Государственно-частное партнерство как условие инновационного развития АПК
Автор: Куликова Елена Александровна
Рубрика: 7. Отраслевая экономика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 1374 раза
Библиографическое описание:
Куликова, Е. А. Государственно-частное партнерство как условие инновационного развития АПК / Е. А. Куликова. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/56/2756/ (дата обращения: 17.12.2024).
"Главным условием спроса экономики на
инновации является
обеспечение конкуренции. Российская экономика
может не только покупать -
она может порождать инновации. Наше
место в будущем мире зависит от того, используем ли мы свои
возможности"
В.В. Путин " О наших экономических задачах"
Государственно-частное партнерство является важным условием инновационного развития Агропромышленного комплекса России.
Еще в 90-х гг. XX века, в странах в развитых странах Западной Европы и в развивающихся странах было учреждено более 2700 проектов ГЧП.
Если говорить о значении государственно-частного партнёрства для Российской Федерации, анализируя исторический опыт экономического развития России, ГЧП существовало в рамках концессий периода НЭПа.
В настоящее время изменилось само понятие государственного предприятия. "Изменилось само понятие государственного предприятия : им считается предприятие с 10-15 % государственного капитала." [2]
В течение последних лет тема ГЧП в развитии российской экономики звучит часто и не только на региональном уровне, но и на федеральном уровне, на уровне государственного управления.
Взаимодействие государства и частного бизнеса является одним из важнейших условий повышения инновационной активности любого сектора экономической и социальной инфраструктуры. Повышения эффективности экономических показателей.
В современных условиях развития и укрепления России существует прямая необходимость использования механизмов ГЧП и в целях привлечения иностранного капитала и передовых технологий для модернизации экономики. Чем скорее и интенсивнее произойдут изменения в сторону развития ГЧП в различных сферах экономики, тем быстрее мы ощутим экономическое оздоровление в этих сферах, которые требуют сегодня государственной поддержки и являются приоритетными для развития нашего государства.
Агропромышленный комплекс является приоритетной сферой экономики. Сегодняшний курс на поддержку АПК – это очень значимый процесс. Но мы уже упустили время, особенно в период 90 – х годов прошлого столетия. Этот период характеризуется в экономике нашей страны как период глубокого экономического спада. Данный период и его последствия негативно отразились на аграрном секторе. Далее данный процесс усугубился мировым экономическим кризисом.
Государственное регулирование сельского хозяйства страны является частью системы государственного регулирования экономики в целом.
Агропромышленный комплекс – важнейшая сфера экономики государства, так как еще К. Маркс говорил, что продукты питания являются первым условием жизни производителей и всего производства в целом.
Сфера АПК – это сфера жизнеобеспечения. Примерно 70% всех продуктов первой необходимости изготавливается из сельскохозяйственного сырья и более 90% потребностей населения в продуктах питания обеспечивается сельхозпродукцией. Аграрные производители являются основными поставщиками сырья для предприятий многих отраслей.
Развитие АПК способствует созданию особой инфраструктуры (развитие зон отдыха и создание дополнительных рабочих мест и т.д.).
Деятельность АПК во многом определяет экономическое состояние региона, страны. Поэтому агропромышленный сектор должен стать приоритетным сектором экономики для участия государства и необходимым условием инновационного развития.
"Инновационная активность и показатели технологического развития страны хотя и имеют тенденцию к постепенному росту, но пока остаются невысокими"[3]
Именно потому представляется необходимым оптимизировать способы взаимодействия участников развития инновационных процессов, причем с учетом приоритета роли государства в силу особой значимости инновационной сферы для развития экономической системы страны"[1]
Что такое инновация? На сегодняшний день такого определения в законодательной базе – нет. Есть концептуальные взгляды на это понятие, но нет четких критериев оценки того, что модно считать инновацией. Между тем, многие ученые и государственные деятели считают, что инновационный путь развития – это единственный эффективный путь развития современной экономики.
Несомненно, основной задачей государства в инновационном развитии любой отрасли остается задача регулирования (координирования) деятельности в области разработок, внедрения и применения инновационных технологий.
