В отличие от многих других сфер экономики, сельское хозяйство в России демонстрировало в 2009-2010 годах как минимум устойчивость, а в некоторых отраслях - даже рост. Основным результатом года явился рост производства, равный 0,5 процента по отношению к предыдущему периоду.
Необходимо подчеркнуть, что рост производства достигнут в год глобального экономического кризиса. При этом во многих регионах России была засуха. Тем не менее, объем производства сельскохозяйственной продукции в стране по итогам года достиг 2,6 триллиона рублей. Динамике развития и упрочнению стабильности сельхоз предприятий способствовала государственная поддержка, в частности отрасли мясо-молочного комплекса. Благодаря этому удалось избежать дефицита и большого роста цен на рынке мясо-молочной продукции [1].
Ни для кого не секрет что предприятиям мясо-молочного комплекса и вообще всему сельскому хозяйству требуется внедрение инновационных технологий для повышения конкурентоспособности на внутреннем рынке. Это необходимо для сокращения импорта и увеличения сбыта отечественного мяса-молочной продукции (рис.). Для этого министерство сельского хозяйства разрабатывает ряд программ по сбережению ресурсов и внедрению в животноводство современных технических средств с высоким уровнем автоматизации и роботизации производства. Также принимаются меры на федеральном и региональном уровнях, а именно:
разработана отраслевая программа по развитию мясного скотоводства до 2012 года,
разработана программа развития сельского хозяйства до 2014 года,
согласованы прогнозные балансы на этот же период по мясным ресурсам, предусматривающие снижение квот на импорт мяса в течение 3 лет,
реализуются экономически значимые региональные программы по развитию мясного скотоводства стоимостью 2 миллиарда 900 миллионов рублей.
Стоит обратить внимание на то, что помощь от государства выражается не только в финансовой поддержке предпринимательской деятельности в сфере производства мясомолочной продукции, но и в ряде мер таможенно-тарифного регулирования импорта. Помимо этого существуют регионы, в которых объем производства значительно превышает внутреннее потребление (Белгородская, Липецкая, Ленинградская области, Алтайский край, Республика Мордовия). Это позволяет не только полностью обеспечивать внутренние потребности, но и замещать импорт в других регионах (фактически происходит специализация регионов).
Рис. Прогноз динамики импорта мяса и мясной продукции
Все эти мероприятия были утверждены в Доктрине о продовольственной безопасности страны в 2009 году.
Анализируя материал о государственных программах можно сделать вывод, что на данный момент поддержка предпринимательской деятельности в сфере производства мясомолочной продукции недостаточна. Наглядным примером может служить низкая конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем рынке страны.
Закупочная цена мяса и молока на территории РФ низкая, а цена реализации готовой продукции высокая. Поэтому необходимо законодательно установить фиксированную ценовую политику для перерабатывающих предприятий и поставщиков готовой продукции, контролировать долговые обязательства между переработчиком и производителем.
В качестве перспективных мер государственной поддержки, способных оказать реальное положительное влияние на экономическую эффективность предпринимательской деятельности в сфере производства мясомолочной продукции, необходимо отметить следующие:
- разработка программы льготного приобретения горюче-смазочных материалов для сельскохозяйственных предприятий, т.к. это является одной из главных проблем;
- увеличение дотаций на развитие мясомолочных предприятий;
- повышение прозрачности отчетности о выделенных средствах, которая в свою очередь обеспечит снижение уровня коррупции среди сельхозтоваропроизводителей и даст возможность развития для вспомогательных отраслей, играющих ту или иную роль в производстве и реализации продукции.
Не смотря на некоторую ограниченность уровня государственной поддержки предпринимательской деятельности в сфере производства мясомолочной продукции, сельскохозяйственные товаропроизводители активно привлекают кредитные ресурсы на техническое перевооружение, модернизацию и развитие собственных хозяйств. Объемы кредитования по сравнению с предыдущим годом увеличились на 14,3%. Такие результаты были достигнуты в том числе и благодаря государственной поддержке.
Грядет вступление России в ВТО, которое, возможно, не совсем благоприятно может отразиться на агропромышленном комплексе. Предпосылками могут стать сокращение государственной поддержки в период 2012-2017 годы, это может создать худшие условия для отечественных агропродовольственных товаров. Вступление в ВТО также может повлечь ряд проблем: «западная еда» станет проникать к нам в еще больших количествах, будет нарушен потребительский баланс в пользу импортных окороков, мяса и молочной продукции. Поэтому наша страна еще долгое время не сможет выйти на уровень стран-экспортеров [2].
Не смотря на сложности, благодаря государственной поддержке сельское хозяйство набирает темп роста и развития в разных отраслях.
В 2010 году в Омской области значительно возрос объем расходов областной казны на поддержку производства молока в личных подсобных хозяйствах. Ставки субсидирования на закупку молока у населения увеличены к уровню предыдущего года в 5 раз. В результате с января по ноябрь включительно поголовье коров и закуп молока приросли к уровню 2009 года на 1,3% и 15 % соответственно. В целом, производство молока и мяса в хозяйствах всех категорий сохранилось на уровне предыдущего года, яиц – увеличилось на 0,7%.
На данный момент в регионе реализуется региональная программа развития сельского хозяйства до 2014 года, основными целями и задачами которой являются:
выделение субсидий на возмещении части затрат на строительство, реконструкцию мелиоративных систем (58731,0 тыс. руб.);
субсидии на приобретение техники для производства продукции животноводства, птицеводства, заготовки и приготовления кормов (284653,0 тыс. руб.);
развитие приоритетных отраслей животноводства (2166467,9 тыс. руб.);
субсидии на приобретение и содержание племенных животных (516198 тыс. руб.);
поддержка молочного и мясного скотоводства (1508367,9 тыс. руб.);
субсидии на возмещение части затрат по производству и реализации молока на переработку (1092090,0 тыс. руб.);
субсидии на возмещение части затрат по выращиванию молодняка крупного рогатого скота (64604,0 тыс. руб.) [3].
Далее рассмотрим эффективность государственной поддержки на примере конкретного предприятия мясомолочного комплекса.
В таблице приведены данные об эффективности государственной поддержки предприятия мясомолочного комплекса в Омской области.
Таблица
Эффективность государственной поддержки производства молока и мяса в
агрофирме «Екатеринославская»
Наименование продукции |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
Прибыль без учета субсидий, тыс. руб. |
Прибыль с учетом субсидий, тыс. руб. |
Рентабельность продаж без учета субсидий, % |
Рентабельность продаж с учетом субсидий, % |
Мясо |
9146,34 |
942 |
6348 |
10,3 |
69,4 |
Молоко |
30485 |
2396 |
12194 |
7,9 |
40,0 |
Анализ данных таблицы указывает на значительное влияние уровня государственной поддержки на экономическую эффективность предпринимательской деятельности в сфере производства мясомолочной продукции. В рассматриваемом хозяйстве рентабельность продаж мяса с учетом субсидий достигла 69,4 %, что в 6,7 раза больше, чем без учета субсидирования.
Похожая ситуация наблюдается и по молоку. С учетом государственной поддержки рентабельность молока увеличивается в 5 раз. Кроме субсидирования производства молока и мяса, в Омской области осуществляется датирование расходов на горюче-смазочные материалы для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Так, в 2009 году расходы хозяйства на ГСМ составили около 6 млн. рублей, из которых 600 тыс. руб. были компенсированы из регионального бюджета.
Таким образом, реально оказываемая на сегодняшний день государственная поддержка предпринимательской деятельности в сфере производства мясомолочной продукции, в значительной степени влияет на эффективность функционирования предпринимательских структур.
Литература:
1. Столовая с видом на поле [Электронный ресурс]: Российская газета. –Федеральный выпуск №5092 от 25 января 2010 г. – М., [2010]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/gazeta/rg/2010/01/25.html
2. Животноводство – основа жизни на селе [Электронный ресурс]. – Омск, [2010]. – Режим доступа: http://agrovision.ru/zhivotnovodstvo--osnova-zhizni-na-sele.
3. Долгосрочная целевая программа Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области (2010–2014 годы)» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Ом. обл. от 06 октября 2009 г. № 180-п (в ред. Постановлений Правительства Ом. обл. от 25.11.2009 № 226-п, от 13.04.2010 № 64-п). – М., [2011]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.