Источники финансирования сферы ЖКХ как сдерживающий фактор повышения качества предоставляемых услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (71) август-1 2014 г.

Дата публикации: 28.07.2014

Статья просмотрена: 6463 раза

Библиографическое описание:

Леонтьева, М. С. Источники финансирования сферы ЖКХ как сдерживающий фактор повышения качества предоставляемых услуг / М. С. Леонтьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 12 (71). — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/archive/71/11988/ (дата обращения: 22.12.2024).

Стремительный рост и развитие городов невозможно представить без развития сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), являющегося составной частью и, в то же время, самостоятельной отраслью народного хозяйства. Большая Советская энциклопедия, формулирует понятие коммунального хозяйства, следующим образом:

«Коммунальное хозяйство — совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства» [1]

Коммунальное хозяйство в городах так же обслуживает промышленные предприятия, поставляя им воду, электроэнергию и газ.

Сфера ЖКХ выступаем в качестве базиса благополучного существования общества в целом, создавая комфортабельные условия проживания человека в современном мире. Однако в данной отрасли народного хозяйства имеется ряд сложных вопросов, которые на протяжении длительного времени являются сдерживающим фактором на пути совершенствования качества предоставляемых услуг. Так, первоочередным вопросом является система финансирования и инвестирования в сфере ЖКХ, которая в настоящее время обсуждаются на высших уровнях власти.

Финансовые ресурсы, которые могут быть использованы собственниками помещений для целей капитального ремонта или же модернизации это, прежде всего, средства самих собственников помещений, заемные средства (в том числе банковские кредиты), а также бюджетные субсидии и другие средства.

Основной проблемой коммунального хозяйства является недостаточное финансирование строительства и эксплуатации жилья. Актуальность данной проблемы заключается в том, что на протяжении длительного периода времени в капитальный ремонт, а тем более в модернизацию вкладывалось ограниченное количество денежных средств, не отвечающих реальным потребностям в объеме финансирования (содержание жилищного фонда было убыточным, так как квартирные платежи были довольно низкими, что покрывала только малую часть затрат на эти цели, на практике содержание жилищно-коммунального фонда происходила за счет огромных дотаций, выделяемых государством, что является большим обременением бюджета) Итогом данных действий стало то, что проблема достигла такого уровня, при котором возложить ее решение целиком на собственников имущества в настоящее время невозможно, а, соответственно, в настоящее время особое значение приобретают различные целевые программы, в рамках которых предоставляются бюджетные средства. При этом следует заметить, что все большую актуальность приобретает разработка механизмов использования бюджетных средств на эти цели в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

Одним из немногих путей решения данной проблемы является инвестирование в данную сферу.

Жилищно-коммунальное хозяйство, с точки зрения инвестиционной целесообразности имеет несколько специфических особенностей:

-                   в данной отрасли отсутствует конкуренция, т. е. она имеет монополистический характер;

-                   ежедневное использование услуг;

-                   государственной регулирование цен на услуги;

-                   прогнозируемое снижение потребления ресурсов, в связи экономией потребителей;

-                   относительно маленькие потребности по проектам реконструкций;

-                   отсутствие ликвидационной стоимости. []

Существуют несколько источников финансирования коммунального хозяйства:

1.                  Бюджетные средства (средства регионального, муниципального бюджетов в рамках целевых программ или региональных фондов);

2.                  Внебюджетные привлеченные средства (кредиты российских и международных банков, международные фонды, гранды на энергосберегающие проекты);

3.                  Собственные средства (прибыль, амортизация, входящая в тарифы для потребителей).

Главным источником финансирования является территориальный бюджет. Все средства из данного бюджета распределяются следующим образом: региональный бюджет 28 %, местный бюджет 72 %. Бюджетные средства в жилищно-коммунальное хозяйство поступают в виде дотаций:

-                   на возмещение разницы в ценах на предоставляемые населению услуги и продукцию;

-                   на капитальные вложения;

-                   на оплату выполненных работ и оказанных в населенных местах услуг. [2]

На сегодняшний день главной задачей жилищно-коммунального хозяйства является нахождение путей решения сокращения темпов роста расходов и их снижение. Понижение роста расходов на содержание ЖКХ во многом зависит от правильной организации процесса эксплуатации.

Основными путями усовершенствования системы организации эксплуатации является:

-                   концентрация материальных ресурсов, направляемых в эту отрасль;

-                   автоматизация и механизация производственных процессов;

-                   создание организаций, выполняемых на высшем техническом уровне обслуживание инженерных систем и ремонт зданий;

Наибольшая часть средств, выделяемых на содержание фонда ЖКХ, используется на выполнение текущего ремонта. Для содержания домов в технически исправном состоянии необходимо своевременное и достаточное финансирование текущего ремонта. Большой объем материальных ресурсов, выделяемых на текущий ремонт, ставят задачу более эффективного их использования.

Одним из важнейших аспектов улучшения финансового состояния предприятия является мобилизация доходов. Источниками доходов в отрасли жилищно-коммунального хозяйства являются:

-                   арендная плата;

-                   квартирная плата;

-                   сборы с арендаторов на эксплуатационные расходы;

-                   прочие расходы.

Квартирная и арендная плата составляет 80 % доходов.

Нехватка финансовых ресурсов, у органов местного самоуправления субъектов РФ на финансирование жилищного хозяйства, привело к тому, что на данный момент системы жилищно-коммунального хозяйства изношены на 80–90 % и требуют капитального ремонта, местами даже полной замены. Так же одной из причин плачевного состояния данной отрасли является отсутствие жесткой и отлаженной системы контроля за денежными средствами, выделяемыми региональными и муниципальными бюджетами.

