Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует развитию конкуренции и развитию ввоза и вывоза капитала. Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами. Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха [4, с. 20].
Среди многих факторов социально-экономического прогресса в большинстве стран мира важную роль в современных условиях играют предпринимательство и субъекты, которые его осуществляют – предприниматели.
Муниципальное предпринимательство представляет собой совокупность разнообразных форм финансово-хозяйственной деятельности местных органов власти, способных обеспечить укрепление экономических основ местного самоуправления посредством создания дохода или экономии бюджетных средств. Система муниципального предпринимательства охватывает далеко не все направления деятельности местного самоуправления, а лишь ту сферу, которая наиболее конкурентоспособна и рентабельна в рыночных условиях. Экономическая деятельность муниципалитетов имеет сложный характер, вбирая в себя как сугубо предпринимательские, так и общественные свойства – обязанность местных органов власти удовлетворять общественные потребности. Удовлетворение общественных интересов осуществляется путем предоставления населению муниципальных образований общественно значимых товаров и услуг [5, с. 106].
Рассматривая повышение эффективности производственной сферы как задачу увеличения ВВП, нельзя не учитывать, что оно связано со сферой жилищно-коммунального хозяйства. Это система жизнеобеспечения страны, одна из основных составляющих социально-экономического климата России. Не решив проблем жилищно-коммунального хозяйства, вряд ли можно добиться устойчивой динамики роста экономики и социальной стабильности в обществе.
Жилищно-коммунальный комплекс представляет собой сложный технический комплекс зданий, сооружений, инженерных сетей и оборудования, а также промышленного, ремонтно-строительного производства и эксплуатационного обслуживания, созданного для их содержания, ремонта и сохранности. Функционирование жилищно-коммунального комплекса – это обеспечение сохранности и эффективного использования жилищного фонда, бесперебойного обеспечения жилищно-коммунальными услугами, необходимыми для жизнедеятельности человека, дальнейшего повышения уровня благоустройства и санитарного состояния территорий муниципальных образований, общего комфорта проживания [3, с. 9].
Жилищно-коммунальный комплекс – многопрофильное хозяйство, обслуживающее несколько подотраслей, охватывающих более 30 видов деятельности. Условия комфортного проживания населения и работы предприятий города обеспечиваются путём надежного и бесперебойного обслуживания, предоставления коммунальных услуг, а также посредством реализации процессов обновлении жилищного фонда. Динамика развития жилищно-коммунального хозяйства определяется совокупностью количественных и качественных показателей или индикаторов. Количественные показатели позволяют оценить уровень развития каждой подотрасли жилищно-коммунального комплекса. Качественные показатели характеризуют качество услуг, оказываемых каждой подотраслью жилищно-коммунального комплекса, уровень использования производственных мощностей, эффективность труда, уровень его механизации, автоматизации и компьютеризации, степень развития конкуренции, уровень развитости рынка жилищно-коммунальных услуг.
В настоящее время в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) страны накопился ряд противоречий, которые требуют незамедлительного решения: высокая фондоемкость и низкая производительность труда; рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) и ухудшение финансового состояния предприятий; высокая степень износа основных фондов, стагнация структурного развития сферы ЖКХ и опережающая динамика развития предпринимательской среды хозяйства страны в целом; пассивность населения и необходимость модернизации системы управления жилищным фондом; развитие рыночных отношений и устаревшая нормативно-правовая база ЖКХ.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства является одним из ключевых направлений социальной и экономической политики государства. В ходе осуществления реформы наметились некоторые положительные тенденции. При рассмотрении вопросов управления жилищно-коммунальной сферой и ее отдельными отраслями необходимо учитывать, что каждая такая отрасль является, как сфера самостоятельной деятельности, подсистемой в общей системе жилищно-коммунального комплекса города и одновременно подсистемой в соответствующей отраслевой системе более высокого уровня.
Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства провозглашен переход от бюджетного дотирования к оплате все в большей степени жилищно-коммунальных услуг гражданами при условии обеспечения, в том числе за счет федерального бюджета, социальной защиты малообеспеченных семей.
Важным условием повышения эффективности работы данной отрасли является снижение издержек в предоставлении услуг, в чем должна быть соответствующая заинтересованность работников этих предприятий.
Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства должны предусматривать снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при высоком качестве предоставляемых услуг. Конечным результатом реформы должно быть повышение эффективности работы жилищно-коммунальной отрасли, последовательное снижение бюджетных расходов на ее дотирование. Важное условие для этого – создание необходимой конкурентной среды. Одним из путей этого является создание управляющих компаний, товариществ собственников жилья и других организационных форм на принципах самоуправления.
