит из нескольких последовательных процессуальных стадий:

1 стадия — возбуждение лицензионно-разрешительного дела (производства). Лицензионно-разрешительное производство может быть возбуждено только на основании заявления (ходатайства) соискателя, претендующего на получение соответствующей лицензии или разрешения.

2 стадия — предварительное рассмотрение материалов дела и установление соответствия соискателя лицензионным требованиям и условиям. На этой стадии лицензионно-разрешительный орган совершает следующие действия:

1) изучает представленные соискателем документы на предмет соответствия их по содержанию и по форме установленным требованиям;

2) проводит проверку достоверности указанных в представленных документах сведений;

3) производит обследование помещений, оборудования, иных объектов, принадлежащих физическим и юридическим лицам, являющимся соискателями, на предмет установления необходимых условий для осуществления лицензируемого вида деятельности или совершения разрешаемых действий.

3 стадия — рассмотрение лицензионно-разрешительного дела по существу и принятие по нему решения. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

4 стадия — обжалование принятого по делу решения.

5 стадия — исполнение вынесенного по делу решения о выдаче лицензии или разрешения в лицензионно-разрешительном производстве.

6 стадия — осуществление контроля в лицензионной сфере, не только выявление нарушений условий и порядка лицензирования, но и профилактика данных нарушений.

Данные стадии регламентируются Федеральным Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, в частности статьями 13–20.

Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.

На сегодняшний день процесс лицензирования регулируется Федеральным Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ. Пункт 1 статьи 12 данного закона определяет перечень видов деятельности, на осуществление которых необходимо оформление лицензии. Помимо вышеуказанного Федерального закона лицензирование регулируется отдельными нормативно-правовыми актами для каждого вида деятельности, например деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом и морским транспортом пассажиров регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» от 6 марта 2012 года № 193.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» дает процессу лицензирования следующее определение: «лицензирование — деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования». [1]

Суть процесса лицензирования заключается в том, чтобы обеспечить максимальную безопасность для общества и отдельных его представителей потенциально опасной деятельности. Причем повышение безопасности потенциально опасной деятельности осуществляется превентивными мерами в правовом поле.

Соответственно лицензия есть административное подтверждение компетентных органов, осуществляющих лицензирование, получения претендентом на лицензию права заниматься определенным видом деятельности, которое выдается только в случае удовлетворения требованиям закона и соответствия регламентации механизма допуска к осуществлению данного вида деятельности при условии обеспечения условий, гарантирующих безопасность клиентуры и третьих лиц в процессе осуществления лицензируемого вида деятельности.

Проведенный анализ нормативно-правовых актов, посвященных лицензированию в сфере отечественного транспортного комплекса, позволяет сделать вывод о том, что данный вид правоотношений достаточно развит, рассмотренные положения о лицензировании в основном соответствуют международным нормам и создают благоприятную основу для деятельности перевозчиков на всех видах транспорта. Однако постоянные изменения, вносимые в нормативно-правовые акты, регулирующие лицензионные отношения, не организованная надлежащим образом деятельность лицензирующих органов породили ряд правовых проблем и оставили нерешенными ряд задач, связанных с современным лицензированием деятельности в сфере транспорта.

Литература:

  1. Федеральный Закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. От 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)
  2. Осинцев Д. В. Ответственность за нарушение правил лицензирования отдельных видов деятельности//Российский юридический журнал. 1997. № 2.С.75.
  3. Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. — М., 1998. С.422.
  4. Беркутова О. С. Административно-процедурные производства в сфере исполнительной власти: дис. … к.ю.н. — М., 3005. — С. 64.
Основные термины (генерируются автоматически): отдельных видов, лицензировании отдельных видов, «О лицензировании отдельных, видов деятельности, отдельных видов деятельности», вида деятельности, лицензирования отдельных видов, лицензируемого вида деятельности, Законом «О лицензировании, управленческой деятельности, видом деятельности, вида административного производства, срока действия лицензий, опасной деятельности, Федеральным Законом «О, осуществления лицензируемого вида, видов хозяйственной деятельности, субъекта лицензионной деятельности, законность управленческой деятельности, перечень видов деятельности.


Ключевые слова

лицензирование, административный процесс, лицензионно-разрешительные правоотношения, лицензионно-разрешительное производство

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос