Развитие пространственного мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием робота Bee-Boot | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 28.05.2019

Статья просмотрена: 546 раз

Библиографическое описание:

Пуртова, Ю. Р. Развитие пространственного мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием робота Bee-Boot / Ю. Р. Пуртова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 520-523. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59676/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена развитию пространственного мышления у детей с ОВЗ с применением робота Bee-Boot, который прекрасно подходит в коррекционно-педагогической работе с детьми в дошкольном учреждении. Внешний вид робота привлекает своей красочностью, а также добрым и дружелюбным дизайном. Робот Bee-Boot предназначен для игры и обучения детей основам программирования. Работа с Bеe-Boot учит детей структурировать свою деятельность, способствует развитию воображения и установлению причинно-следственных связей.

Ключевые слова: компьютеризация, робот, программирование, алгоритм.

The Article is devoted to the development of spatial thinking in children with disabilities using a robot Bluetooth, which is perfect for use in kindergarten. This bright, colorful, easy to operate, and friendly little robot is a wonderful tool for playing and learning! Bee-Boot is an ideal starting point for teaching children programming. Working with Bee-Boot teaches children structured activities, develops imagination, and offers a wealth of opportunities to explore cause-and-effect relationships.

Key words: Computerization, works, programming, algorithm.

Сегодня современные дети живут в новом времени активной информатизации, компьютеризации. Технические достижения вызывают интерес детей к современной технике и тем самым всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности.

Популярность робототехники, интерактивных игрушек среди дошкольников с каждым годом растет. Детский сад расширяет возможности каждого ребенка для погружения его в мир игровых технологий.

«Важно уже в дошкольном возрасте обучать детей различным приемам моделирующей деятельности с помощью вещественной, схематической и символической наглядности» [1], учить ребенка сравнивать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Самостоятельно создавая программы для передвижения робота «Bee-Boot», в игровой форме выполняя задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве, а это способствует развитию пространственной ориентации дошкольника.

В реальной практике дошкольных образовательных учреждений в коррекционно-педагогической деятельности с детьми ОВЗ предметно-практическое обучение (системно — деятельностный подход) имеет особое значение. Для детей с речевым нарушением в большей степени необходимо создать условия, чтобы занятия проходили в увлекательной форме, детям нужна дополнительная мотивация, разнообразная наглядность, ощущается необходимость в организации работы по развитию интереса к робототехнике и первоначальным навыкам программирования.

Кроме того, актуальность по формированию основ программирования значима в свете внедрения и реализации ФГОС дошкольного образования, так как они:

– являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников;

– поддерживают инициативу детей;

– позволяют педагогу варьировать в построении образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

– формируют первоначальные навыки программирования;

– способствуют развитию познавательной активности, социально-активной личности, навыкам общения и сотворчества;

– открывают ребенку новые возможности, чтобы экспериментировать и созидать свой маленький, но собственный мир, где не будет границ.

Целью информатизации образования сегодня является — повышение качества образования и соответствие его требованиям современного общества. Ведь если ребенок раньше начнет познавать действия в информационной среде, а это значит, ему познать все тонкости и премудрости информационных средств и в дальнейшем учиться станет легче и интереснее и процесс обучения, будет приносить радость и удовлетворение.

Игра для дошкольников является лучшим средством познания и обучения, которая может превратить процесс обучения детей в позитивное, динамичное действие. Но прежде важным моментом перед игрой является продумывания игрового оборудования. Ведь в игровой деятельности именно игрушке будет, принадлежать важная роль в развитии дошкольного возраста. С уверенностью можно утверждать, что процесс развития у детей будет зависеть от выбора в какие игры и игрушки играет ребенок, что окружает ребенка, все это повлияет на интеллектуальное, личностное развитие и на формирование способностей, воображения и творчества, эмоциональную сферу, на качество определения нравственных ценностей и смысловых установок.

Для формирования прединженерного мышления у детей дошкольного возраста, на помощь приходят передовые цифровые игрушки и с проекционными технологиями, которые имеют множество познавательных и обучающих функций.

