К вопросу об управляющей компании в ЖКХ как участнике ГЧП
Автор: Кицай Юлиана Анатольевна
Рубрика: 9. Гражданское право и процесс
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2011)
Статья просмотрена: 562 раза
Библиографическое описание:
Кицай, Ю. А. К вопросу об управляющей компании в ЖКХ как участнике ГЧП / Ю. А. Кицай. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.). — Москва : Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/40/933/ (дата обращения: 17.12.2024).
ЖКХ является важнейшей сферой социально-экономической структуры общества. Качество ее функционирования на базе равноправного существования в данной сфере всех форм собственности позволяет создать поле качества экономических отношений собственников услуг ЖКХ и сетевую среду для реализации принципов социально-ориентированной рыночной экономики. Развитие ЖКХ как приоритетное направление ГЧП не получило должного развития в российской экономике, хотя в мировой практике хозяйствования, адаптируемой к российским условиям, широко используются возможности ГЧП на основе таких инструментов взаимодействия бизнеса и государства, как концессионные соглашения. Как указал Президент РФ Д. Медведев в своем ежегодном послании к Федеральному собранию РФ, «…чтобы предотвратить дальнейшую деградацию коммунального хозяйства и одновременно повысить эффективность использования энергии в жилищно-коммунальный сектор, нужно активнее привлекать частный капитал».
При этом важно понимать, что в процессе рыночной трансформации ЖКХ приоритетное место занимают задачи обеспечения стабильности предприятий отрасли, высокого качества оказываемых ими услуг, а также сохранения контролирующей роли государства в данной сфере. В связи с этим необходим научно обоснованный переход к новой организационно-управленческой модели рынка, базирующейся на государственно-частном взаимодействии его субъектов.
Российское ЖКХ находится в состоянии тяжелого системного кризиса, является тормозом экономического роста и ареалом высокой социальной напряженности в регионах. Начало реформ в этой области было провозглашено еще в 1992 году, с тех пор мы не видим ни реальных результатов, ни окончания реформы. Научнообоснованные рекомендации принципов организационно-структурного формирования и управления ЖКХ практически отсутствуют. Одной из главных причин кризисного состояния ЖКХ является низкая управляемость происходящими в нем процессами. Главной проблемой, сдерживающей развитие коммунального хозяйства, следует признать дефицит инвестиций. По оценке экспертов для срочной замены инженерных сетей, для модернизации действующих и строительства в необходимых объемах новых центральных тепловых пунктов и котельных, водозаборов и наносных станций необходимы инвестиции в размере до 4 трлн. рублей. Очевидно, что государство не в состоянии выделить из бюджета средства в таком объеме. Наиболее реальным путем решения проблемы является развитие сотрудничества власти и бизнеса в инвестиционной сфере, используя при этом различные формы государственно-частного партнерства.
Кроме того, с одной стороны, в современных российских условиях выявился ряд новых проблем, связанных с развитием форм сотрудничества государства и частного сектора экономики: формирование экономических принципов разделения полномочий партнеров в управлении инвестициями и созданными на их основе объектами; разработки действенных форм поддержки со стороны государства частных коммунальных предприятий в условиях кризиса; развитие коммунальных бизнес-структур, созданных на условиях ГЧП; развитие сотрудничества местной администрации и частного бизнеса в инновационно-инвестиционной сфере коммунального хозяйства и др.
С другой стороны, следует отметить, что практика ГЧП получила широкое распространение в европейских странах. В 2001-2009 гг. в Европе подписано 750 проектов на условиях ГЧП на сумму в 100 млрд. фунтов, в т.ч. в Великобритании 526 проектов объемом 61 млрд. фунтов. В странах ЕС удельный вес инвестиций на принципах ГЧП составляет: железные дороги – 46%, автодороги – 35, энергетика – 7, аэропорты – 6%. Самый крупный проект на концессионной основе – Евротоннель (общий объем инвестиций - 15 млрд. долл.). ЕС планирует за 20 лет привлечь посредством ГЧП примерно 400млрд. евро в трансъевропейские транспортные и телекоммуникационные сети, в энергетическую инфраструктуру.
В развитых странах в рамках ГЧП государство оказывает существенное воздействие на деятельность частного предприятия, разрабатывая общие нормы работы, тарифную политику, ограничения монополии и другие «правила игры» для частного сектора. Очевидно, что риск изменения этих действовавших на момент заключения договора ГЧП и согласованных норм, и правил составляет существенный риск для частного предприятия, которое стремится его сбалансировать завышением запланированной нормы прибыли.
В развитых странах накоплен бесценный опыт создания и функционирования системы институтов развития, охватывающих важнейшие сферы экономики – это и общеевропейские институты (ЕБРР), и агентства, осуществляющие поддержку экспорта, в том числе экспортное страхование (французская COFACE, итальянская SACE), и институты, поддерживающие инновации и высокие технологии (венчурный фонд SITRA в Финляндии) и др.
