Неэффективное использование отраслью жилищно-коммунального хозяйства бюджетных средств, отсутствие работающих механизмов управления жильем, государственная и муниципальная монополия в области предоставления жилищно-коммунальных услуг, высокий процент износа жилого фонда послужили причинами запуска в России реформы ЖКХ. В среднем по России физический износ котельных составляет 55 %, коммунальных сетей водопровода — 65 %, канализации и тепловых сетей — 63 %, электрических сетей — 58 %, водопроводных насосных станций — 65 %, канализационных насосных станций — 57 %, очистных сооружений водопровода — 54 % и канализации — 56 %.
Организаторы реформы выделяют основные направления ее реализации:
Перевод коммунальной отрасли на рыночные отношения.
Привлечение частного бизнеса (и частных инвестиций), стимулирование конкуренции, повышение качества коммунальных услуг, избавление отрасли от образовавшихся монополий.
Модернизация всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства.
Формирование института эффективного собственника.
Капитальный ремонт многоквартирных домов.
Переселение граждан из аварийного жилья.
Внедрение энергоэффективных технологий в отрасли.
Сохранение системы социальной защиты и поддержка льготных слоев населения.
Можно выделить некоторые промежуточные итоги проводимой реформы:
- Приватизация жилья оживила жилищный рынок, дав толчок к строительству новых жилых объектов. Здесь есть проблема: приватизированное жилье без приватизированных жилищных расходов не способствует росту ответственности собственника– отсюда возникновение дебиторской задолженности.
- Запущен механизм передачи технического обслуживания жилых домов частным предприятиям (Управляющим компаниям) — они привлекают подрядчиков, организуют работы и одновременно являются ответственным лицом перед потребителем услуги (собственником жилья).
- Бремя расходов по оплате содержания, ремонта жилья, а также плата за коммунальные ресурсы легли на плечи собственников. [1] Это справедливо: собственник получает имущество в свое распоряжение и несет расходы, связанные с его содержанием. Однако, по мнению населения за вносимые ими денежные средства качество предоставляемых услуг должно улучшаться.
- Остро проявилась проблема роста субсидий и дотаций малоимущим гражданам в качестве компенсаций по оплате жилищно-коммунальных услуг. Разработан стандарт, по которому собственные расходы таких граждан не должны превышать доли доходов, определенной федеральным стандартом.
- В некоторых регионах начат перевод потребителей (населения) на прямые договорные отношения с поставщиками коммунальных ресурсов- минуя управляющие компании. В этом случае присутствуют плюсы как для поставщиков (четкое отслеживание долгов, моментальное реагирование на рост дебиторской задолженности), так и для управляющих компаний (т. к. УК выступают лишь посредниками между поставщиками и потребителями, то не должны нести ответственность за должников перед поставщиками энергоресурсов).
- На собственников возложена новая обязанность- установка, отслеживание исправности собственных приборов учета энергоресурсов. Принимаются законодательные акты, согласно которых к гражданам, не желающим устанавливать индивидуальные приборы учета, будут применяться повышающие коэффициенты при оплате ими ресурсов. Также, согласно Постановления Правительства РФ № 354 собственник обязан самостоятельно предоставлять показания своих приборов учета для ежемесячного расчета потребления ресурсов.
- В регионах принимаются программы ресурсосбережения. Принят Федеральный закон «Об энергосбережении», а более чем в 30 регионах соответствующие региональные законы. Однако, как показывает практика, есть и минусы в данных законодательных актах- не прописан ожидаемый результат от вводимых мероприятий, т. е. нет экономических критериев, на основании которых можно бы было судить о успехах исполнения данных актов. [3]
- При запуске программы реформирования ЖКХ оговаривалось, что товарищества собственников жилья станут главной, преобладающей формой управленческой организации на рынке ЖКХ, однако, как показало время ТСЖ организуются в столь малых количествах, что преобладающей формой управления многоквартирными домами ТСЖ не станет. Главная причина- инертность собственников, граждане не могут тратить дополнительное время на работу в ТСЖ, поэтому считают, что лучше заниматься управлением домов на профессиональной основе, т. е. доверить управление жилым фондом управляющей организации. [4]
- Проблема неплатежей в жилищно-коммунальном секторе самым негативным образом сказываются на поставщиках энергоресурсов. Поставщик вынужден вносить сумму налога за отпущенный энергоноситель в полном объеме, в то время как его контрагенты не спешат рассчитаться за полученные ресурсы. С другой стороны в порочном круге оказываются и потребители коммунальных услуг. Реформирование ЖКХ оторвано от реальных доходов и возможностей, задолженность населения год от года растет. Отсюда и управляющие организации не имеют возможности выпутаться из долгов перед поставщиками. [2]
Реформа сферы жилищно-коммунального хозяйства была вызвана необходимостью преобразований в данной сфере, неудовлетворительной работой жилищно-коммунальных служб, большой изношенность инженерных сетей и растущим процентом ветшающего жилья. Выход виделся в переводе сферы в рыночное русло, предоставление гражданам прав собственности на недвижимое имущество обернулось для собственников бременем обязанностей по уплате налогов, сбором средств на капитальный ремонт дома и обязанностью оплачивать все потребленные коммунальные ресурсы, а также текущие ремонты общего имущества.
Перевод целой отрасли (не самой малой в структуре народного хозяйства страны) на рыночные рельсы, конечно, сопровождает немало проблем. К решительному повороту в сфере жилищ- ной политики призывают и слова В. В. Путина, сказанные им в Послании Федеральному собранию: «Не может страна с такими резервами, накопленными за счет нефтегазовых доходов, мириться с тем, что миллионы ее граждан живут в трущобах»… Хотелось бы, чтобы такое же понимание проблемы было у всех государственных служащих и чиновников органов местного самоуправления — участников реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации.
Литература:
1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 (ред. от 13.07.2015) // Электронный ресурс.URL: http://docs.cntd.ru/document/499010471
- Право и инвестиции //Е. В. Агитаев. Реформе ЖКХ — 20 лет: каковы итоги? № 1–2, 2013г. // Электронный ресурс.URL: http://www.dpr.ru/journal/journal_49_23.htm
- Яковлев А. А. Становление рынка жилой недвижимости в истории новейшей России.// Проблемы современной экономики. № 2, 2010 г.// Электронный ресурс.URL: http://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-rynka-zhiloy-nedvizhimosti-v-istorii-noveyshey- rossii
- Реформа ЖКХ:итоги и перспективы // Электронный ресурс. URL: http://socialexpo.ru/index.php?page=reforma-zhkh-itogi-i-perspektivy