Использование робота Bee-Boot в непрерывной образовательной деятельности, направлена на знакомство детей с многообразием окружающего мира, на формирование способности самостоятельно делать обобщения, индуктивные и дедуктивные умозаключения, решать задачи речевого, познавательного, социально-коммуникативного, художественно — эстетического и физического развития; а также развивать у детей логическое и абстрактное мышление, основы структурированной деятельности, умения составлять алгоритмы и массу возможностей для изучения причинно-следственных связей.

В коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, выделяют задачу по созданию необходимых оптимальных условий для развития и реабилитации тех навыков и качеств, которые будут необходимы для социальной адаптации. Развитие детей в соответствии с требованием времени, для их социализации в современном обществе невозможно представить без использования современных технических средств обучения — интерактивного оборудования.

Для детей с речевыми нарушениями важно проводить занятия в интересной форме, детям нужна дополнительная мотивация, разнообразная наглядность и именно такие игрушки нового поколения превращают комплексное инновационное обучение в увлекательное приключение.

Поэтому в системе современных информационных технологий использование программируемого робота Bee-Boot обеспечивает когнитивное и социально-эмоциональное развитие воспитанников с ОВЗ, позволяет включать детей в социально значимую деятельность, способствует их самореализации.

Роботы Bee-Boot чрезвычайно популярны и любимы детьми за простое управление и дружелюбный дизайн, соответствует требованиям безопасности и отвечает психолого-педагогическим требованиям к играм и игровому оборудованию.

Программируемый робот Bee-Boot прекрасно подходит для применения в дошкольной организации, как для групповой, так и индивидуальной игровой деятельности.

Применение в коррекционно-образовательной работе робота Вее-Воt помогает педагогу объяснительно-иллюстративный способ обучения превратить в деятельностный, где ребёнок будет активным участником в данной деятельности.

Благодаря данному устройству детям дается возможность познать основы алгоритма и программирования, планируя план действий для робота и продумывая для него всевозможные задания и другие манипуляции.

Разрабатывая программы для робота, а также, выполняя различные игровые упражнения и игровые задания, ребенок с ОВЗ начинает учиться ориентироваться в окружающем вокруг него пространстве, ведь только если, правильно направив робота по команде «вперед», «назад», «направо» или «налево» ребенок сумеет достигнуть желаемого результата. Выполняя заданный алгоритм, робот двигается на плоскости и тем самым позволят ребенку лучше уяснить такие пространственные ориентиры, «справа — слева», «между», «посередине», «направо — налево».

Ребенок в увлекательной, игровой форме лучше сможет понять слова, определяющие пространственные отношения, «посередине», «рядом», «между», «с боку» или «с краю», которые детям с ТНР даются особенно трудно.

Взаимодействие ребенка с программируемым роботом Вее-Вoоt благотворно сказывается на формировании речевых навыков. Это непрерывно связано с активным пониманием детьми и употреблением в речи слов, обозначающих пространственные отношения, которые выражены предлогами, наречиями. У детей формируется навык различать и выделять пространственные отношения и признаки, совершенствуется умение словом обозначить их, во время выполнения игровых упражнений и заданий, основанных на пространственных представлениях. Игры с Bee-Boot действительно развивают пространственную ориентацию дошкольника.

Робот двигается шагами по несколько сантиметров. Результат игры заключается в том, чтобы запрограммировать Bee-Boot на перемещение из одной точки в другую по заданному маршруту.

На спинке и брюшке «мышки» расположены элементы управления роботом, то есть кнопки с направлением движения. Ребенок должен определить, сколько шагов необходимо сделать до поворота, сколько раз повернуться, чтобы продолжить движение (одно нажатие — 90°). Если нажать кнопку «вперед», то робот продвигается вперед на один шаг, если нажать кнопку «назад», то робот продвигается назад на один шаг.

Работа с «мышкой» начинается всегда с команды «очистить», иначе наша «мышка» запомнит и старую программу и новую. Затем с помощью стрелок задаётся маршрут. После установки устройства на отправную точку, нажимается кнопка «Старт».

