Некоторые проблемы функционирования и реформирования сферы жилищно-коммунальных услуг
Автор: Саркисян Арсен Артурович
Рубрика: 20. Жилищно-коммунальное хозяйство
Опубликовано в
Статья просмотрена: 926 раз
Библиографическое описание:
Саркисян, А. А. Некоторые проблемы функционирования и реформирования сферы жилищно-коммунальных услуг / А. А. Саркисян. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 229-231. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/15/2112/ (дата обращения: 16.11.2024).
Город это, прежде всего развитый комплекс хозяйства и экономики. Совокупность отлаженных связей между его отдельными элементами и их совместная работа обеспечивает нормальное функционирование и удовлетворение потребностей населения. Одной из основных потребностей граждан является комфортное и безопасное проживание, которое достигается, в первую очередь, наличием жилья и снабжение его такими ресурсами как: вода, электроэнергия, тепло, газ.
Неотъемлемой частью города является городское хозяйство, обеспечивающее нормальное функционирование всех городских систем, которые в свою очередь позволяют создать благоприятную обстановку для жизнедеятельности городского населения.
Наиболее важным и крупным элементом городского хозяйства является жилищно-коммунальная отрасль.
Данный сегмент экономики и хозяйства представляет собой конкретный результат экономически полезной деятельности, выражающей отношения между производителями и потребителями по производству, восстановлению и поддержанию надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния объектов жилищно-коммунального назначения, проявляющейся либо в виде товара, либо в виде действий или деятельности [5].
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) – это совокупность предприятий, служб и хозяйств, призванных обеспечить населению комфортное проживание путем предоставления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), отвечающих современным стандартам качества.
ЖКХ неоднократно подвергалось реформированию в силу многочисленных противоречий в способах ценообразования, финансирования, управления и надзора в данной отрасли. Эти реформы были спровоцированы временем и историческими событиями, происходившими в стране.
Политика «военного коммунизма» как вынужденная мера в условиях гражданской войны, проявившаяся в национализации всех средств производства, ликвидации товарно-денежных отношений, введении продразверстки, в установлении в основном натуральной оплаты труда, имела свои последствия в экономической и социальной сфере. В жилищно-коммунальной сфере эти последствия проявились прежде всего в том, что натурализация оплаты труда привела к бесплатному предоставлению жилья и коммунальных услуг. Отмена квартплаты за жилье, взимаемой с рабочих и советских служащих, привела к утрате хозяйственного значения домовых комитетов, которым ранее было поручено хозяйственное попечение над жилыми зданиями. Регулярные переселения жильцов и переделы зданий приводили к разрушению жилищного фонда [6].
Следствием вышеизложенных недостатков функционирования стало кризисное положение отрасли. Одна из самых крупных непроизводственных отраслей народного хозяйства перестала отвечать своему предназначению – обеспечению сохранности и улучшению использования жилищного фонда, бесперебойному обеспечению населения коммунальными услугами, необходимыми для жизни и деятельности человека.
Одним из переломных моментов в развитии ЖКХ стало введение в 2005 году нового Жилищного кодекса. После его принятие ЖКХ и его услуги перестали иметь государственный и муниципальный характер. Началась массовая приватизация жилищной и коммунальной инфраструктуры. Перестали существовать муниципальные предприятия, управляющие жилищным фондом и предоставляющие коммунальные услуги.
Жилищно-коммунальное хозяйство за почти 20 лет реформирования претерпело немало изменений. Часть из них были удачными:
внедрение конкуренции в сферу предоставления жилищных услуг;
разработка законодательства отчасти направленного на защиту прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;
ужесточение надзорной функции над организациями, предоставляющими ЖКУ.
Однако есть и негативные последствия реформирования:
частичная приватизация коммунальной инфраструктуры;
разбалансированность в финансировании со стороны государства;
до конца не сформированная концепция развития коммунальной и жилищной сферы.
После вышеперечисленных преобразований сфера ЖКХ начинает функционировать как рынок услуг, разделившись на два сегмента со своими принципами функционирования: рынок жилищных и коммунальных услуг.
Такое разделение принято в силу кардинальной разницы в принципах формирования и функционирования данных рынков услуг.
Рынок жилищных услуг заняли управляющие компании (УК). Основной задачей управляющей компании стало техническое обслуживание жилищного фонда и отстаивание интересов населения. В большинстве случаев УК выступает в роли заказчика работ, а непосредственным исполнителем являются подрядные организации.
Однако процесс демонополизации и либерализации происходит не безболезненно. Деньги, накопленные жильцами по статье «капитальный ремонт» возвращаются из бывших МУП неохотно и в основном через многомесячные судебные тяжбы. А техническое состояние многоквартирных домов, оставшееся после работы МУП, оставляет желать лучшего.
На данный момент большим грузом не решенных проблем остаются отношения, которые складываются между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями (РСО). Законодательство, действующее на сегодняшний день и призванное регулировать эти отношения, а именно постановление Правительства РФ №307 от 23.05.2006г. не справляется с возложенными на него функциями. Направленность этого нормативно-правового документа выражается в его предрасположенности и выражении приоритета ресурсоснабжающим организациям.
Данный документ обязывает управляющие компании заключать договор ресурсоснабжения многоквартирных домов, а именно рассчитываться по общедомовому учету и здесь возникает главная проблема.
Управляющая компания по договору управления является исполнителем коммунальной услуги (отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения) и ведет расчет с поставщиком ресурса согласно показаний общедомового учета. Однако при сборе средств возникает так называемая дельта, то есть разница между показаниями общедомового учета и поквартирными счетчиками. У управляющей компании есть два пути решения: либо распределить разницу между собственниками, что в принципе и гласит постановление №307, либо взять эту разницу на свои убытки.
Первый вариант приводит к нагнетанию итак не спокойной ситуации и возмущениям собственников, которые аргументируют этот факт следующим образом: «Я плачу по своему квартирному счетчику, почему я должен платить ещё за кого-то». Второй вариант ведет к постоянно увеличивающимся убыткам, которые управляющая компания вынуждена брать на себя.
Есть и положительные моменты реформирования. Идея внедрения конкуренции в жилищную сферу дала свои результаты. Теперь все работы по техническому содержанию многоквартирных домов легко отследить жильцам. А поэтапные отчеты управляющей компании по расходованию средств собственников дают возможность контролировать деятельность УК.
В коммунальной сфере действуют отличные «правила игры». Представителями рынка коммунальных услуг являются предприятия предоставляющие услуги:
водоснабжения и водоотведения;
теплоснабжения и горячего водоснабжения;
электроэнергии;
газоснабжения.
Рынок коммунальных услуг в силу ограниченного количества продавцов тяготеет к естественным локальным монополиям. Особенности рынка коммунальных услуг [7]:
наличие входных барьеров;
наличие территориально специфических активов (инфраструктурных сетей), требующих высокого уровня невозвратных издержек;
неразрывность производства и потребления услуг;
диктат производителя (продавца) в силу отсутствия экономического воздействия потребителя на производителя услуг;
пространственная и технологическая привязка потребителя к производителю услуг;
непрерывность потребления услуг;
невозможность отказа от потребления или высокие издержки исключения из потребления;
общественная значимость коммунальных услуг.
Как правило, РСО являются монополистами в городах. Это объясняется пределом инфраструктурных возможностей города. И в силу данного аспекта монополии не избежать. Однако основной момент, который более всех волнует население это большой разрыв между соизмерением цены и качества коммунальных услуг.
Устанавливаемые тарифы на услуги коммунального хозяйства регулирует Департамент цен и тарифов – Региональная энергетическая комиссия (РЭК). Для установления тарифа на ресурс РСО необходимо защитить данный тариф в РЭК. Корректировки тарифов происходят раз в год. При формировании тарифов учитываются затраты РСО на производство и поставку ресурса (с учетом всех издержек производства). Однако качество в расчет не берется. Но вышеупомянутое постановление Правительства РФ №307 даёт право на перерасчет при непредоставлении или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества. Но чтобы доказать данный факт и добиться перерасчета требуется не мало времени и упорства. Обычному жильцу некогда добиваться копеечного перерасчета, поэтому чаще всего факты некачественных услуг сходят РСО с рук.