В целом анализ опыта развитых стран в области формирования ГЧП в инновационной сфере позволяет сделать вывод о том, что их роль в решении задач повышения инновационной активности как государственного, так и частного секторов постоянно возрастает, количество и многообразие реализуемых программ в этой области неуклонно растет.
Уточним, что государственно-частное партнерство (в зарубежной доктрине и практике используется термин «public-privatepartnership» (PPP)) - это юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество органов и организаций публичной власти и субъектов частного предпринимательства в отношении объектов, находящихся в сфере непосредственного государственного интереса и контроля, предполагающее распределение рисков между партнерами, осуществляемое в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное государственное и общественное значение.
Государственно-частное партнерство характеризуется также в качестве принципа взаимодействия государства и бизнеса и в качестве правовой формы такого взаимодействия.
Как показывает анализ, наиболее благоприятными направлениями развития частного бизнеса в системе муниципального хозяйства зарубежом являются:
-организации эксплуатации жилищного фонда;
-бытовые, в том числе ремонтные услуги населению, благоустройство дворовых территорий, сбор, удаление и переработка бытовых отходов;
-выполнение уборочных работ, озеленение;
-ремонт и содержание дорог.
Изучение опыта ряда развитых европейских стан в сфере развития коммунального хозяйства показывает, что основными задачами органов государственной власти и местного самоуправления в сфере ЖКХ является предоставление возможностей для проявления деловой активности частных компаний, что с одной стороны позволяет получать значительную экономию бюджетных средств, а с другой – сохраняет ответственность городской(муниципальной) администрации за координацию частных компаний и предпринимателей в сфере городского хозяйства. Практический опыт зарубежных стран в развитии ЖКХ базируется на механизмах социальной защиты населения по предоставлению и содержанию жилищ.
Общая практика функционирования коммунальных предприятий в развитых странах с переходной экономикой показывает, что в этих странах существует много гибких форм и методов управления объектами публичной собственности с использованием возможностей частной инициативы, частного капитала и рыночной конкуренции. В целом, наиболее значимыми понятиями в праве различных стран, связанными с предоставлением коммунальных услуг, являются концессии, приватизация и акционирование.
К числу потенциальных выгод функционирования частного бизнеса в сфере предоставления коммунальных услуг можно отнести следующие:
1)наличие емкого, устойчивого, предсказуемого рынка сбыта услуг;
2)значительный потенциал экономии текущих затрат за счет эффективного менеджмента, внедрения ресурсосберегающих технологий;
3)возможность обеспечения доходности капитала при условии экономии текущих издержек.
Успех проекта ГЧП в ЖКХ РФ с использованием управляющих компаний существенно зависит от качества подготовки проекта на начальных стадиях. По мнению автора, в данном случае существенную роль играют следующие аспекты:
-адаптация организационной структуры проекта к местным условиям (многие проблемы, стоящие перед ГЧП, возникают из-за того, что партнеры «скопировали» решения, составленные для другого ГЧП, и поэтому не приняли во внимание данную специфическую ситуацию);
-организация демократического контроля и благосклонного принятия населением;
-развитие доверительных отношений между партнерами (государственный сектор должен быть надежным партнером частным третьим лицам, так как вступление в такие долгосрочные отношения предполагает существенный риск для последних).
Следует выделить основной круг проблем, препятствующих развитию эффективного реформирования ЖКХ РФ с участием управляющих компаний:
1.Сверхнормативный износ основных фондов ЖКХ.
2.Необходимо проникновение крупного западного бизнеса в российский ЖКХ.
3.Предполагаемые инвестиции в ЖКХ, которые придется сделать частному бизнесу, огромны и это может вызвать, в первую очередь рост тарифов для населения.
4.Отсутствует до конца проработанный правовой механизм привлечения инвестиций с соблюдением принципа возвратности вложенных средств.
5.Перераспределение ответственности, в том числе и финансовой, между государством, муниципалитетами, эксплуатационными службами и жильцами.
6.Невостребованы инструменты финансового рынка в деле реформирования ЖКХ.
7.Внутренние противоречия в российском законодательстве, связанные со статусом собственника жилья и объединением собственников жилья.
8.Проблема привлечения инвестиций в ЖКХ в крупных городах обостряется из-за дефицита удобных площадок для осуществления крупномасштабных строительных проектов: приходится вкладывать огромные дополнительные средства в подготовку площадок.
9.Права частных управляющих компаний не защищены, они выходят на рынок ЖКХ на неравных условиях с ДЭЗами.
По результатам исследования можно выделить приоритетные направления дальнейшего развития ЖКХ с участием управляющих компаний, в частности:
-создание эффективной системы тарифного регулирования, повышение эффективности государственной финансовой поддержки,
- финансовое оздоровление муниципальных предприятий,
- формирование эффективной системы финансирования, кредитования и инвестиций в рамках финансового механизма ЖКХ.
В целом, правовая концепция государственно-частного партнерства с управляющей компанией как одним из участников еще не сформировалась в Российской Федерации, хотя очевидно, что эта форма станет эффективным инструментом развития ЖКХ в нашей стране.