Игрушка обладает памятью на несколько шагов, что позволяет создавать сложные алгоритмы. Задания можно давать как в устном, так и в письменном варианте.

Дети могут спроецировать свой лабиринт, а затем использовать кодовые карточки, чтобы создать путь шаг за шагом для Вее-Вoоt, программируемой робота-«мышки». Запрограммировав последовательность шагов, наблюдать, как Вее-Вoоt пытается найти кусочек сыра.

Робот издает звуковые и световые сигналы, тем самым привлекая внимание ребенка и делая игру ярче.

Преимущества мини-робота Bee-Boot: робот Bee-Boot сумел выйти за пределы возможности компьютера, независимо от других предметов, от источника питания он легко перемещается в пространстве, и он безопаснее с точки зрения укрепления и сохранения и здоровья дошкольников.

Педагогический потенциал мини-робота Bee-Boot заключается в следующем: создание дружеских взаимоотношений в группе, способствует развитию коммуникативных навыков, пространственной ориентации, а также логическому мышлению, умению составлять алгоритмы, закреплению умения считать в пределах десятка и формированию речи.

Процесс программирования, даже самый элементарный, предполагает проведение логических операций — анализа, сравнения, обобщения, умозаключения, использования в комплексе с традиционными формами обучения стандартный наглядный материал, который в целом стимулирует развитие детей. Даже непродолжительное использование в процессе коррекционно-образовательной деятельности уже мотивирует детей. В процессе обучения учитываются следующие принципы:

Системности принцип. Этот принцип подразумевает, что работа должна быть построена и проводиться в неразрывной последовательности, а содержание материала распределялось, таким образом, когда полученные знания регулярно закреплялись и применялись детьми в процессе всей его дальнейшей деятельности.

Доступности принцип. Этот принцип направлен на учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста; соответствие и адаптированность материала к предполагаемому возрасту.

Принцип дифференциации. Данный принцип предполагает создание наиболее благоприятной, развивающей среды, которая направлена на усвоение каждым ребенком образовательной области «Формирование элементарных математических представлений», «Познание».

Принцип интерактивности и наглядности. Дети благодаря этому принципу на занятии работают заинтересованно и активно.

Для обыгрывания различных образовательных ситуаций с роботом Bee-Вoot используются специальные, тематические коврики, они делают игру более захватывающей для ребенка. Игровые поля-коврики размечены на квадратные секторы, стороны которых равны одному шагу робота.

Самый вариативный коврик базовый в виде прозрачного поля. На нём нет изображений, он так же разделён на сектора. Возможности этого коврика безграничны, он позволяет решать образовательные задачи по любой тематике из любой образовательной области, используя вырезанные картинки, которые подкладываются под поле. Но можно и самостоятельно смоделировать коврик в зависимости от цели занятия или интересов детей.

Важной особенностью использования в коррекционно-образовательной деятельности форм и методов для развития технического детского творчества, стало применение робота Bee-Boot. Уникальность детского творения неразрывно связано с игровым сюжетом и игрой, и, порой, между процессом творчества детей и игрой невозможно провести грань. Художественно эстетическое восприятие в творчестве является важным элементом гармоничного становления и развития личности ребёнка, в первую очередь, для саморазвития.

Так в процессе «фрактального рисования» дети наслаждались просмотром его собственных произведений искусства в разных конфигурациях, заставив робота рисовать разные рисунки. После чего дети попробуют увидеть образы в причудливых узорах и раскрасить их.

В процессе фрактального рисования нет удачных или неудачных работ, все работы получаются своеобразными. Здесь первоначально необходимо обратить внимание на сам процесс, а потом на его результат. То есть главным выступает творческая деятельность и в процессе этого создание детьми чего-то нового.

В процессе художественного творчества у ребенка развиваются художественно эстетическое восприятие, вкус, наблюдательность, концентрация внимания и воображения, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Коррекционно-развивающие занятия с использованием робота стали намного ярче и динамичнее, как для детей, так и для педагогов. Благодаря внедрению в деятельность данного оборудования дети заинтересованно работают на занятии, у них отмечается повышении концентрации внимания, улучшается запоминание и понимание учебного материала. Процесс обучения детей уже становится наиболее захватывающим и привлекательным, это позволило детям умело манипулировать осязаемыми объектами и экспериментировать с ними в реальных ситуациях.