Хорошей альтернативой приватизации коммунальной инфраструктуры выступает государственно-частное партнерство. Наиболее часто применяемым в практике видом такого партнерства является концессионное соглашение. Такие соглашения распространены как в Европе, так и на Западе. По концессионному соглашению частный сектор получает во владение и пользование, государственные или муниципальные инфраструктурные объекты с целью предоставления публичных услуг оговоренного в договоре качества и как результат хозяйственной деятельности получения прибыли. Важным аспектом договора концессии является принятие концессионером на себя определенных финансовых обязательств по инвестированию в инфраструктурные системы, но при этом они остаются в собственности концедента. В данном случае у муниципалитета есть возможность контролировать деятельность концессионера.
Ещё одна задача, решение которой не найдено это ликвидация льгот, перекрестного субсидирования и переход на 100 процентную оплату услуг ЖКХ. Переход на самоокупаемость и рентабельность решается постепенно в основном силами частного бизнеса. Перекрестное субсидирование подразумевает фиксацию цен на уровне, превышающем общие средние издержки производства товаров и услуг в определенной отрасли за счет перераспределения ценовой нагрузки среди различных групп потребителей. Другими словами тариф для промышленности и отдельных групп потребителей завышается, а для других (население) снижается. От перекрестного субсидирования пока отказаться не удалось.
Однако удалось постепенно перейти к адресной помощи для социально не защищенных групп населения.
Немаловажную роль играют органы власти и учреждения, выполняющие контролирующие функции в сфере предоставления ЖКУ. Нет четкого распределения полномочий и обязанностей. Так в муниципальных образованиях, за чистую, основываются несколько учреждений и управлений с похожими и дублирующими функциями. Это приводит к неразберихе и бессистемному подходу в решении вопросов ЖКХ.
Сфера жилищно-коммунальных услуг представляет собой одну из важнейших отраслей в государственной инфраструктуре. Оставаясь одним из непроизводственных секторов экономики, сфера ЖКХ призвана обеспечивать условия нормальной жизнедеятельности населения и функционирования городских структур.
К сожалению, сфера ЖКХ продолжает оставаться убыточной с огромными суммами дебиторской и кредиторской задолженности, несовершенной системой тарифного регулирования и, как следствие, непривлекательной для инвестиций, крайняя необходимость в которых подтверждается 60 % износом основных фондов, что приводит к нарушению качества и устойчивости функционирования важнейших систем жизнеобеспечения.
Основными инструментами государственной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг являются тарифная политика, социальная поддержка низкодоходных групп населения, демонополизация, развитие государственно-частного партнерства. Последнее, в свою очередь, требует наличия соответствующей институциональной среды.
Институциональное состояние данной сферы определяет направленность реформирования таких составляющих хозяйственного механизма, как управление, финансирование, ценообразование. Изменение институциональной среды в сфере ЖКХ, заключающееся во внедрении новых организационно-правовых форм управления и функционирования, способно сделать данную отрасль более привлекательной в плане инвестиций, создать более благоприятные условия для перевода ЖКХ на самоокупаемость. Для эффективного функционирования управляющих компаний, внедрения концессионных отношений в отрасли необходимо соответствующее законодательное, нормативное и методологическое обеспечение.
- Литература:
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2012).
Федеральный закон № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».
Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
ГОСТ Р 51617-2000 Жилищно-коммунальные услуги.
Болдырева, И.А. Инструменты государственной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг муниципальных образований: монография / И.А. Болдырева, З.А. Клюкович. – Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2008. – 101 с.
Саркисян, А.А. Аспекты функционирования и тенденции развития жилищно-коммунального хозяйства и его составных элементов/ А.А.Саркисян [Текст] //Инженерный вестник Дона: электронный научный журнал.- Номер 1. 2012. Режим доступа http://www.ivdon.ru.