Государственная поддержка предпринимательской деятельности в сфере мясомолочного производства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (26) март 2011 г.

Статья просмотрена: 714 раз

Библиографическое описание:

Нардин, Д. С. Государственная поддержка предпринимательской деятельности в сфере мясомолочного производства / Д. С. Нардин, С. В. Шленцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 3 (26). — Т. 1. — С. 182-184. — URL: https://moluch.ru/archive/26/2851/ (дата обращения: 17.12.2024).

В отличие от многих других сфер экономики, сельское хозяйство в России демонстрировало в 2009-2010 годах как минимум устойчивость, а в некоторых отраслях - даже рост. Основным результатом года явился рост производства, равный 0,5 процента по отношению к предыдущему периоду.

Необходимо подчеркнуть, что рост производства достигнут в год глобального экономического кризиса. При этом во многих регионах России была засуха. Тем не менее, объем производства сельскохозяйственной продукции в стране по итогам года достиг 2,6 триллиона рублей. Динамике развития и упрочнению стабильности сельхоз предприятий способствовала государственная поддержка, в частности отрасли мясо-молочного комплекса. Благодаря этому удалось избежать дефицита и большого роста цен на рынке мясо-молочной продукции [1].

Ни для кого не секрет что предприятиям мясо-молочного комплекса и вообще всему сельскому хозяйству требуется внедрение инновационных технологий для повышения конкурентоспособности на внутреннем рынке. Это необходимо для сокращения импорта и увеличения сбыта отечественного мяса-молочной продукции (рис.). Для этого министерство сельского хозяйства разрабатывает ряд программ по сбережению ресурсов и внедрению в животноводство современных технических средств с высоким уровнем автоматизации и роботизации производства. Также принимаются меры на федеральном и региональном уровнях, а именно:

  • разработана отраслевая программа по развитию мясного скотоводства до 2012 года,

  • разработана программа развития сельского хозяйства до 2014 года,

  • согласованы прогнозные балансы на этот же период по мясным ресурсам, предусматривающие снижение квот на импорт мяса в течение 3 лет,

  • реализуются экономически значимые региональные программы по развитию мясного скотоводства стоимостью 2 миллиарда 900 миллионов рублей.

Стоит обратить внимание на то, что помощь от государства выражается не только в финансовой поддержке предпринимательской деятельности в сфере производства мясомолочной продукции, но и в ряде мер таможенно-тарифного регулирования импорта. Помимо этого существуют регионы, в которых объем производства значительно превышает внутреннее потребление (Белгородская, Липецкая, Ленинградская области, Алтайский край, Республика Мордовия). Это позволяет не только полностью обеспечивать внутренние потребности, но и замещать импорт в других регионах (фактически происходит специализация регионов).

Рис. Прогноз динамики импорта мяса и мясной продукции

Все эти мероприятия были утверждены в Доктрине о продовольственной безопасности страны в 2009 году.

Анализируя материал о государственных программах можно сделать вывод, что на данный момент поддержка предпринимательской деятельности в сфере производства мясомолочной продукции недостаточна. Наглядным примером может служить низкая конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем рынке страны.

Закупочная цена мяса и молока на территории РФ низкая, а цена реализации готовой продукции высокая. Поэтому необходимо законодательно установить фиксированную ценовую политику для перерабатывающих предприятий и поставщиков готовой продукции, контролировать долговые обязательства между переработчиком и производителем.

В качестве перспективных мер государственной поддержки, способных оказать реальное положительное влияние на экономическую эффективность предпринимательской деятельности в сфере производства мясомолочной продукции, необходимо отметить следующие:

- разработка программы льготного приобретения горюче-смазочных материалов для сельскохозяйственных предприятий, т.к. это является одной из главных проблем;

- увеличение дотаций на развитие мясомолочных предприятий;

- повышение прозрачности отчетности о выделенных средствах, которая в свою очередь обеспечит снижение уровня коррупции среди сельхозтоваропроизводителей и даст возможность развития для вспомогательных отраслей, играющих ту или иную роль в производстве и реализации продукции.

Не смотря на некоторую ограниченность уровня государственной поддержки предпринимательской деятельности в сфере производства мясомолочной продукции, сельскохозяйственные товаропроизводители активно привлекают кредитные ресурсы на техническое перевооружение, модернизацию и развитие собственных хозяйств. Объемы кредитования по сравнению с предыдущим годом увеличились на 14,3%. Такие результаты были достигнуты в том числе и благодаря государственной поддержке.

Грядет вступление России в ВТО, которое, возможно, не совсем благоприятно может отразиться на агропромышленном комплексе. Предпосылками могут стать сокращение государственной поддержки в период 2012-2017 годы, это может создать худшие условия для отечественных агропродовольственных товаров. Вступление в ВТО также может повлечь ряд проблем: «западная еда» станет проникать к нам в еще больших количествах, будет нарушен потребительский баланс в пользу импортных окороков, мяса и молочной продукции. Поэтому наша страна еще долгое время не сможет выйти на уровень стран-экспортеров [2].

Не смотря на сложности, благодаря государственной поддержке сельское хозяйство набирает темп роста и развития в разных отраслях.