Использование в педагогической практике программируемого мини-робота Bee-Boot способствует решению многих задач всестороннего развития ребенка-дошкольника и позволяет оптимизировать и индивидуализировать обучение детей, создавать в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».

Литература:

  1. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1996. — С. 239.
  2. Тандалова А. Н. «Развитие пространственной ориентации дошкольника посредством мини-робота BEE — BOT» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://1.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/fevral/no-2012-master-klass-razvitie-prostranstvennoy-orientacii-doshkolnika-posredstvom-mini-robota-bee-bot/, 06.02.2017
  3. Тетерина С. Ф. Технические средства обучения, применяемые с детьми с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/korrekcionnoe-obuchenie/189996-tehnicheskie-sredstva-obuchenija-primenjaemye.html, 29.02.2016
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, робот, дошкольный возраст, игра, программируемый робот, процесс обучения, дополнительная мотивация, дружелюбный дизайн, игровая форма, игровое оборудование.


Похожие статьи

Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в творчестве детей дошкольного возраста

Данная статья посвящена особенностям развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционной техники рисования «Батик». В ней представлена программа по развитию творческих способностей и эмоционально-вол...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшей группы. Организованная образовательная деятельность «Теремок на лесной полянке»

Занятие разработано для воспитателей старшей группы в детском саду и проводится в свободной деятельности. Занятие способствует развитию мелкой моторики рук, памяти, мышлению. Игры с песком способствуют развитию речевой активности ребенка, обогащению ...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Дидактические игры на основе конструктора «Йохокуб» как средство коррекции и развития речи у детей с ОВЗ

Статья посвящена возможностям использования технологии «Йохокуб» в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Предложена авторская дидактическая игра на основе конструктора Е. Н. Чуйковой для развития коммуникат...

Использование Асtivity-Book в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в ДОУ

Важным аспектом современного образования является задача педагога научить ребенка ставить перед собой цели, находить способы их решения. Представлен практический опыт использования Activity-Book, способствующей углублению знаний и умений детей в груп...

Эффективный подход к обучению плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе освещаются особенности организации занятий по плаванию с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья. Предлагается система использования сказочных сюжетов, упражнений и игр на воде; условных сигналов и жестов; приема «за...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога

Статья посвящена внедрению в коррекционную работу учителя-дефектолога инновационных технологий, которые дают возможность улучшить качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано что инновационные технологии играют в образоват...

Похожие статьи

Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в творчестве детей дошкольного возраста

Данная статья посвящена особенностям развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционной техники рисования «Батик». В ней представлена программа по развитию творческих способностей и эмоционально-вол...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшей группы. Организованная образовательная деятельность «Теремок на лесной полянке»

Занятие разработано для воспитателей старшей группы в детском саду и проводится в свободной деятельности. Занятие способствует развитию мелкой моторики рук, памяти, мышлению. Игры с песком способствуют развитию речевой активности ребенка, обогащению ...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Дидактические игры на основе конструктора «Йохокуб» как средство коррекции и развития речи у детей с ОВЗ

Статья посвящена возможностям использования технологии «Йохокуб» в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Предложена авторская дидактическая игра на основе конструктора Е. Н. Чуйковой для развития коммуникат...

Использование Асtivity-Book в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в ДОУ

Важным аспектом современного образования является задача педагога научить ребенка ставить перед собой цели, находить способы их решения. Представлен практический опыт использования Activity-Book, способствующей углублению знаний и умений детей в груп...

Эффективный подход к обучению плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе освещаются особенности организации занятий по плаванию с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья. Предлагается система использования сказочных сюжетов, упражнений и игр на воде; условных сигналов и жестов; приема «за...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога

Статья посвящена внедрению в коррекционную работу учителя-дефектолога инновационных технологий, которые дают возможность улучшить качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано что инновационные технологии играют в образоват...

Задать вопрос