Государственно-частное партнерство как инновационный инструмент в условиях неопределенности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Конищева, Т. И. Государственно-частное партнерство как инновационный инструмент в условиях неопределенности / Т. И. Конищева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/219/11572/ (дата обращения: 22.12.2024).



Государственно-частное партнерство как инновационный инструмент в условиях неопределенности

Конищева Татьяна Игоревна, аспирант

Московский финансово-юридический университет (г. Москва)

В условиях кризиса устойчиво проявляется проблема обеспечения профицита государственного бюджета, соответственно насыщения бюджетными средствами банковской системы и кредитования реального сектора.

По отношению к традиционным инструментам антикризисных мер, обладающих, в том числе, и негативными последствиями для российской экономики (большой объем необходимых бюджетных средств, увеличение давления на рубль, расширение возможностей для вывода капитала из России, ухудшение конкурентной среды и угроза перераспределения собственности в пользу не самых эффективных компаний), выгодно позиционируется комплекс инструментов ГЧП, представляющий широкие возможности для бизнеса в условиях кризиса.

Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества [1, с.1]. При использовании механизма ГЧП появляется возможность повышения эффективности взаимовыгодного сотрудничества государства и частного сектора, повышения качества предоставляемых услуг, ускоренной модернизации инфраструктуры, необходимой для диверсификации экономики [3, с.2].

Именно с помощью такого взаимодействия бизнеса и власти возможно реализовать программы социально-экономической модернизации экономики с наименьшими издержками и потерями для общественного сектора

Таким образом, государственно-частное партнерство представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

ГЧП рассматривается правительствами как развитых, так и развивающихся стран в качестве важной антикризисной меры, которая за счет целевого и адресного назначения затрат из бюджета на производство и межотраслевых связей дает более высокий экономический эффект по сравнению с увеличением бюджетных расходов, направленных на прямое стимулирование потребительского спроса (увеличение пособий, пенсий, заработной платы государственных служащих и др.) [6, с.935]. Поэтому дополнительное финансирование на проекты государственно — частного партнерства не только ускоряет выход экономики из кризиса, но и способствует развитию экономики в целом.

Основными инструментами ГЧП в РФ на сегодняшний день являются: Инвестиционный фонд РФ, Особые экономические зоны (в том числе портовые ОЭЗ) и Концессии

Российский бизнес на данном этапе развития мировой экономики в целом и российской в частности готов к переходу на партнерские отношения с государством гораздо больше, чем еще несколько лет назад.

В условиях кризиса рост интереса к ГЧП вызван двумя причинами. Во-первых, частный бизнес гораздо больше заинтересован в получении бюджетного софинансирования через механизмы Инвестиционного фонда РФ и ОЭЗ. С другой стороны, столкнувшиеся с финансовыми проблемами регионы и муниципалитеты более охотно передают в управление коммерческим операторам обременительную коммунальную и транспортную инфраструктуру с помощью механизма концессии.

Практического опыта Компания ФОК сделала выводы о высоком потенциале использования этого инструмента в качестве антикризисного механизма поддержки реального бизнеса и региональной экономики.

Аналитики Компании ФОК однозначно прогнозируют рост сектора ГЧП в среднесрочной перспективе. Наибольшими темпами, по их мнению, будут развиваться проекты регионального масштаба с прогнозируемыми сроками реализации (до 3 лет), а число федеральных проектов, запускаемых Инвестиционным фондом РФ, будет сокращаться из-за ресурсоемкости и долгой отдачи [7, с.1].

В правительственных документах Российской Федерации, определяющих экономические перспективы развития государства, взят курс на обеспечение планомерного и стабильного экономического роста. Изучение механизмов и способов достижения реализации этой задачи являются на сегодняшний день приоритетными. Решение данной задачи в условиях внешнего «давления» сопряжено с изменениями взглядов, подходов и практики взаимодействия органов государственного управления национальной экономики и структур бизнеса [2, с.89].

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что в процессе создания инновационной экономики государственному сектору, равно как и предпринимательскому, выгодно использовать различные формы взаимодействия, в том числе партнерство.

Современная экономика, а именно поставленная задача на уровне правительства РФ в становлении инновационной экономики, некоторые недостатки законодательной базы, а также требования предпринимательской среды способствовали выделению новой формы взаимодействия бизнеса и власти — государственно-частное предпринимательство (ГЧПР).

Государственно — частное предпринимательство — это совокупность подходов и форм осуществления предпринимательской деятельности по производству товаров и услуг при условии обязательного взаимовыгодного сотрудничества государственного и частного секторов экономики с целью решения социально-экономических задач, а также развития и поддержки малого и среднего предпринимательства [5, с.157].

Государственно-частное предпринимательство, по нашему мнению, является перспективной формой взаимодействия бизнеса и власти в России. В системе ГЧПР авторами научных работ по экономике выделяется новая форма взаимодействия бизнеса и власти — государственный франчайзинг [7, с.13]. В последнее время в российской экономике франчайзинг приобретает все большее значение, выступая особым способом организации и ведения бизнеса, то есть предпринимательской деятельности.

В условиях растущей рыночной конкуренции и глобализации экономики франчайзинг как особая форма предпринимательской деятельности дает возможность повысить эффективность малого предпринимательства, способствует малому бизнесу, объединенному во франчайзинговые сети, в выходе на федеральный и международный уровень. Развитие франчайзинга позволяет создать дополнительные конкурентоспособные по заработной плате и технологическому оснащению рабочие места за счет организации новых и расширения действующих франчайзинговых предприятий в регионах России [7, с.12]. Необходимость модернизации отечественной экономики придает франчайзингу особое значение. При этом государство должно выступать как выгодный партнер, а не регулирующий орган.

Проблема сбалансированного развития территорий и обуславливает необходимость и актуальность совершенствования взаимодействия частного бизнеса и государственного сектора на основе партнерских отношений и баланса интересов, а так же на основе максимально возможной эффективности участия каждой стороны.

Литература:

  1. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // КосультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/4f41fe599ce341751e4e34dc50a4b676674c1416/ (дата обращения: 27.11.2016).
  2. Бутенко Д.Е. Современное состояние законодательства российской федерации в сфере государственно — частного партнерства // Актуальные проблемы экономической теории и практики. — Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2015. — С. 83-92.
  3. Жангирова Р.Н. Развитие государственно — частного партнерства в республике Казахстан // ВестникКазНПУ. — 2014. — № 2. — С. 2.
  4. Масюк Н.Н., Балдина Ю.В. Частно-государственное предпринимательство как инновационная форма взаимодействия бизнеса и власти // Креативная экономика. — 2013. — № 2. — С. 9-14.
  5. Самсонов Д.Ю. Частно-государственное предпринимательство как инструмент модернизации экономики // Социально-экономические явления и процессы . — 2013. — № 4. — С. 156-159.
  6. Чуманская О. А. Государственно-частное партнерство в России в условиях экономического спада // Молодой ученый. — 2016. — № 10. — С. 934-937.
  7. ГЧП — антикризисная мера для российского бизнес // Компания ФОК. URL: http://www.foconsult.ru/mainnews/i141-gchp-antikrizisnaya-mera-dlya-rossijskogo-biznesa.html (дата обращения: 27.11.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): Инвестиционный фонд РФ, предпринимательская деятельность, условие кризиса, государственно-частное партнерство, государственно-частное предпринимательство, государственный сектор, заработная плата, инновационная экономика, российская экономика, Россия, форма взаимодействия бизнеса, частный бизнес, частный сектор.