«Основной задачей государства, как регулятора развития должно стать перенаправление инвестиционных потоков в «нужные» инновационные отрасли».[8] Данная взаимосвязь прослеживается и в обратном высказывании: «В случае отсутствия инновационного развития конкурентоспособность регионов страны в целом снизится и инвестиционное развитие замедлится» [2]
В монографии «Государственно – частное партнерство в инновационном развитии региона и предприятий» ее авторы д.э.н., профессору В.Н. Иванова и к.э.н. В.С. Иванов рассматривая зарубежный опыт формирования промышленной политики четко выделяют три модели промышленного развития экономики:
1. Экспорто – ориентированная модель – суть ее во всемерном поощрении производств, ориентированных на экспорт своей продукции.
2. Модель импортозамещения – основанная на обеспечении внутреннего рынка на основе развития национального производства.
3. Инновационная модель – основана на поддержании научно – технического потенциала страны и как следствие ее конкурентоспособности на внешнем рынке, способствует развитию образовательных институтов, подготовке высококвалифицированных кадров, созданию рабочих мест на внутреннем рынке труда, поддержка благосостояния граждан, развитие промышленности. Существуют различные формы государственного регулирования инновационной сферы.
Таблица 3
Формы государственного регулирования инновационной сферы
№ п/п |
Наименование форм (методов) |
Функции |
1.
2. |
Нормативно – правовые
Организационные |
|
3. |
Экономические |
|
4. |
Финансовые |
|
Главная задача государства в развитии инновационной сферы - это обеспечение конкурентоспособности инновационных компаний и производственных предприятий на внешнем и внутреннем рынках.
Наиболее важен этот аспект в масштабе модернизации отечественной экономики, в том числе и для развития ее приоритетных направлений. Нельзя здесь не отметить, что к числу таких направлений относятся те сферы, которые в силу высоких рисков, низкой привлекательности для инвесторов не пользуются финансовой поддержкой предпринимателей. Данные сферы и конкретные проекты требуют инновационного подхода, где участие государства необходимо с точки зрения финансовой поддержки, лоббирования и создания определенных благоприятных для реализации условий.
Говоря о стратегии государственного участия, его мотивации к участию в инновационном процессе в качестве партнера можно выделить следующее: - обеспечение конкурентоспособности инновационного продукта;
стимулирование возникновения малых инновационных предприятий, инновационных ресурсных центров и их поддержка;
финансовое участие в исследовательских разработках, поиске новых технологий;
поддержка НИИ и исследовательских центров при учреждениях ВПО;
участие во внедрении и практическом воплощении инноваций;
формирование инновационного мышления, воспитание нового поколения ученых и разработчиков;
развитие инфраструктуры и социального сектора.
В результате комплексного подхода к решению задач инновационного развития экономики, государство получит качественно новый переход на более экономически выгодный и стратегически важный тип развития производства. Это путь не экстенсивного, а инновационного развития, который позволяет не только пошагово модернизировать экономику, но и обеспечить задел на будущее, как залог «умной» экономики.
Достигнуть цели в данном направлении можно только выстроив четкую стратегию взаимодействия частного бизнеса и государства не как разрозненных отдельно взятых проектов, а как цепочку взаимосвязанных направлений распространяющихся на регионы. В данном взаимодействии должны быть четко определены цели, сроки, экономические и неэкономические выгоды и риски. Важно, что в каждом из стратегических направлений и в самой концепции должны четко прослеживаться интересы государства и его глобальная функция – модернизация экономики через инновационное развитие.
Литература:
Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. - М.: Наука, 2005. - 314 с.
Иванова В.Н., Иванов В.С "Государственно – частное партнерство в инновационном развитии региона и предприятий" Москва "Финансы и статистика" 2010 г. стр.49
Дежина И., Салтыков Б. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований разработок//Общество и экономика. – 2004.-№ 7.-С.188
Голиченко О.Г. Модернизация и реформирование инновационной стратегии России: проблемы и решения//Вопросы экономики.-2010.-№8.-С.41
Шилов А. Инновационная экономика: наука, государство, бизнес//Вопросы экономики -2011.-№1.-С.127
Голиченко О. Г. Основные факторы развития национальной инновационной системы: уроки для России//Вопросы экономики.-2012.-№5.-С.152
Архангельский В. Об условиях инновационной модернизации//Экономист.-2012.-№6.-С.6
Петриков А. Задачи развития в аграрном секторе//Экономист.-2010.-№3.-С.3