Промежуточные итоги реформирования сферы ЖКХ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 29.02.2016

Статья просмотрена: 710 раз

Библиографическое описание:

Суставова, Н. П. Промежуточные итоги реформирования сферы ЖКХ / Н. П. Суставова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 425-426. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26493/ (дата обращения: 15.11.2024).



Неэффективное использование отраслью жилищно-коммунального хозяйства бюджетных средств, отсутствие работающих механизмов управления жильем, государственная и муниципальная монополия в области предоставления жилищно-коммунальных услуг, высокий процент износа жилого фонда послужили причинами запуска в России реформы ЖКХ. В среднем по России физический износ котельных составляет 55 %, коммунальных сетей водопровода — 65 %, канализации и тепловых сетей — 63 %, электрических сетей — 58 %, водопроводных насосных станций — 65 %, канализационных насосных станций — 57 %, очистных сооружений водопровода — 54 % и канализации — 56 %.

Организаторы реформы выделяют основные направления ее реализации:

 Перевод коммунальной отрасли на рыночные отношения.

 Привлечение частного бизнеса (и частных инвестиций), стимулирование конкуренции, повышение качества коммунальных услуг, избавление отрасли от образовавшихся монополий.

 Модернизация всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства.

 Формирование института эффективного собственника.

 Капитальный ремонт многоквартирных домов.

 Переселение граждан из аварийного жилья.

 Внедрение энергоэффективных технологий в отрасли.

 Сохранение системы социальной защиты и поддержка льготных слоев населения.

Можно выделить некоторые промежуточные итоги проводимой реформы:

  1. Приватизация жилья оживила жилищный рынок, дав толчок к строительству новых жилых объектов. Здесь есть проблема: приватизированное жилье без приватизированных жилищных расходов не способствует росту ответственности собственника– отсюда возникновение дебиторской задолженности.
  2. Запущен механизм передачи технического обслуживания жилых домов частным предприятиям (Управляющим компаниям) — они привлекают подрядчиков, организуют работы и одновременно являются ответственным лицом перед потребителем услуги (собственником жилья).
  3. Бремя расходов по оплате содержания, ремонта жилья, а также плата за коммунальные ресурсы легли на плечи собственников. [1] Это справедливо: собственник получает имущество в свое распоряжение и несет расходы, связанные с его содержанием. Однако, по мнению населения за вносимые ими денежные средства качество предоставляемых услуг должно улучшаться.
  4. Остро проявилась проблема роста субсидий и дотаций малоимущим гражданам в качестве компенсаций по оплате жилищно-коммунальных услуг. Разработан стандарт, по которому собственные расходы таких граждан не должны превышать доли доходов, определенной федеральным стандартом.
  5. В некоторых регионах начат перевод потребителей (населения) на прямые договорные отношения с поставщиками коммунальных ресурсов- минуя управляющие компании. В этом случае присутствуют плюсы как для поставщиков (четкое отслеживание долгов, моментальное реагирование на рост дебиторской задолженности), так и для управляющих компаний (т. к. УК выступают лишь посредниками между поставщиками и потребителями, то не должны нести ответственность за должников перед поставщиками энергоресурсов).
  6. На собственников возложена новая обязанность- установка, отслеживание исправности собственных приборов учета энергоресурсов. Принимаются законодательные акты, согласно которых к гражданам, не желающим устанавливать индивидуальные приборы учета, будут применяться повышающие коэффициенты при оплате ими ресурсов. Также, согласно Постановления Правительства РФ № 354 собственник обязан самостоятельно предоставлять показания своих приборов учета для ежемесячного расчета потребления ресурсов.
  7. В регионах принимаются программы ресурсосбережения. Принят Федеральный закон «Об энергосбережении», а более чем в 30 регионах соответствующие региональные законы. Однако, как показывает практика, есть и минусы в данных законодательных актах- не прописан ожидаемый результат от вводимых мероприятий, т. е. нет экономических критериев, на основании которых можно бы было судить о успехах исполнения данных актов. [3]
  8. При запуске программы реформирования ЖКХ оговаривалось, что товарищества собственников жилья станут главной, преобладающей формой управленческой организации на рынке ЖКХ, однако, как показало время ТСЖ организуются в столь малых количествах, что преобладающей формой управления многоквартирными домами ТСЖ не станет. Главная причина- инертность собственников, граждане не могут тратить дополнительное время на работу в ТСЖ, поэтому считают, что лучше заниматься управлением домов на профессиональной основе, т. е. доверить управление жилым фондом управляющей организации. [4]
  9. Проблема неплатежей в жилищно-коммунальном секторе самым негативным образом сказываются на поставщиках энергоресурсов. Поставщик вынужден вносить сумму налога за отпущенный энергоноситель в полном объеме, в то время как его контрагенты не спешат рассчитаться за полученные ресурсы. С другой стороны в порочном круге оказываются и потребители коммунальных услуг. Реформирование ЖКХ оторвано от реальных доходов и возможностей, задолженность населения год от года растет. Отсюда и управляющие организации не имеют возможности выпутаться из долгов перед поставщиками. [2]

Реформа сферы жилищно-коммунального хозяйства была вызвана необходимостью преобразований в данной сфере, неудовлетворительной работой жилищно-коммунальных служб, большой изношенность инженерных сетей и растущим процентом ветшающего жилья. Выход виделся в переводе сферы в рыночное русло, предоставление гражданам прав собственности на недвижимое имущество обернулось для собственников бременем обязанностей по уплате налогов, сбором средств на капитальный ремонт дома и обязанностью оплачивать все потребленные коммунальные ресурсы, а также текущие ремонты общего имущества.

Перевод целой отрасли (не самой малой в структуре народного хозяйства страны) на рыночные рельсы, конечно, сопровождает немало проблем. К решительному повороту в сфере жилищ- ной политики призывают и слова В. В. Путина, сказанные им в Послании Федеральному собранию: «Не может страна с такими резервами, накопленными за счет нефтегазовых доходов, мириться с тем, что миллионы ее граждан живут в трущобах»… Хотелось бы, чтобы такое же понимание проблемы было у всех государственных служащих и чиновников органов местного самоуправления — участников реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации.

Литература:

1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 (ред. от 13.07.2015) // Электронный ресурс.URL: http://docs.cntd.ru/document/499010471

  1. Право и инвестиции //Е. В. Агитаев. Реформе ЖКХ — 20 лет: каковы итоги? № 1–2, 2013г. // Электронный ресурс.URL: http://www.dpr.ru/journal/journal_49_23.htm
  2. Яковлев А. А. Становление рынка жилой недвижимости в истории новейшей России.// Проблемы современной экономики. № 2, 2010 г.// Электронный ресурс.URL: http://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-rynka-zhiloy-nedvizhimosti-v-istorii-noveyshey- rossii
  3. Реформа ЖКХ:итоги и перспективы // Электронный ресурс. URL: http://socialexpo.ru/index.php?page=reforma-zhkh-itogi-i-perspektivy
Основные термины (генерируются автоматически): жилищно-коммунальное хозяйство, гражданин, дебиторская задолженность, жилой фонд, поставщик, поставщик энергоресурсов, ресурс, услуга.


Задать вопрос