В 2010 году в Омской области значительно возрос объем расходов областной казны на поддержку производства молока в личных подсобных хозяйствах. Ставки субсидирования на закупку молока у населения увеличены к уровню предыдущего года в 5 раз. В результате с января по ноябрь включительно поголовье коров и закуп молока приросли к уровню 2009 года на 1,3% и 15 % соответственно. В целом, производство молока и мяса в хозяйствах всех категорий сохранилось на уровне предыдущего года, яиц – увеличилось на 0,7%.

На данный момент в регионе реализуется региональная программа развития сельского хозяйства до 2014 года, основными целями и задачами которой являются:

  • выделение субсидий на возмещении части затрат на строительство, реконструкцию мелиоративных систем (58731,0 тыс. руб.);

  • субсидии на приобретение техники для производства продукции животноводства, птицеводства, заготовки и приготовления кормов (284653,0 тыс. руб.);

  • развитие приоритетных отраслей животноводства (2166467,9 тыс. руб.);

  • субсидии на приобретение и содержание племенных животных (516198 тыс. руб.);

  • поддержка молочного и мясного скотоводства (1508367,9 тыс. руб.);

  • субсидии на возмещение части затрат по производству и реализации молока на переработку (1092090,0 тыс. руб.);

  • субсидии на возмещение части затрат по выращиванию молодняка крупного рогатого скота (64604,0 тыс. руб.) [3].

Далее рассмотрим эффективность государственной поддержки на примере конкретного предприятия мясомолочного комплекса.

В таблице приведены данные об эффективности государственной поддержки предприятия мясомолочного комплекса в Омской области.

Таблица

Эффективность государственной поддержки производства молока и мяса в

агрофирме «Екатеринославская»

Наименование продукции

Выручка от реализации, тыс. руб.

Прибыль без учета субсидий, тыс. руб.

Прибыль с учетом субсидий, тыс. руб.

Рентабельность продаж без учета субсидий, %

Рентабельность продаж с учетом субсидий, %

Мясо

9146,34

942

6348

10,3

69,4

Молоко

30485

2396

12194

7,9

40,0


Анализ данных таблицы указывает на значительное влияние уровня государственной поддержки на экономическую эффективность предпринимательской деятельности в сфере производства мясомолочной продукции. В рассматриваемом хозяйстве рентабельность продаж мяса с учетом субсидий достигла 69,4 %, что в 6,7 раза больше, чем без учета субсидирования.

Похожая ситуация наблюдается и по молоку. С учетом государственной поддержки рентабельность молока увеличивается в 5 раз. Кроме субсидирования производства молока и мяса, в Омской области осуществляется датирование расходов на горюче-смазочные материалы для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Так, в 2009 году расходы хозяйства на ГСМ составили около 6 млн. рублей, из которых 600 тыс. руб. были компенсированы из регионального бюджета.

Таким образом, реально оказываемая на сегодняшний день государственная поддержка предпринимательской деятельности в сфере производства мясомолочной продукции, в значительной степени влияет на эффективность функционирования предпринимательских структур.


Литература:

1. Столовая с видом на поле [Электронный ресурс]: Российская газета. –Федеральный выпуск №5092 от 25 января 2010 г. – М., [2010]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/gazeta/rg/2010/01/25.html

2. Животноводство – основа жизни на селе [Электронный ресурс]. – Омск, [2010]. – Режим доступа: http://agrovision.ru/zhivotnovodstvo--osnova-zhizni-na-sele.

3. Долгосрочная целевая программа Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области (2010–2014 годы)» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Ом. обл. от 06 октября 2009 г. № 180-п (в ред. Постановлений Правительства Ом. обл. от 25.11.2009 № 226-п, от 13.04.2010 № 64-п). – М., [2011]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная поддержка, мясомолочная продукция, предпринимательская деятельность, сельское хозяйство, сфера производства, учет субсидий, Омская область, готовая продукция, мясное скотоводство, мясо-молочный комплекс.


Похожие статьи

Разработка стратегии повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства молочной продукции

Учет фактов хозяйственной деятельности организаций сферы малого и среднего предпринимательства

Особенности применения финансовых методов поддержки малого бизнеса в особой экономической зоне Калининградской области

Анализ результативности использования финансово-кредитных ресурсов государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Ставропольском крае

Повышение конкурентоспособности предприятий на региональном рынке

Формирование и функционирование предпринимательства в жилищно-коммунальном секторе экономики

Экономические показатели переработки молочной продукции в Удмуртской Республике

Развитие мясоперерабатывающей отрасли в России

Эффективная государственная поддержка как составляющая конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции

Влияние мирового экономического кризиса на развитие малого бизнеса Ростовской области

Похожие статьи

Разработка стратегии повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства молочной продукции

Учет фактов хозяйственной деятельности организаций сферы малого и среднего предпринимательства

Особенности применения финансовых методов поддержки малого бизнеса в особой экономической зоне Калининградской области

Анализ результативности использования финансово-кредитных ресурсов государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Ставропольском крае

Повышение конкурентоспособности предприятий на региональном рынке

Формирование и функционирование предпринимательства в жилищно-коммунальном секторе экономики

Экономические показатели переработки молочной продукции в Удмуртской Республике

Развитие мясоперерабатывающей отрасли в России

Эффективная государственная поддержка как составляющая конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции

Влияние мирового экономического кризиса на развитие малого бизнеса Ростовской области

Задать вопрос