В настоящее время на практике основным направлением модернизации системы финансирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства является переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме услуг, предоставляемых жилищно-коммунальными хозяйствами, потребителями, при этом предоставляя льготы малообеспеченным семьям. [5] Так же на данный момент в Российской Федерации проводится реформа ЖКХ, которая направлена на повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства. Данной реформой предусматривается реализация программы модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства, основными мероприятиями которого являются:

-                   привлечение на конкурсной основе предприятий и организаций, различных организационно-правовых форм для управления объектами ЖКХ и его обслуживания;

-                   формирование системы заключения долгосрочных договоров с инвесторами с целью привлечения внебюджетных инвестиций в развитие жилищно-коммунального комплекса;

-                   развитие системы тарифного регулирования коммунальных предприятий, в том числе предприятий — естественных монополистов, осуществление контроля за обоснованностью тарифов и взаимоувязка процесса их установления с бюджетным процессом;

-                   контроль за целевым использованием инвестиционной составляющей тарифа на коммунальные услуги;

-                   кадровая политика;

-                   участие в мероприятиях, направленных на повышение эксплуатационной надежности объектов жизнеобеспечения;

-                   развитие современных систем инженерного обеспечения коммунального хозяйства с применением новых технологий и материалов, модернизация экологически опасных объектов;

-                   модернизация и капитальный ремонт объектов ЖКХ с применением новых технологий, материалов, оборудования, соответствующих запросам населения;

-                   переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, улучшение жилищных условий граждан;

-                   совершенствование дорожных условий и организации дорожного движения, улучшение эстетического вида города;

-                   сохранение экологически благоприятной ситуации в районах Крайнего Севера;

-                   возмещение убытков в связи с созданием равных условий по оплате населением услуг электроснабжения, вырабатываемую дизельными электростанциями;

-                   компенсация выпадающих доходов организаций ЖКК, возникших в связи с применением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги, установленные органами государственной власти Красноярского края;

-                   повышение собираемости платежей с населения за начисленные жилищно-коммунальные услуги;

-                   информирование населения о состоянии, основных направлениях развития жилищно-коммунального хозяйства, об участии граждан в жилищных отношениях;

-                   обеспечение топливно-энергетическими ресурсами населения, учреждений социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования. [3]

Помимо этого, очередным шагом на пути запуска нового механизма предоставления бюджетных средств можно считать принятие Федерального закона № 185-ФЗ и создание государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунальному хозяйству, призванного оказать финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям. [4] Однако следует заметить, что только лишь с помощью средств данного фонда, полностью решить проблему не удастся, поэтому, ориентируясь на опыт других стран с переходной экономикой, существует необходимость привлечения к финансированию кредиты коммерческих банков.

Комбинация представленных источников финансирования сферы жилищно-коммунального хозяйства в конечном итоге приведет к улучшению качества жизни непосредственных потребителей услуг сферы ЖКХ, будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности данной сферы, что в конечном итоге положительно повлияет уровень и качество самих услуг.

Литература:

1.                  Коммунальное хозяйство // Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] URL: http://enc-dic.com/enc_sovet/Kommunalnoe-hozjastvo-26893.html (дата обращения 2.07.2014 г.)

2.                  Особенности бюджетного финансировании [Электронный ресурс] URL: http://www.bestreferat.ru/referat-174693.html (дата обращения 3.07.2014 г.)

3.                  Повышение эффективности деятельности жилищно-коммунального хозяйства в системе муниципального управления [Электронный ресурс] URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=517946 (дата обращения 2.07.2014 г.)

4.                  Перечень поручений по итогам совещания с полномочными представителями Президента в федеральных округах [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/ass ignments /21014 (дата обращения 2.07.2014 г.)

5.                  Совершенствование системы жилищно-коммунального хозяйства // Центральная научная библиотека [Электронный ресурс] URL: http://www.0ck.ru/ekonomika_i_ekonomicheskaya_teoriya/sovershenstvovanie_sistemy_5.html (дата обращения 2.07.2014 г.)

Основные термины (генерируются автоматически): жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальное хозяйство, средство, капитальный ремонт, текущий ремонт, арендная плата, инвестиционная привлекательность, конечный итог, народное хозяйство, Российская Федерация.


Похожие статьи

Мотивационный механизм как фактор повышения эффективности труда на предприятиях

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих специалистов

Денежные выплаты как форма оказания государственной социальной помощи

Механизм обеспечения конкурентоспособности строительных организаций на рынке жилья

Рациональное использование бюджетных средств и условие повышения их эффективности

Дебиторская задолженность как негативный фактор деятельности управляющей жилищной компании

Необходимость бюджетирования и его влияние на экономические показатели предприятия

Реализация конкурентных преимуществ трудовых ресурсов как фактор повышения производительности труда в электроэнергетике

Организация внутрихозяйственного контроля как инструмента экономической эффективности деятельности предприятий строительной отрасли

Методика определения спроса на микрофинансовые услуги на региональном уровне

Похожие статьи

Мотивационный механизм как фактор повышения эффективности труда на предприятиях

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих специалистов

Денежные выплаты как форма оказания государственной социальной помощи

Механизм обеспечения конкурентоспособности строительных организаций на рынке жилья

Рациональное использование бюджетных средств и условие повышения их эффективности

Дебиторская задолженность как негативный фактор деятельности управляющей жилищной компании

Необходимость бюджетирования и его влияние на экономические показатели предприятия

Реализация конкурентных преимуществ трудовых ресурсов как фактор повышения производительности труда в электроэнергетике

Организация внутрихозяйственного контроля как инструмента экономической эффективности деятельности предприятий строительной отрасли

Методика определения спроса на микрофинансовые услуги на региональном уровне

Задать вопрос