В статье осуществлен анализ концепции государственно-частного партнерства на основе определений в мировой практике, которая трактуется в двух аспектах: во-первых, как инструмент экономического и социального развития на международных, национальных, региональных, местных уровнях; во-вторых, как конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и частными компаниями на базе объектов государственной и муниципальной собственности.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, государственный сектор, частный сектор, международные организации, глобализация.
Существенным фактором развития национальной экономики и создания научно-технологических преимуществ страны в условиях глобализационных изменений является эффективное взаимодействие органов государственного управления, научных учреждений и бизнес-структур. Накопленный мировой опыт позволяет признать государственно-частное партнерство (далее — ГЧП) одним из основных механизмов расширения ресурсной базы и мобилизации неиспользованных резервов для экономического развития [3].
В трактовке ГЧП как партнерского взаимодействия государства и бизнеса в той или той стране есть определенные особенности, которые зависит от целей, задач, приоритетов экономической политики, законодательной и нормативно-правовой базы, административной структуры и функций органов власти, уровня развития гражданского общества и правовой культуры. Например, в Великобритании «частная финансовая инициатива» является инструментом привлечения внебюджетных средств в сферы хозяйственной ответственности, которые традиционно считались монополией государства. В США особенностью «публично-частного партнерства» является то, что государство и бизнес делят доходы, которые возникают в результате их взаимодействия [2].
Государственно-частное партнерство в мировой практике трактуется в двух аспектах: во-первых, как система отношений государства и бизнеса, широко используется как инструмент экономического и социального развития на международных, национальных, региональных, местных уровнях; во-вторых, как конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и частными компаниями на базе объектов государственной и муниципальной собственности [5]. Международная передовая практика постоянно уточняет концепцию ГЧП благодаря усилиям международных организаций, таких как Европейская комиссия или Комиссия ООН по международному торговому праву («UNCITRAL»). Такие определения предоставляются многими международными игроками в сфере ГЧП как стандартные определения ГЧП, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Понятие ихарактеристики государственно-частного партнерства, определены международными финансовыми организациями иинститутами
Организация / институт |
Понятие иего характеристика |
Секретариат Объединенных Наций |
Г5ЧП определяют как общее понимание распределенных целей и ответственности за их достижение, продолжение государственно-частного диалога о потребностях, которые должны быть удовлетворены, формирования поддерживающей политики и институциональной основы |
Европейская экономическая комиссия ООН |
ГЧП понимает партнерство, что учреждается с целью обеспечения финансирования, планирования, создания и эксплуатации объектов и предоставления общественных услуг. Главными особенностями являются: долгосрочность обеспечения и предоставления услуг (иногда свыше 30 лет); распределение рисков между государственным и частным партнерами; многообразие форм долгосрочных контрактов, заключаемых между частными и государственными (муниципальными) структурами |
Комитет ОЭСР по научной и технологической политики |
ГЧП — любые официальные отношения или договоренности на фиксированный/ бесконечный период времени между государственными и частными участниками, в которых обе стороны взаимодействуют в процессе принятия решения и соинвестируют ограниченные ресурсы, такие как деньги, персонал, оборудование и информация для конкретных целей в определенной области науки, технологии и инноваций. Признаки, характеризующие ГЧП: стороны партнерства должны быть представлены как государственным, так и частным сектором экономики; взаимоотношения сторон ГЧП должны быть зафиксированы в официальных документах (договорах, контрактах и т. п) и должны иметь партнерский, то есть равноправный характер; стороны ГЧП должны иметь общие цели и четко определенный государственный интерес; стороны ГЧП должны объединить свои усилия для достижения общих целей и распределять между собой расходы и риски, а также участвовать в использовании полученных результатов |
Европейский инвестиционный банк |
ГЧП является стандартным термином для обозначения отношений, образованных между частным сектором и публичными органами, часто с целью привлечения ресурсов частного сектора и / или опыта, чтобы помочь в обеспечении и поставках активов и услуг государственного сектора |
Европейский экспертный центр |
Соглашения ГЧП обычно имеют следующие характеристики: долгосрочный контракт между государственным заказчиком и частным партнером, который своим предметом имеет закупку услуг, а не активов; передача определенных рисков в проектах ГЧП частному сектору, в частности по проектированию, строительству, эксплуатации и/или финансирования проекта; упор делается на спецификации результатов проекта с учетом его полного жизненного цикла; применение частного финансирования как основы для распределения рисков; платежи до частного сектора за предоставленные услуги, могут уплачиваться либо получателями, либо государством, либо совместно ими обоими |
Международный Валютный Фонд |
ГЧП относится к сделкам, где частный сектор поставляет инфраструктурные активы и услуги, традиционно обеспечивались правительством. В дополнение к частной реализации и финансирования публичных инвестиций, ГЧП имеет две важные характеристики: 1) акцент на предоставлении услуг и инвестировании частным сектором; 2) существенный риск переходит от правительства к частному сектору. ГЧП привлекается в широкий круг социальных и экономических инфраструктурных проектов |
Всемирный банк |
ГЧП определяют как соглашение между публичной и частной сторонами по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг с целью привлечения дополнительных инвестиций, и что еще важнее, как средство повышения эффективности бюджетного финансирования |
Международные финансовые организации при определении понятия ГЧП применяют подход к ГЧП, как финансового соглашения между государственным и частным сектором [1]. По определению МВФ определяющей характеристикой ГЧП является передача финансовых обязательств частному партнеру. Такую точку зрения разделяют Мировой банк и Европейский инвестиционный банк.
В то же время, несмотря на разнообразие подходов относительно сущности и содержания ГЧП бесспорным является то, что приведенные определения взаимно дополняют друг друга и создают основу для создания механизмов эффективной реализации проектов ГЧП с учетом локальной специфики и глобального влияния внешней среды [4].
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в экономической науке и международной практике нет единодушия по определению государственно-частного партнерства. Учитывая особенности рассматриваемых подходов, а также выделены характерные черты ГЧП можно предложить следующее обобщенное определение государственно-частного партнерства ГЧП — это взаимовыгодное сотрудничество между государством, территориальными общинами и субъектами предпринимательской деятельности, направлено на реализацию важных социально-экономических проектов на принципах приоритетности государственных интересов партнеров, их политической и экономической поддержки, справедливого распределения рисков между ними, равноправия и прозрачности отношений на договорной основе или путем создания юридического лица с целью достижения лучших результатов функционирования и/или повышения качества производимой продукции (товаров)/ выполняемых работ (услуг), и/или получения прибыли и/или достижения иного неэкономического эффекта в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Литература:
- Борщевский Г. А. Государственно-частное партнерство: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. — М.: Юрайт, 2016. — 344 с.
- Варнавский В. Новые подходы к финансированию инфраструктуры в Великобритании / В. Варнавский // Мировая экономика и международные отношения. — 2012. — № 9. — С. 67–74.
- Григорьева Е. М. Совершенствование механизма государственно-частного партнерства в кризисных и посткризисных условиях: Монография / Е. М. Григорьева, Д. П. Карпова. — М: Креативная экономика, 2015. — 120 с.
- Казанцев А. К. Государственно-частное партнерство в научно-инновационной сфере / Казанцев А. К., Рубвальтер Д. А. — М. Инфра-М, 2014. — 330 с.
- Социально-ориентированное местное управление: опыт городов Германии / Под ред. Б. М. Гринчеля, Н. Е. Костылевой. — СПб.: Наука, 1999. — 338 с.