Основная причина нынешнего кризиса жилищно-коммунального хозяйства состоит не только в износе основных фондов, но и в институциональном кризисе самой системы жилищно-коммунального хозяйства страны. Изначально в основу реформирования отрасли были заложены идеи достижения самоокупаемости и перехода к рынку, путем повышения оплаты коммунальных услуг населением за счет предполагаемого роста доходов населения и путем передачи бюджетных ресурсов, выделяемых на дотирование предприятий данной системы, непосредственно гражданам в качестве субсидий. Это подразумевало перевод отношений на рыночную основу с развитием конкуренции, частной собственности и на этой основе предполагало обеспечить полную оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства в основном за счет доходов населения и в меньшей степени за счет средств бюджета. Однако вместо обещанного увеличения доходы основной массы населения резко упали, сохранялась значительная доля бедных и сверхбедных граждан. Следовательно, переход к повышению самоокупаемости услуг жилищно-коммунального хозяйства за счет населения на деле объективно невозможен. К тому же необходимо отметить, что многократно сократилась финансовая поддержка отрасли из федерального и местного бюджетов в результате вывода объектов социального значения из структур производственного назначения, в цены товаров которых они ранее входили.
Для решения возникших проблем необходимо государственное регулирование этого важнейшего социально-экономического комплекса жизнеобеспечения граждан России. Вместе с тем необходимо продолжить финансовое оздоровление жилищно-коммунального комплекса, выделять необходимые ассигнования на восстановление инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства на уровне страны.
В системе жилищно-коммунального хозяйства предполагается создание конкурентной среды и активное внедрение механизмов конкурсного распределения подрядов на коммунальные услуги. Для восстановления нормального функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства необходимы большие объемы финансирования. Мировая практика определяет оптимальную модель финансирования коммунальной отрасли как разумное сочетание средств из государственных бюджетов и средств предпринимателей.
Дальнейшее развитие предпринимательства в ЖКК мы видим возможным с учетом спроса и предложения на жилищно-коммунальные услуги.
Финансирование жилищно-коммунального хозяйства в связи со спецификой его функционирования осуществляется, прежде всего, из бюджетов субъектов Федерации. Это расходы на капитальный ремонт жилого фонда; на покрытие убытков жилищно-эксплутационных организаций, занимающихся обслуживанием жилого фонда; разницы в тарифах на теплоэнергию, отпускаемую для отопления жилых домов; некоторые другие расходы.
Среди множества проблем, требующих решения в ходе выполнения жилищно-коммунальной реформы, особое место занимает достоверность и доступность информации, которая создается, используется и распространяется в жилищно-коммунальном хозяйстве. В первую очередь это сведения о жилищном фонде и жителях, о потреблении энергоресурсов, оперативная информация о текущем состоянии объектов ЖКХ, инженерных коммуникаций.
Необходимость получения актуальной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации предприятий ЖКХ настоятельно требует внедрения новых информационных технологий. Внедрение таких технологий не сводится только к установке вычислительной техники на предприятиях. Требуется решить достаточно сложные вопросы нормативно-правового обеспечения системы и обмена данными с другими внешними системами.
Для формирования и развития предпринимательских структур в ЖКК на основе системного подхода представим концептуальные основы теоретико-модельного видения процессов генезиса предпринимательства в исследуемом комплексе (рисунок 1) [2, с. 9].
Рисунок 1 – Концептуальные основы формирования и функционирования
предпринимательских структур жилищно-коммунального комплекса
Предлагаемая схема формирования и функционирования предпринимательских структур жилищно-коммунального комплекса консолидировано раскрывает сущность, причины, цели, функции и принципы деятельности субъектов предпринимательства в ЖКК.
Таким образом, жилищно-коммунальный комплекс можно назвать одной из наиболее востребованных отраслей бизнеса, так как оказываемые населению услуги, всегда необходимы. По нашему мнению, предпринимательская деятельность в сфере предоставления ЖКУ представляет собой свободное экономическое хозяйствование, осуществляемое субъектами рыночных отношений (населением; государством; предприятиями-поставщиками коммунальных услуг; организациями, специализирующимися на профессиональном управлении в рамках функционирования рынка ЖКУ) в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в услугах и получения предпринимательского дохода, необходимого для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами [1, с. 39].
Формирование условий для развития предпринимательства в ЖКХ позволит ускорить реформационные процессы, будет способствовать эффективному функционированию рыночных механизмов в отрасли и повышению качества жилищно-коммунальных услуг. Это актуализирует необходимость научной разработки проблем формирования условий развития бизнес-структур в ЖКХ, учитывающих интересы собственников жилья, ресурсоснабжающих, обслуживающих организаций и государства.
Литература:
Агаджанян, А.Я. Формирование и развитие предпринимательской деятельности в жилищно-коммунальном комплексе: дис. … канд. экон. наук / Агаджанян А.Я. – Ставрополь, 2010. – 191 с.
Агаджанян, А.Я. Формирование и развитие предпринимательской деятельности в жилищно-коммунальном комплексе: автореф. дис. … канд. экон. наук / Агаджанян А.Я. – Ставрополь, 2010. – 22 с.
Денисов, В. Снижение издержек – магистральный путь // Жилищно-коммунальное хозяйство. – 1999. – № 2. – С. 9-11.
Кирсанов, С.А. Жилищно-коммунальные услуги в системе муниципального управления: Автореф. дис. канд. экон. наук / С.-Петерб. гос. ун-т. – СПб. – 2000. – 20 с.
Криворучко, О.Н. Становление предпринимательской деятельности в России / О.Н. Криворучко, А.А. Зайцев. – М.: Экономика, 2000. – 205 с.